- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века ФГОС
Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кондратьева Н.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Усмани
Липецкой области
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол № 1
от « 28» августа 2015 г.
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от « 29» августа 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________( Шарапова Н.И.)
Приказ №213
от «29 » августа 2015 г.
Рабочая программа
по русскому языку
(1-4 классы)
для 2-А класса
на 2015 - 2016 учебный год
Составил:
учитель начальных классов
Кондратьева Наталия Владимировна
1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку. Программа направлена на достижение следующих целей: -познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников; -социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса - «Обучение грамоте и развитие речи». Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов. После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. «Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями - понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства. Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал. Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств - от значения к форме, далее - к назначению (функции) в речи. В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: Фонетика и орфоэпия. Графика. Лексика. Морфология. Синтаксис. Развитие речи. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Во 2 классе на уроки русского языка отводится 175 ч (5 ч в неделю). Количество часов в год - 175 ч Количество часов в неделю - 5 ч Количество часов в I четверти - 45ч Количество часов в II четверти - 35ч Количество часов в III четверти - 50ч Количество часов в IV четверти - 45ч Программа предусматривает проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются индивидуальные, парные и групповые (постоянного, переменного состава) формы организации деятельности детей. Основными формами текущего контроля являются:
- устный опрос;
- диагностические работы;
- тестовые задания.
- проверочные работы
- тематические контрольные работы
ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности; • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); • осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному; • адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки. Учащиеся получат возможность для формирования: • чувства сопричастности к языку своего народа (я - носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; • осознания русского языка как основного средства общения народов России; • осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке; • понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: • самостоятельно организовывать своё рабочее место; • понимать цель выполняемых действий; • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; • понимать важность планирования работы; • осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); • выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя; • осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. Учащиеся получат возможность научиться: • оценивать правильность выполнения своих учебных действий; • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; • намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; • осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения. Познавательные Учащиеся научатся: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; • строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; • находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); • владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи; • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); • владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем). Коммуникативные Учащиеся научатся: • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; • уметь слышать, точно реагировать на реплики; • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Учащиеся получат возможность научиться: • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); • озаглавливать текст; • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить). • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). ПРЕДМЕТНЫЕ: Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Второклассник научится:
- различать звуки и буквы;
- различать средства звуковой системы русского языка: гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие, глухие и звонкие), ударение, слог;
- знать названия букв русской графики, порядок их следования в алфавите;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- различать значимые части слова;
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
- оценивать уместность использования слов в тексте.
- распознавать грамматические признаки слов;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
- различать предложение, словосочетание, слово;
- осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 40 - 50 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 35 - 45 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
Название разделов и тем
Содержание программы
Характеристика деятельности учащихся
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи и буквы
Гласные и согласные звуки и их буквы
Обозначение звуков речи на письме .Йотированные буквы.
Ударные и безударные гласные звуки в слове
Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
Слоги. Ударение. Звукобуквенный анализ слов.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова
Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).
Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные твёрдые - мягкие, звонкие - глухие).
Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых - мягких, звонких - глухих.
Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).
Объяснять принцип деления слов на слоги.
Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.
Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму
Графика
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки. Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словами, справочниками, каталогами
Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю, я, ь).
Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.
Объяснять функцию букв ь и ь.
Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации
Лексика
Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные .Синонимы, Антонимы. Омонимы.
Фразеологизмы. Пословицы.
Слова исконно русские и заимствованные.
Устаревшие слова
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов
Представлять(прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.
Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять(выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.
Наблюдать за использованием в тексте синонимов.
Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста.
Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.
Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении.
Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи
Состав слова (морфемика)
Значение слова как совокупность его значимых частей. Корень как смысловое структурное ядро слова. Роль суффикса и приставки в образовании слов с новыми лексическими значениями. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.
Слова неизменяемые и изменяемые. Окончание.
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу
Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения.
Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).
Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.
Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава
Объяснять значение слова - давать развёрнутое толкование его значения.
