Эссе «Учимся вместе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ

Олесиюк Мария Францевна

Келлеровская средняя школа имени героя Советского Союза

Ивана Михайловича Бережного Большую роль в моей педагогической практике сыграли пройденные мною трёхуровневые курсы. Теперь я смотрю на современный урок через призму идеи семи модулей программы . Где учитель направляет детей, создаёт ситуацию успеха, учит детей анализировать и оценивать свой опыт, свою работу, прислушивается к мнению учеников, учит учиться. Теперь я стараюсь проводить уроки, используя новые технологии семи модулей. Один из таких уроков - познание мира во 2 классе на тему «Закон твоей жизни». Через данный урок я хотела познакомить детей с понятием «Декларация прав человека », ознакомить с некоторыми статьями декларации, научить различать права от обязанностей. Учащиеся уже имели определённые знания о главном законе - «Конституции», из проводимых классных часов и внеклассных мероприятий. Для достижения целей я поставила ряд задач: учить самостоятельно добывать знания, развивать внимание, критическое мышление, учить отстаивать свою точку зрения; развивать элементы саморегулируемого обучения ,научиться оценивать результаты работы у себя и в других группах; воспитывать умение общаться в группах, способствовать воспитанию правовой культуры, развивать чувство справедливости. Ключевыми идеями урока были: использование новых подходов (диалогическое обучение) в обучении для развития умения распределять, сравнивать, анализировать, делать выводы; применять полученные знания на практике; развивать навык общения в группе, умение анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников; вовлечение в собственное обучение через оценивание своих результатов. В начале урока дети разделились на группы по геометрическим фигуркам. Получилось четыре группы по четыре человека. Работа в группе позволяет детям взаимообучаться через диалог. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. С детьми данного класса я работаю второй год. С каждым днём они становятся взрослее, учатся размышлять, делать определённые выводы. Не всегда проявляется терпимость друг к другу. Не всегда дети хотят работать с тем или иным учеником в паре . Сразу многие хотят быть спикерами. Приходится часто вмешиваться в диалоги между детьми. Конечно мы ещё маленькие , учимся работать в группах, не всегда всё получается, так как это очень трудоёмкий процесс . Для создания каллабаративной среды , атмосферы сотрудничества и благоприятного климата в начале урока я провела бодрячок «Цыплятки». После игр и бодрячков дети становились более раскрепощёнными, открытыми. В небольшой диалогической беседе друг с другом учащиеся проверяли друг у друга домашнее задание. Дети рассказывали придуманные загадки по правилам поведения. Оценивали друг друга стикерами. Думаю , что по взаимооценке и самооценке, мне ещё предстоит много работать, потому что у детей отсутствует объективность, завышают оценки себе и не всегда верно оценивают друг друга. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель - ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий . Мерсер(2000) описал как вовлечённость в процесс «обмена мыслями». Эссе «Учимся вместе»
Для развития критического мышления, чтобы дети учились думать, рассуждать я использовала ряд вопросов , по которым ученики должны были сформулировать тему и цель урока. Учащиеся рассматривали в представленной презентации иллюстрации, в которых демонстрировалась жизнь рыб под водой, муравейник, жизнь пчёл . Вопросы заставляли детей задуматься. Например : «Как вы думаете, жизнь этих маленьких животных проходит в определённом порядке, или как придётся? А у людей существуют правила, по которым живут люди?» Старалась задавать вопросы высокого порядка: «Зачем людям закон? Что было бы если бы не было ни каких законов?» Звучали открытые вопросы, которые вызывают множество ответов ,предполагают коммуникацию учителя и учащихся , оживляют обсуждение и дебаты в классе.

Эффективное применение вопросного метода задействует и учителя и учеников. Важно, чтобы учитель дал «время на размышление», прежде чем требовать ответы. Время на размышление - это временной промежуток с момента постановки вопроса до первого устного ответа учащегося Это позволяет учащимся подумать, прежде чем отвечать. Главный , на мой взгляд, сложный барьер, с которым я столкнулась, как и предполагала, было слабое развитие речи. Небольшой словарный запас, который ставит передо мной новые задачи, для решения которых я буду в последующей практике прибегать к методу критического мышления в диалоговом обучении.

