Открытый урок по окружающему миру Древние славяне

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Древние славяне»

Класс 4

Ход урока Цели:

  1. Обучающие:
- познакомить детей с историей своего государства;

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
- учить работать с картой.

  1. Развивающие:
развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, прививать интерес к географии, истории. 3. Воспитывающие: -воспитывать умение слушать товарищей, умение работать в группе;
-воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД:

Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян .

Познавательные УУД:

  • формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;

  • формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией;

  • умение вести диалог.

Личностные УУД:

  • формировать чувство справедливости;

  • формировать способность к самооценке.

Регулятивные УУД:

  • формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
  • формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи: ИЗО, технология, литературное чтение, русский язык.



Ход урока

1. Оргмомент

Звонок голосистою птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру.

И мы начинаем учиться

Всему, что узнал человек.

Истории древней страницы

Расскажут про древний наш век.

Раздвинутся мира границы,

Заманчив познания путь.

И надо ещё умудриться

В грядущее заглянуть.

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.


И я надеюсь увидеть в ваших глазах любопытство, а лучше сказать любознательность. Давайте вместе с вами сформулируем тему, цель и расскажем об этапах нашей работы, которую вы проделали. 2. Постановка цели, задач и плана урока, обозначение темы:

На слайде (тема, цель, задачи, план) дети формулируют

Тема: Древние славяне

Цель: Узнать о жизни древних славян

Этапы работы: 1)Поиск информации 2) Оформление сообщения 3)Выполнение рисунка 4)Коллективная работа по изготовлению поделки 5)Завершающий этап

-Как мы можем назвать нашу работу? (проект)

Вы начинали свою проектную работу с поиска информации

-Какие источники использовали при поиске информации? И как информацию о древних жителях могут знать современники, в т.ч и мы.

Из каких источников?

А описывались те давние события, жизнь древних людей?

А сохранилась ли какая-нибудь литература до наших дней? Например? (повесть временных лет)

А кто писал? Как он назывался?(летопись)

И сегодня на уроке мы постараемся создать нашу историческую книгу, став на время летописцами. Были времена, давным - давно, когда ещё на земле не было такой страны гордым именем Россия, не было даже самых древних городов: Киева, Новгорода, Москвы. На территории нашей страны жил народ, который назывался…

-Кто такие славяне и почему именно на этих территориях остановились славяне?

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах - куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: "Места много, есть что есть и есть что пить!"
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. (слайд № 7.) Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы , ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом.

2 ДОКЛАДЧИК Жилище древних славян.

Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тон-ких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

3 докладчик Занятия древних славян

Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.
Земледелие Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).

"Семейные занятия славян".

Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.

Каждая семья изготавливала для себя всё необходимое. В маленьких глиняных печах -домницах - из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду. Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте

4.Верования славян (боги). ( слайд № 17-18.)

- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Наши далекие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляя их в виде живых существ - богов.

- Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило.

- Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Он считался главным богом древних славян. Славяне поклонялись Перуну как богу грома и молнии. По всему небу развевается его одежда и борода, ветер и буря - его дыхание. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него зависит урожай, а значит - жизнь. Он бог земледелия: как Перун грозой вспахивает облачное небо, сеет дождь, так и человек возделывает пашню. Перун считался покровителем кузнечного дела: как он гремит своей палицей, так и кузнец стучит молотом. Перун был также богом воинского дела.

Духи, божества природы. (слайд №19.)

- Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами. Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в речках Русалки.

Домовой.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств.

Леший. (слайд№23-24)

"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водяной. (слайд№25.)

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячьими" и это сохранилось в названии многих источников.

5. Славянские праздники.

- Чтобы боги были добры к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.

Уже накануне нового года, а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. (слайд№27) Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны, начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины - символ Солнца.

Славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов. (слайд№29-30.) Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. Он считался девичьим праздником, назывался семик - неделя перед Троицей. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни.. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко - той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.

- Во время праздников славяне любили поиграть.

Иванов день. (слайд№31-32)

Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. На этот день приходился летний солнцеворот. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя" Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

- Сохранялись ли эти праздники до наших дней? Для чего? Что бы умилостивить богов?

- От чего зависели древние славяне? (от природы)

- А чтобы боги были благосклонны к людям, то …

А в наше современное время люди зависят от природы? От погоды?

А давайте проведем обряд как наши предки, чтобы был хороший урожай. Ведь лето у нас было засушливое, а сейчас ранние заморозки.

Задание ?

- Кем мы были сегодня на уроке? Для чего? Добились цели? Что создавали?

-Вам понравилась работа над проектом?

Урок окончен.



© 2010-2022