- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Жизнь древних славян (4 класс)
Урок по окружающему миру на тему Жизнь древних славян (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мингалиева Э.Г. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УМК «Школа России»
А.А.Плешаков
Окружающий мир 4 класс
МБОУ «СОШ №3» п. Арамиль Свердловской области
Разработала: Мингалиева Эльмира Газалиевна, учитель начальных классов.
Тема по окружающему миру: Жизнь древних славян
Метапредметная тема: знание.
Цели урока:
Обучающие:
-
Формировать представления об истории как о науке формирование у учащихся представление о жизни древних славян; знакомство с внешним видом, бытом, верованиями славян;
-
Формировать умения работать со разными источниками информации.
-
Учить детей давать определения историческим терминам.
-
Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Развивающие:
-
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.
-
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.
-
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Метапредметные - организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.
Воспитывающие:
-
Воспитывать интерес к истории.
-
При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
Задачи урока:
1. Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
2. Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
3. Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся.
4. Формировать понятие «уметь учиться».
Тип урока: открытие нового знания Форма проведения: урок-исследование Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, тестовое задание, словари, энциклопедии. Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 4 класс, лист самооценки, карточки, план - исследования, тесты.
Оборудование:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютер, экран, презентация PowerPoint (автор Мингалиева Э.Г.)
-
карта «Расселение древних славян»,
-
толковые словари русского языка С.И. Ожегова, справочное пособие «Полный школьный курс», энциклопедия «Все обо всем»
-
Учебники;
-
Карточки для «Кластера», разрезные карточки для работ по группам, маршрут урока (поэтапная самооценка, оценка работы в группе)
-
Клей, цветные карандаши.
Ход урока
№
Содержание урока
Вид работы
1
Орг. момент.
Добрый день всем присутствующим в нашем классе. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем присутствующих улыбками. Молодцы! А теперь подарите улыбку - знак уважения и доброжелательности друг другу.
-Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, в течение урока сами будете оценивать свою работу на маршрутных листах.
Звонок голосистою птицей
Опять пролетел поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.
И мы начинаем учиться
Всему, что узнал человек.
Истории древней страницы
Расскажут про каменный век.
Раздвинутся мира границы,
Заманчив познания путь.
И надо ещё умудриться
В грядущее заглянуть.
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство, Которому в будущем жить. Учитель: И в ваших глазах я тоже увидела любопытство, которое поможет нам открыть много нового на уроке.
Фронтальная
2.
Повторение изученного материала.
-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». - Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, истории развития человечества.
- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (лента времени)
Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвёртая - Новое время. Пятая - Новейшее время.
- Вспомните, что означают эти слова?
ПРЕДКИ, СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ
Предки - это люди, которые жили перед нами.
Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.
Потомки - это люди, которые будут жить после нас.
Выберите истинное высказывание.
Наши предки живут в далеком будущем.
Наши потомки жили в далеком прошлом.
Наши предки жили в далеком прошлом.
- Почему опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете?
- Да, мы сегодня действительно вернёмся в прошлое, чтобы
начать изучать большой раздел «История Отечества», а вот к какому народу мы отправляемся, необходимо разгадать кроссворд, в котором спрятано его название.
-
Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом. (история)
-
Имя богини - покровительницы этой науки. (Клио)
-
Большое животное, на которое охотились древние люди.(мамонт )
-
Отрезок времени в сто лет. (век)
-
Страна, которая подарила миру Олимпийские игры. (Греция)
-
На берегах какой реки возникло Египетское государство? ( Нил)
-
Наука, которую иногда называют "наукой лопаты. "( археология)
(поменяйтесь по группам и проверьте правильность заполнения кроссворда.)
Фронтальная
Работа со словарем в группе
Мозговой штурм
3
Сообщение темы и цели урока.
- Прочтите ключевое слово, образованное в колонке (славяне), объявление темы урока.
Какая будет тема урока?
- СЛАВЯНЕ - крупнейшая в Европе группа родственных народов.
- Прежде чем отправиться в прошлое, нам нужно составить план изучения жизни древних славян.
- Перед вами вопросительные слова, используя их составьте вопросы по данной теме.
-
Где жили древние славяне.