Следующий этап - вовлечение в собственное обучение через оценивание своих результатов. Я использовала прием «инсерт».Учащимся необходимо было самостоятельно прочитать текст из учебника и на полях простым карандашом отметить: V - знаю, + - хочу знать. Затем обсудив в группе должны заполнить таблицу «ЗХУ». З-знаю, Х-хочу узнать, в конце урока У - узнал.Эссе «Учимся вместе» На выполнение данного задания ушло много времени. У детей разная техника чтения, поэтому я прибегла к помощи сильных детей, которые помогали осмыслить, или рассказать о прочитанном слабым ученикам. Здесь я использовала обучение через диалог и обучение талантливых и одарённых учеников. Ещё, я думаю, нужно было бы заменить написание предложений на напечатанные фразы из, которых бы учащиеся выбирали и наклеивали в нужную графу. Так как дети второго класса пишут медленно, и поэтому ушло на заполнение таблицы много времени. После самостоятельной работы я провела физминутку на саморегуляцию «Две половинки». Следующим было задание на практическое применение полученных знаний с использованием технологий критического мышления. Каждая группа получила сюжет из сказки, и указывает, какая статья нарушена. 1 - гр. «Волк и семеро козлят»( право на жизнь) 2 - гр. «Лиса, заяц и петух»(неприкосновенность жилища) 3 - гр. «Колобок»( право на свободу) 4 - гр. « Золушка» (никто не имеет права жестоко обращаться с другими) В обсуждении этого задания принимали участие все дети. Но лидировали сильные дети. В совместной работе, дети не стеснялись своего непонимания, старались разобраться сами в трудных вопросах, шло взаимобучение ,взаимоподдержка. Так слабый ученик чувствовал себя нужным , предлагал свои идеи для творческого задания. Я сделала для себя вывод, что важно давать ученикам время отвечать и, по возможности, строить ответы и дальнейшие вопросы на основе того, что они говорят. Во время презентаций своих работ дети давали оценку каждой группе. Критерии оценивания были разработаны на предыдущих уроках. Следующим предпоследним этапом урока явилась практическая работа. Я применила модуль «Новые подходы в обучении» .Дети учились отбирать, выделять необходимые условия, применять полученные знания на практике. Здесь я оценила степень усвоения нового материала, как дети отличают права от обязанностей. В задании нужно было придумать 3 права и 3 обязанности для проживания на «Необитаемом острове». Учащиеся придумывали права и обязанности для своей группы, если они попадут на необитаемый остров. Я думала, дети будут путать права с обязанностями, но сильные учащиеся смогли правильно разделить данные понятия и в диалоге с другими детьми отстоять свою точку зрения, тем самым научили других не путать права и обязанности. Почти во всех группах в этом задании звучал ответ : «Все имеют право купаться и собирать бананы», ну а обязанности в основном были о защите и помощи, т. к. в нескольких группах лидировали девочки. И в конце урока я провела небольшой тест-опрос по теме с разно уровневыми заданиями. Теперь я знаю, что каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои идеи, свои способности. Стараюсь составлять задания так, чтобы каждый смог принять участие в работе для актуализации собственного опыта. Для оценивания обучения мы провели игру «Истина, ложь» . Я цитировала правильные и неправильные понятия , дети должны были на правильный ответ встать, а на ложный хлопать в ладоши. В этом задании все могли увидеть, на сколько усвоен материал нового урока. Во время урока я наблюдала, как у учащихся развивается саморегуляция при чтении нового сложного материала, при выполнении разно уровневых тестовых заданий. Данный вопрос исследовала Марта Бронсон, выделив четыре области саморегулирования: когнитивная, эмоциональная, социальная и мотивационная. Обратная связь, по исследованию Хетти, является наиболее мощным инструментом, которая также является и самым простым рецептом повышения качества образования (Исследование «Что работает в классе»: Невидимое обучение с. 4). На последнем этапе рефлексии ученики записали в таблицу ,в последнюю графу то, что узнали и каждый сам себе поставил оценку стикером. Приём «Светофор» я применяла после каждого этапа урока, сделала для себя вывод, что самооценивание учащихся на уроке играет важную роль, таким образом я сразу вижу степень усвоения материала и потребности каждого ученика. Этап каждого урока высвечивался на интерактивной доске, что помогало мне представить наглядный материал и послужило для активного отдыха на уроке. В конце урока дети написали на стикерах то, о чём узнали, что вызвало затруднения. Прочитав записи учащихся , я убедилась, что достигла поставленную цель на уроке. Все семь модулей программы тесно взаимосвязаны и дополняя друг друга, делают урок насыщенным и интересным. Эссе «Учимся вместе»

Эссе «Учимся вместе»

Использованная литература:

Mercer, N.(2000) [ Слова и сознание: как мы используем язык для того , чтобы думать совместно]

Mercer, N. and Littleton ,K (2007) [ Диалог и развитие мышления. Социокультурный подход]


© 2010-2022