• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 3 класса на тему: Сказки А. С. Пушкина

Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 3 класса на тему: Сказки А. С. Пушкина

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 3 класса на тему: «Сказки А.С.Пушкина».


Г.В. Меньшикова,
учитель начальных классов
Э.В. Корчагина,
учитель музыки


Цели урока: познакомить детей с понятием «народность сказок Пушкина»; закрепить умения учащихся определять средства музыкальной выразительности и изобразительности, знания характерных особенностей и типов русской народной песни; отработать навыки выразительного чтения и пения; развить устную речь учащихся, умение анализировать музыкальный и художественный текст; воспитать музыкальный эстетический вкус, интерес и любовь к высокохудожественной музыке, к поэзии и изобразительному искусству. Оборудование и материалы: портреты А. Пушкина, Н. Римского-Корсакова, металлофоны, плакат с изображением инструментов симфонического оркестра, некоторые инструменты русского народного оркестра. Литературный материал: сказки А. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о попе и работнике его Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Изобразительный материал: репродукции картин И. Крамского и Д. Буторина «У лукоморья», иллюстрации И. Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Сказке о царе Салтане». Музыкальный материал: симфоническая картина «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», интродукция (оркестровое вступление) из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», Р. Щедрин «Озорные частушки», русские народные песни «Со вьюном я хожу» и «Пойду ль я, выйду ль я».


Ход урока. (Дети входят в класс под музыку оркестрового вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».) I. Вступительное слово учителя. У ч и т е л ь. 2015 год - Год литературы в России. Одна из самых главных задач Года литературы - повысить читательскую активность. Читать - это должно быть «модно», современно, актуально. Необходимо привлечь внимание детей к литературе и чтению, стимулировать интерес россиян к печатному слову, к книгам. У меня в руках книга. Бесценная книга. На развороте ее надпись: «Эта книга - дань памяти великому русскому поэту к 215-летнему юбилею со дня рождения». Это самый любимый поэт из наших писателей-классиков. Еще в детстве мы знакомимся с его сказками. А. С. Пушкин часто говорит в своих сказках: «Я там был; мед, пиво пил... », поясняя тем самым, что он упивается сладким медом русской сказки. Поэт с радостью готов поделиться этими сказками со своими читателями. Какие сказки Пушкина вы знаете? (На доске предложены иллюстрации к сказкам.)
II. Беседа о сказках А.С. Пушкина. 1. «Сказка о рыбаке и рыбке». У ч и т е л ь. В первом классе мы познакомились со «Сказкой о рыбаке и рыбке». О чем рассказывает эта сказка? Чем она заканчивается? («Глядь: перед ним землянка, на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто».) Есть такая поговорка: «Остаться у разбитого корыта». В каких случаях так говорят? Мысль о правде, справедливости, добре и зле всегда глубоко волновала человека. Людям хотелось верить, что зло, корысть, властолюбие, несправедливость в конце концов будут наказаны, а правда рано или поздно восторжествует. А теперь на этом сказочном корабле (показывает макет корабля) мы отправимся в другую сказку А.С. Пушкина. (Дети исполняют песню «Ветер по морю гуляет».) О какой сказке пойдет речь?
2. «Сказка о царе Салтане». (Чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане», в котором рассказывается о трех чудесах острова Буяна.) У ч и т е л ь. О каких чудесах острова Буяна рассказывает поэт? (Белка, 33 богатыря, Царевна Лебедь.) Текст, который вы сейчас прочитали, является эпиграфом к симфонической картине «Три чуда» из оперы русского композитора Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Он создал музыкальную иллюстрацию чудесного города Леденца. Симфоническая картина состоит из трех разделов, в каждом из них изображается то или иное чудо. Сигнал трубы в симфоническом оркестре призывает слушателей полюбоваться очередным чудом. Композитор использует стилевые элементы народного театрального представления. Первое чудо - Белка.

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет...


Композитор использует мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде», которую разрабатывает в форме вариации. (Звучит музыка из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».) У ч и т е л ь. Теперь послушаем фрагменты симфонической картины и дадим характеристику ее музыкальным образам. (Слушание музыки.)
П е р в ы й м у з ы к а л ь н ы й о б р а з. Какой образ вы представили? (33 богатыря.) Какие черты характера выражает эта музыка? (Силу, мужество, храбрость, отвагу.) Опишите характер мелодии. (Радостный, бодрый, решительный, энергичный, торжественный.) Что вы ощущаете в этой музыке? (Маршевость.) Что изображает музыка? (Шаги, движение богатырей, картину природы - грозный рокот морского прибоя.) Какие инструменты симфонического оркестра создают этот образ? (Труба - инструмент медно-духовой группы.) Группы каких инструментов изображают картину разбушевавшегося моря? (Струнно-смычковая и деревянно-духовая.)

В т о р о й м у з ы к а л ь н ы й о б р а з. Какой образ вы представили? (Царевны-Лебеди.) Какие черты характера выражает эта музыка? (Нежность, мягкость, сердечность.) Опишите характер мелодии. (Певучий, плавный, протяжный, напевный.) Что вы ощущаете в этой музыке? (Песенность.) Какие инструменты симфонического оркестра создают образ? (Гобой - инструмент деревянно-духовой группы и скрипки - инструменты странно-смычковой группы.) Римский-Корсаков с большим мастерством использует тембровые особенности звучания инструментов симфонического оркестра. В его произведениях симфонический оркестр звучит красочно, ярко, разнообразно. Познакомившись с музыкой Римского-Корсакова мы можем сказать, что она помогла нам глубже понять и почувствовать характеры сказочных героев, сумела обогатить литературные образы сказки Пушкина.