Различать родственные слова и формы слова.
Объяснять роль и значение суффиксов/приставок.
Анализировать текст с уста-новкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами.
Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...»)
Морфология
Части речи. Изменение частей речи. Морфологический анализ.
Слова, называющие предметы
Слова, называющие признаки и действия предметов
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам..
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам и числам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин..
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Личные местоимения, значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица не, её значение
Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имён существительных по родам, числам; для глаголов по вопросам, временам).
Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматическими характеристиками.
Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет).
Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких-либо грамматических признаков, общих с другими существительными).
Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному.
Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».
Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.
Синтаксис
Словосочетание. Предложение. Строение предложений: главные и второстепенные члены предложения. Предложения по цели высказывания и силе выражаемого чувства.
Логическое ударение.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Различение простых и сложных предложений
Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании.
Наблюдать: находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения.
Классифицировать предложения по цели высказывания.
Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками.
Анализировать деформированный текст: определять
границы предложений, выбирать знак в конце предложений.
Объяснять способы нахождения главных членов предложения.
Сравнивать простые и сложные предложения
Орфография и пунктуация
Учимся писать сочетания жи - ши
Учимся писать сочетания ча - ща
Учимся писать сочетания чу - щу
Разделительный мягкий знак (ь)
Учимся переносить слова
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Учимся писать буквы согласных в корне слова
Корень слова с чередованием согласных
Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова
Вспоминаем правило написания прописной буквы
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Учимся писать суффиксы
-ёнок-, -онок-
Учимся писать суффиксы
-ик-, -ек-
Учимся писать суффикс
-ость-
Учимся писать корни и суффиксы
Учимся писать приставки
Различаем приставки с буквами о, а
Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)
Различаем разделительные ь и ъ
Учимся писать суффиксы имён прилагательных
Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи-ши, чаща, чу-щу;
• сочетания чк - чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые
согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• безударные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• раздельное написание предлогов со словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Ознакомление с правилом правописания суффикса -ость- и его применение
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм.
Устанавливатьзависимость способа проверки от места орфограммы в слове.Анализировать разные способы проверки орфограмм.
Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.
Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.
Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю.
Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.
Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов.
Анализировать текст, находить слова с определённой орфограммой.
Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами.
Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала.
Оценивать результат выполнения орфографической задачи
Развитие речи
Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как..., неуклюжий, точно..., словно...). Составление предложений на тему, со словарным словом, из набора отдельных слов. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок). Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану). Составление небольших по объёму текстов на тему летних каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т. п.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения
Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.
Обосновывать целесообраз-ность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения.
Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.
Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста.
Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру.
Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы).
Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями не русского языка.
Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.
Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.
Соотносить текст и не сколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана.
Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознавать особенности каждого типа.
Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.
Составлять устные монологические высказывания: словесный отчёт о выполненной работе, рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на прочитанную книгу.
Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки.
Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.
Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений)
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
-
Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И. Русский язык. Обучение грамоте. Методические комментарии к урокам. 1 класс. М.: «Вентана - Граф», 2011 г.
-
Кузнецова М. И. Учебник «Русский язык». 1, 2, 3, 4 класс. М.: «Вентана - Граф».
-
Николаева С. В., Смирнова И. Г. Русский язык. 1 класс. Поурочные планы. Волгоград. Изд-во: «Учитель», 2011 г.
-
Кузнецова М. И. Рабочая тетрадь «Русский язык» в 2-х ч. 1, 2, 3, 4 класс. М.: «Вентана - Граф»
-
Шукейло В. А. Русский язык 1 - 4 классы. Сборник проверочных и контрольных работ. М.: «Вентана - Граф».
-
Электронный образовательный ресурс для работы в классе. Русский язык 1, 2, 3, 4, класс. М.: «Вентана - Граф», 2011 г.
8. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку:
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе. Ученик научится:
- различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости - мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
- выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
- решать учебные и практические задачи:
- делить слова на слоги;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
- применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание 16К16 ставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
- Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении
- и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных:
- -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
16