- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад «Технология укрупнения дидактических единиц в контексте ФГОС второго поколения»
Доклад «Технология укрупнения дидактических единиц в контексте ФГОС второго поколения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сабирова С.А. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Хаглышевой Е.К.»
Районный семинар учителей начальных классов
«Основные образовательные технологии»
21.01.2015г.
Доклад на тему:
«Технология укрупнения дидактических единиц
в контексте ФГОС второго поколения»
Докладчик:
Сабирова Светлана Антоновна
учитель начальных классов
2015г. (cлайд №1) В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Развитие творческого, самостоятельного мышления, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации - одна из главных задач образования сегодня. Значит, школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Содержание современного образования требует существенной модернизации средств и методов обучения. (слайд №2) Как научить детей самостоятельно добывать знания, анализировать факты? На что опираться? На слуховую память, зрительную? Использовать ассоциации? Учить логическому мышлению?
Очевидно, что в зависимости от ситуации надо применять различные средства, методы, приемы. К таким приёмам изучения, преподавания, а также усвоения учебного материала надо отнести технологию укрупнение дидактических единиц П.М.Эрдниева, который позволяет качественно преобразовать все элементы системы обучения.
(слайд №3) Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) способствует формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательного интереса, способности к усвоению знаний, способов учебной деятельности и дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика.
Поставлена целевая ориентация: - достижение целостности знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся; - создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность. (слайд №4) Таким образом, общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта, совпадает с технологией укрупнения дидактических единиц (УДЕ), сформулированной более полувека назад как достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Отсюда следует, ФГОС + УДЕ. (слайд №5) Принципы технологии УДЕ базируются на соответствующих им закономерностях и реализуются через определённую систему правил: 1. всё, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно; 2. учащиеся должны учиться самостоятельно, составлять и формулировать обратные задачи, решать их, тем самым формировать процесс работы с задачей, вырабатывать навык самопроверки; 3. в учебный процесс должны включаться задания не только по решению задач, но и самостоятельного их составления по указанной формуле, аналогичные, усложненные; 4. учитель должен систематически использовать возможность самоорганизации учащихся. . Стандарт и система технологии УДЕ имеют общее психолого-педагогическое основание. Иными словами, благодаря укрупнённым дидактическим единицам (УДЕ) достигается значительный рост производительности и продуктивности труда учащихся. В теоретическом плане эта технология представляет открытие качественно нового явления в психологии обучающегося, а именно: при последовательном обучении в мышлении учащихся возникает особый алгоритм самонаращивания знаний. Также следует отметить, что эта технология как раз приближена к свойствам внутренней информации, что и приводит к упрощению и облегчению процесса обучения, и в последующем, приобретает и эмоциональную окраску, подъём, особенно тогда, когда ученик убеждается в своей правоте. Процесс первооткрывателя, эмоциональная окраска радости способствуют желанию учиться, запоминать учебный материал, сравнивать. Учитель должен воспитывать привычку сравнивать события, явления, проводить аналогии, а также находить особенное и частное, делать обобщающие выводы. Результаты подобной умственной деятельности благотворно влияют на пытливость, ум, воображение. (слайд №6) Система работы по технологии П.М. Эрдниева позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка. Все эти особенности технологии мне представляются перспективными для сегодняшнего, каждодневного процесса обучения, потому что обладает силой дальнодействия, закладывая в ученике черты деятельного интеллекта, способствует становлению активной личности. Все это происходит через сознательное и планомерное укрупнение изучаемого материала, через развитие соответствующих умений и навыков учащихся. П.М. Эрдниев выделяет четыре основных способа укрупнения дидактических единиц:- совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций;
- применение деформированных упражнений;
- широкое использование метода обратной задачи;
- усиление удельного веса творческих заданий.
Список литературы:
1.Гузеев Б.В. Лекции по педагогическим технологиям. М: «Знание», 1992г.
2.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М; «Сфера»2010г.
3.Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998 г.
4.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М: «Педагогика», 1979 г.
5.Шаталов В.Ф. Точка опоры. М: «Педагогика», 1987 г.
6. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология о6учения.(часть 1,2). М: «Просвещение», 1992 г.