Педагогический проект

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Алексеевка

муниципального района Алексеевский Самарской области


Педагогический проект

«Патриотическое воспитание младших школьников

средствами внеурочной деятельности»



Выполнила:

Парамонова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Алексеевского района

Самарской области

с.Алексеевка, 2014

Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно - не опоздать!..



Содержание
1. Актуальность проблемы 2. Выявление проблемы 3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей 4.Средства реализации проекта

5. Рабочий план реализации проекта

6. Характеристика условий ОУ при реализации проекта

7. Ожидаемые результаты

8. Дальнейшее развитие проекта

9. Диагностика

10. Список литературы




Актуальность проблемы Сегодня патриотическое воспитание - это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности - это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых. Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа, а делать это лучше всего в историко-краеведческом музее. Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину.



























Выявление проблемы Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. Слово "патриотизм" для большинства россиян сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Проблема - патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Это связано еще и с тем, что: во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения; во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества; в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума; в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритет ной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству; Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе.















Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей Цель проекта: воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы; воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина сочетается с его любовью к малой родине; привитие любви к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности.
В ходе работы над проектом необходимо решить следующие задачи:

  • развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
  • расширять знания о родной стране, посёлке;
  • воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
  • формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
  • воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
  • формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
  • развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок. Проект рассчитан на учащихся 3-4 классов.


Средства реализации проекта Возможные формы активных воспитательных мероприятий:

  • диспут, викторина;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • экскурсия;
  • устный журнал;
  • творческий проект;
  • виртуальная экскурсия;
  • игра - путешествие
  • страницы семейной книги
  • практикум;
  • мастерская;
  • исследование;

  • создание семейной книги «Моя семья».


Рабочий план реализации проекта

Общая тема

Кол-во часов

Форма проведения

Тема занятия

1-4


Россия, родина моя

4

беседа

«Моя малая Родина»

игра - путешествие

Игра - путешествие «Страна, в которой я живу»

экскурсия по посёлку

«Село! Село, моё родное»

5-8

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

4

конкурс стихов

«Строки, опалённые войной»

экскурсия

«Они защищали Родину»

беседа

«Что значит - Родину защищать?»

сочинение-миниатюра

страницы семейной книги «Война вошла в каждый дом»

9-12

Праздник урожая

4

беседа

«Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»

экскурсия в автогараж

«Какие машины убирают хлеб?»

экскурсия на пекарню

«Как испечь пирожок?»

конкурс

Конкурс стихов о хлебе

13-14

Трудовая слава моей семьи

4

диспут

«Какая профессия важней?»

практикум

страницы семейной книги «Трудовая слава моей семьи»

конкурс рисунков

«Мы рисуем профессию»

15-18

Красота родной природы

4

диспут

«Какое время года я люблю»

конкурс стихов

«Отчизны милой красота»

беседа

«Природа родного края»

экскурсия

«Какие птицы живут рядом с нами»

19-22

История улиц в истории села

4

беседа

«Улица, на которой я живу»

конкурс рисунков

«Это улица моя»

круглый стол

«Почему наша улица так называется?»

сочинение - миниатюра

«Улица моя»

23-26

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

4

беседа

«В дружбе сила»

практикум

«Мы пишем книгу о дружбе»

конкурс

«Настоящий друг»

игра

«Дружный хоровод»

27-30

Из бабушкиного сундука

4

беседа

«Какие вещи живут в бабушкином сундуке?»

мастерская

Мы шьём игрушку

мастерская

Делаем сами своими руками

31-33

Заповедные уголки природы

3

беседа

Беседа «Что такое природа»

экскурсия

Экскурсия в природу

выставка рисунков

«Красота родной природы»

34-37

Государственные символы России

4

беседа

«Символы моей страны»

конкурс стихов

«Россия, родина моя!»

конкурс рисунков

«Символы России»

экскурсия в библиотеку

выставка книг о Родине»

38-42

Моя родословная

5

беседа

«Зачем человеку семья»

практикум

« У фамильного древа»

сочинение-миниатюра

страницы семейной книги «Моя семья»

круглый стол

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

сочинение- миниатюра

страницы семейной книги «Семейные традиции»

проект

«Семейные реликвии»

43-46

Государственные праздники

4

беседа

«Что такое праздник?»

диспут

«Какие праздники бывают»

игра - путешествие

«От праздника к празднику»

конкурс рисунков

«Мы рисуем праздник»

47-50

Православные праздники

4

беседа

«Что значит - православный праздник?»