-
Чем занимались
-
Во что верили древние славяне
- ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
Практическая работа
Составление кластера
на экране и в группах (дети пишут вопросы и наклеивают на
лист)
4
Изучение новой темы.
Учитель:
Надо подготовить рассказ о расселении, быте, занятиях и верованиях древних славян.
Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. Исследование вы проведёте самостоятельно, используя имеющиеся предметы исследования - учебник и исторические источники. Я буду консультантом и координатором ваших действий. Исследование будет осуществляться по определённому плану.
В ходе исследования должны выяснить:
Расселение древних славян занятия восточных славян. быт и жилища восточных славян. верования древних славян. (Командирам каждой группе выдаётся конверт с заданиями.)
Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? (просигнальте красным цветом, когда выполните задание -зелёным цветом.) У вас на столах памятка-как работать в группе, к концу урока командиры, должны будут оценить работу своей группы. Приступайте к работе.
IV. Физминутка
- Ребята мы отправимся в лес , в котором жили восточные славяне.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Рассказ учителя
Индивидуальная работа
по тексту
Индивидуальная работа
5
Работа в группах. ( Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и дополнительным материалом)
( 1-я группа) Поселение
Славяне жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Жилищами им служили деревянные избы, крытые соломой или древесной корой. Печи в таких избах топились «по-чёрному». Труб у них не было, и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окно и двери.
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях - во время праздников и свадебных обрядов.
ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН
(2-я группа)
Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.
ЯЗЫЧЕСТВО
-3-я группа расскажет, во что верили др. славяне
До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники - это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, - отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния - славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю - мать всего живого, и солнце - источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи - низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.
Духи, божества природы.
Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.
Сообщения о домовом, лешем, водяном.
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.
Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников
Учитель
- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.
Многие из них сохранились до наших дней.
- Как вы думаете, какие это праздники?
-Выступление каждой группы и устное оценивание
- ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
Физминутка!!!!
Дети распределяют
отвечающих в своей группе, готовятся к ответу.
6
Закрепление, проверка полученных знаний.
3-4 человека-выполнит задание теста.
ТЕСТ (У каждого на столе тест)
1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
Самопроверка по контрольной карточке. 1 а, 2 в, 3 б, 4 в, 5 а.
Или взаимопроверка в группе
Проверка по слайдам
- ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ
Итог:
- Кто такие восточные славяне?
- С чем были жизнь, занятия, верования славян.
Вывод: Восточные славяне (предки русских, украинцев и белорусов) - древние жители Восточной Европы. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.
контроль
тестирование
Индивидуаль-
ная или в парах взаимопомощи
7
Рефлексия.
- Какую тему мы сегодня исследовали? Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?»
Что нам помогло в этом, какие знания, с помощью чего мы их добывали?
-Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?
-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?
-Кому работа на уроке показалась интересной?
- Что вас особенно удивило?
На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.
Фронтальная
8.
Домашняя работа.
С.34-39, Задание 1,3, контурные карты доделать, приготовить к сдаче на оценку.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм работы в группе
-
Определите цель деятельности своей группы на уроке.
-
Обсудите с товарищами задание и шаги по его выполнению.
-
Будьте внимательны к мнению всех членов группы.
-
Распределите задания между собой и обозначьте отведенное на это время.
-
Помогайте друг другу.
-
Подготовьте сообщение, доклад (презентацию, проект), распределите роли и очередность выступления.
-
Доброжелательно и внимательно относитесь к другим группам.
Роли и обязанности членов учебной группы
Фамилия ученика
Командир
организует работу всей группы
Секретарь
ведёт записи, следит за соблюдением рабочей тишины и за временем
Консультант
помогает при выполнении учебных заданий; объясняет трудный материал, который сам хорошо понял.
Эксперт
следит за ясностью и точностью выступлений учеников; оценивает выполнение элементов задания.
Помощник
помогает при выполнении учебных заданий;
Оценка работы в группе.
Участники группы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени работу группы. Отметь «+» нужный вариант
Критерии
Отлично
Хорошо
Не справились
Взаимопомощь
Ответственность
Активность
Взаимоуважение
Умение слушать других
9