Урок по окружающему миру на тему Жизнь древних славян (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Школа России»

А.А.Плешаков

Окружающий мир 4 класс

МБОУ «СОШ №3» п. Арамиль Свердловской области

Разработала: Мингалиева Эльмира Газалиевна, учитель начальных классов.


Тема по окружающему миру: Жизнь древних славян

Метапредметная тема: знание.

Цели урока:

Обучающие:

  • Формировать представления об истории как о науке формирование у учащихся представление о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян;

  • Формировать умения работать со разными источниками информации.

  • Учить детей давать определения историческим терминам.

  • Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Развивающие:

  • Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

  • Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Метапредметные - организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к истории.

  • При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.

Задачи урока:

1. Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

2. Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

3. Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся.

4. Формировать понятие «уметь учиться».


Тип урока: открытие нового знания Форма проведения: урок-исследование Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, тестовое задание, словари, энциклопедии. Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 4 класс, лист самооценки, карточки, план - исследования, тесты.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;

  2. компьютер, экран, презентация PowerPoint (автор Мингалиева Э.Г.)

  3. карта «Расселение древних славян»,

  4. толковые словари русского языка С.И. Ожегова, справочное пособие «Полный школьный курс», энциклопедия «Все обо всем»

  5. Учебники;

  6. Карточки для «Кластера», разрезные карточки для работ по группам, маршрут урока (поэтапная самооценка, оценка работы в группе)

  7. Клей, цветные карандаши.

Ход урока

Содержание урока

Вид работы

1

Орг. момент.

Добрый день всем присутствующим в нашем классе. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем присутствующих улыбками. Молодцы! А теперь подарите улыбку - знак уважения и доброжелательности друг другу.

-Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать свою работу на маршрутных листах.

Звонок голосистою птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру.

И мы начинаем учиться

Всему, что узнал человек.

Истории древней страницы

Расскажут про каменный век.

Раздвинутся мира границы,

Заманчив познания путь.

И надо ещё умудриться

В грядущее заглянуть.

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство, Которому в будущем жить. Учитель: И в ваших глазах я тоже увидела любопытство, которое поможет нам открыть много нового на уроке.

Фронтальная

2.

Повторение изученного материала.

-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». - Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, истории развития человечества.

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)

Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвёртая - Новое время. Пятая - Новейшее время.

- Вспомните, что означают эти слова?

ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ

Предки - это люди, которые жили перед нами.

Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

Потомки - это люди, которые будут жить после нас.

Выберите истинное высказывание.

Наши предки живут в далеком будущем.

Наши потомки жили в далеком прошлом.

Наши предки жили в далеком прошлом.

- Почему опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете?

- Да, мы сегодня действительно вернёмся в прошлое, чтобы

начать изучать большой раздел «История Отечества», а вот к какому народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.


  1. Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом. (история)

  2. Имя богини - покровительницы этой науки. (Клио)

  3. Большое животное, на которое охотились древние люди.(мамонт )

  4. Отрезок времени в сто лет. (век)

  5. Страна, которая подарила миру Олимпийские игры. (Греция)

  6. На берегах какой реки возникло Египетское государство? ( Нил)

  7. Наука, которую иногда называют "наукой лопаты. "( археология)

(поменяйтесь по группам и проверьте правильность заполнения кроссворда.)

Фронтальная


Работа со словарем в группе



Мозговой штурм


3

Сообщение темы и цели урока.

- Прочтите ключевое слово, образованное в колонке (славяне), объявление темы урока.

Какая будет тема урока?

- СЛАВЯНЕ - крупнейшая в Европе группа родственных народов.

- Прежде чем отправиться в прошлое, нам нужно составить план изучения жизни древних славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их составьте вопросы по данной теме.

  • Где жили древние славяне.

  • Чем занимались

  • Во что верили древние славяне

- ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

Практическая работа

Составление кластера

на экране и в группах (дети пишут вопросы и наклеивают на

лист)

4

Изучение новой темы.


Учитель:

Надо подготовить рассказ о расселении, быте, занятиях и верованиях древних славян.

Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. Исследование вы проведёте самостоятельно, используя имеющиеся предметы исследования - учебник и исторические источники. Я буду консультантом и координатором ваших действий. Исследование будет осуществляться по определённому плану.

В ходе исследования должны выяснить:

Расселение древних славян занятия восточных славян. быт и жилища восточных славян. верования древних славян. (Командирам каждой группе выдаётся конверт с заданиями.)

Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? (просигнальте красным цветом, когда выполните задание -зелёным цветом.) У вас на столах памятка-как работать в группе, к концу урока командиры, должны будут оценить работу своей группы. Приступайте к работе.

IV. Физминутка

- Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Рассказ учителя


Индивидуальная работа

по тексту

Индивидуальная работа



5

Работа в группах. ( Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом)

( 1-я группа) Поселение

Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери.

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях - во время праздников и свадебных обрядов.

ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН

(2-я группа)

Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

ЯЗЫЧЕСТВО

-3-я группа расскажет, во что верили др. славяне

До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники - это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, - отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния - славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю - мать всего живого, и солнце - источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи - низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

Духи, божества природы.

Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников

Учитель

- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.

Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники?

-Выступление каждой группы и устное оценивание

- ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

Физминутка!!!!

Дети распределяют

отвечающих в своей группе, готовятся к ответу.

6

Закрепление, проверка полученных знаний.

3-4 человека-выполнит задание теста.

ТЕСТ (У каждого на столе тест)

1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

5. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти;

б) хлопка;

в) шёлка.

Самопроверка по контрольной карточке. 1 а, 2 в, 3 б, 4 в, 5 а.

Или взаимопроверка в группе

Проверка по слайдам

- ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ

Итог:

- Кто такие восточные славяне?

- С чем были жизнь, занятия, верования славян.

Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) - древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

контроль

тестирование



Индивидуаль-

ная или в парах взаимопомощи


7

Рефлексия.

- Какую тему мы сегодня исследовали? Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?»

Что нам помогло в этом, какие знания, с помощью чего мы их добывали?

-Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?

-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?

-Кому работа на уроке показалась интересной?

- Что вас особенно удивило?

НУрок по окружающему миру на тему Жизнь древних славян (4 класс)а память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.

Фронтальная

8.

Домашняя работа.

С.34-39, Задание 1,3, контурные карты доделать, приготовить к сдаче на оценку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Алгоритм работы в группе

  1. Определите цель деятельности своей группы на уроке.

  2. Обсудите с товарищами задание и шаги по его выполнению.

  3. Будьте внимательны к мнению всех членов группы.

  4. Распределите задания между собой и обозначьте отведенное на это время.

  5. Помогайте друг другу.

  6. Подготовьте сообщение, доклад (презентацию, проект), распределите роли и очередность выступления.

  7. Доброжелательно и внимательно относитесь к другим группам.

Роли и обязанности членов учебной группы

Фамилия ученика

Командир

организует работу всей группы

Секретарь

ведёт записи, следит за соблюдением рабочей тишины и за временем

Консультант

помогает при выполнении учебных заданий; объясняет трудный материал, который сам хорошо понял.

Эксперт

следит за ясностью и точностью выступлений учеников; оценивает выполнение элементов задания.

Помощник

помогает при выполнении учебных заданий;

Оценка работы в группе.

Участники группы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени работу группы. Отметь «+» нужный вариант

Критерии

Отлично

Хорошо

Не справились

Взаимопомощь

Ответственность

Активность

Взаимоуважение

Умение слушать других








9

© 2010-2022