экскурсия в храм

«Священные таинства»

круглый стол

«Обычаи и приметы, связанные с празднованием православных праздников»

проект

«Мастерим праздник»

51-54

Путешествие в прошлое

4

виртуальная экскурсия

«Это было много лет назад»

беседа

«Как жили наши предки»

устный журнал

«По страница истории»

экскурсия в краеведческий музей

«Знакомимся с нашей историй»

55-58

Мои соседи

4

беседа

«Кто живёт в нашем доме»

устный журнал

«Я, ты, он, она - вместе дружная семья»

виртуальная экскурсия

«Путешествие в соседние государства»

конкурс стихов

стихи поэтов разных национальностей

59-62

Все работы хороши, выбирай на вкус!

4

викторина

«Мир профессий»

исследование

«Сельские профессии»

круглый стол

«Кем быть?»

экскурсия на животноводческую ферму

«Очень нужная работа!»

63-65

Фольклор, традиции, обычаи

3

устный журнал

«Фольклор, традиции, обычаи»

викторина

«В гостях у сказки»

экскурсия в музей краеведения

«Традиции и обычаи нашего края»

66-67

Мир дому моему, мир дому твоему

2

проект

Мир дому моему, мир дому твоему

68

Итоговое занятие

1

игра - путешествие

«По родной стране»

















Характеристика условий ОУ при реализации проекта В ГБОУ СОШ с. Алексеевка для реализации проекта созданы определённые условия: Технические условия кабинета начальных классов и кабинета информатики позволяют обеспечить возможность проводить различные мероприятия, при проведении мероприятий использовать электронные наглядные пособия Техническое оснащение кабинета:

  • интерактивная доска;
  • компьютеры на каждого учащегося с выходом в Интернет;
  • проектор.
Условия кабинета начальных классов и кабинета информатики соответствуют нормам СанПиНа:
  • соблюдается режим освещения;
  • в оформлении кабинета использованы безопасные материалы.
В кабинетах сформирована безопасная, здоровьесберегающая образовательная среда. Для проведения экскурсий с выездом есть школьный автобус, оборудованный в соответствии с правилами перевозки детей и нормами СанПиН.















Ожидаемый результат Реализация данного проекта предполагает сформированность:

  • начальной системы краеведческих знаний,
  • устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • любви и бережного отношения к родной природе;
  • активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.




















Дальнейшее развитие проекта Основным критерием результативности патриотического воспитания граждан должно стать их сознательное, самостоятельное и активное стремление своими действиями служить России. Результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности. Эти факторы будут определять будущее России как великой и могучей державы. Реализация патриотического воспитания только через получение новых знаний невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Решение этой задачи невозможно без создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.



























Диагностика

Анкета

  1. Как называется страна, в которой ты живёшь?

  2. Назови столицу нашего государства?

  3. Какие государственные символы ты знаешь?

  4. Какие цвета есть на флаге нашего государства?

  5. Что обозначают цвета флага?

  6. Что мы называем малой родиной? Почему?

  7. Как раньше назывался наш посёлок? Почему?

  8. Какие улицы есть в нашем посёлке?

  9. На какой улице ты живёшь? Почему она так называется?

  10. Назови фамилии людей, которые прославили наш край.

Анкета

  1. Где работают твои родители?

  2. Что ты знаешь об их работе?

  3. Какие профессии ещё встречались в вашей семье?

  4. Какая из этих профессий самая главная? Почему?

  5. Люди каких профессий живут рядом с тобой?

  6. Какую пользу они приносят окружающим людям?

  7. Какие сельские профессии ты знаешь?

  8. Как ты считаешь, какая профессия самая нужная? Почему?

  9. Кем бы ты хотел стать? Почему?

  10. Какие пословицы о труде ты знаешь?

Анкета

  1. В какой природной зоне мы живём?

  2. Какие растения встречаются в нашей природной зоне?

  3. Какие птицы живут рядом с тобой?

  4. Какие животные живут в нашей природной зоне?

  5. Как называется река, протекающая рядом с посёлком?

  6. Какие рыбы живут в реке?

  7. Какие растения растут в реке и возле неё?

  8. Является ли территория нашего района заповедной зоной? Почему?

  9. Какие растения и животные находятся под охраной государства? Почему?

  10. Какое время года нравится тебе ? Почему?

Список литературы


  1. Плахова Т.В. Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи. Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. СИПКРО, Самара, 2007
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)
  3. Жиренко О., Лапина Е. Я - гражданин России! М.: ВАКО, 2008
  4. Высоцкий В., О. Жиренко О. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся. М.: Знание, 2008
  5. Пашкович И. Патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель 2006
  6. Пашкович А.П. Дни воинской Славы России. М.: Глобус, 2007
  7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009
  8. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: Глобус, 2007
  9. Видякин М.В., Касаткина Н.А., Усатова И.О. и др. Военно-патриотическое воспитание в школе Волгоград: Учитель, 2006














© 2010-2022