3. «Сказка о попе и его работнике Балде».

У ч и т е л ь. Эта сказка рассказывает нам о жадности и невыполнении обещаний.

Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень их, читаем,

Изучаем наизусть,

В них живет наш русский дух!

И одну из этих сказок

Мы расскажем вам сейчас:

Про Балду и про попа,

Как Балда попа исправил,

Уважать свой труд заставил.

(Инсценировка фрагмента сказки (участники: чтец, коробейники, поп, Балда). Чтение текста под музыку Р. Щедрина «Озорные частушки». Во время инсценировки дети исполняют русские народные песни «Со вьюном я хожу» и «Пойду ль я, выйду ль я» под аккомпанемент школьного оркестра народных инструментов или фонограммы.


III. Народность сказок Пушкина. У ч и т е л ь. Почему интерес к сказкам Пушкина не исчезает и в наше время? Приведите примеры, в которых рассказывается об укладе крестьянской жизни. (Дети читают отрывки из сказок.) У ч и т е л ь. Пушкин использует в сказках слова и обороты речи, свойственные тому времени. Приведите примеры народных оборотов речи. Вы уже смогли убедиться в том, что в литературных и музыкальных произведениях отражалась жизнь русского народа, его обычаи, верования, обряды. Русская народная музыка сопровождала различные стороны жизни и деятельности человека. Самым доступным жанром на Руси была песня. У ч и т е л ь. Назовите типы русских народных песен (ответы детей).

1. Песни о родине, красоте русской природы.

2. Лирические протяжные песни.

3. Плясовые.

4. Частушки.

5. Песни на историческую тему.

6. Трудовые песни.

7. Солдатские строевые. У ч и т е л ь. Многие русские народные песни имеют общие черты. Назовите их. (Напевность, протяжность, распевы слогов, подголоски, переменный лад, многоголосие.) Песня сопровождалась игрой на русских народных инструментах. Назовите основные инструменты, которые входят в состав оркестра русских народных инструментов. (Балалайка, домра, баян) Многогранно отражали жизнь русского народа, его обычаи, обряды русские композиторы-классики. В своих произведениях они «говорили музыкальным языком своего народа». Примером могут служить оперы, написанные на сюжеты сказок и поэм Пушкина: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского - Корсакого, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

IV. Чтение отрывка «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила». У ч и т е л ь. Какие народные сказки упоминает автор? Мы видим, как автор, человек высочайшей культуры и одаренности, уловил суть разных сказок. Фантастический мир сказки требует от нас большой игры воображения. Перед нами появляются сцены из сказок, которые сменяют одна другую. А.Пушкин стремится к тому, чтобы читатель поверил в эти чудеса. У ч и т е л ь. Каких героев мы видим в этих сказках? (Лешего, Русалку, витязей... ) Как вы думаете, почему автор повторяет слово «там» в каждой строке текста? Поэт убеждает нас: все чудесное, сказочное русское царство находится там - в заветном Лукоморье. «Там русский дух, там Русью пахнет».

Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 3 класса на тему: Сказки А.С.Пушкина.
В сказочную страну Лукоморья переносит нас картина И.Н.Крамского «У лукоморья». Атмосфера картины мрачная, таинственная. Пушкин слушает сказки ученого кота под мощным развесистым дубом, ветви которого сплелись в порыве ветра, корявые корни, как змеи, ползут по земле, деревья отбрасывают причудливые тени, на переднем плане - тела погибших витязей; в туманной дали на фоне звездного неба - силуэты сказочных богатырей.
Конспект комплексного урока по литературному чтению, музыке и изобразительному искусству для 3 класса на тему: Сказки А.С.Пушкина.
Художник Д.Буторин иначе представил страну Лукоморья. Колорит его миниатюры праздничный. В нем преобладают яркие, светлые, золотистые тона. Радуют глаз узорные терема, диковинные деревья, праздничные одежды. На этом фоне злые герои кажутся бессильными, обреченными. И у каждого из нас, ребят, может возникнуть свое представление о сказочном Лукоморье.

V. Подведение итогов. У ч и т е л ь. На сегодняшнем уроке мы убедились в том, что творчество Пушкина оказало заметное влияние на различные виды искусства. Художники и композиторы черпали из сюжетов сказок Пушкина богатый материал для своих произведений.

(В конце урока ученик читает стихотворение Я. Полонского, посвященное 200-летию со дня рождения Пушкина.)

Пушкин - это возрожденье

Русской музы, воплощение

Наших первых дум и чувств,

Это незапечатленный

Ключ поэзии, священный,

В светлой области искусств.

Это старой няни сказки,
Это молодости ласки,
Огонек в степной глуши.
Это - слезы умиленья...
Это смутное влеченье
Вечно жаждущей души...

Это - гений, все любивший,
Все в самом себе вместивший-
Всеобъемлющ и велик...

Ныне мы поэта славим-
И на пьедестале ставим
Прославляющий нас лик.






© 2010-2022