Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семилуженская средняя общеобразовательная школа»

Томская область, Томский район, с. Семилужки, ул. Иркутский тракт, д.2а

Тел (382-2) 946-139; E-mail: [email protected]



«Согласовано» Руководитель МО _________ Баклашова С.Ю.
Протокол № ___ от «____»_______2014 г.


«Согласовано» Заместитель директора по УР _____________ Прусских В.М. «____»_______2014 г.


«Утверждаю» И.О.директора школы _________ Иванова И.В..
Приказ № ___ от «___»____2014 г.



Рабочая программа

По предмету: Окружающий мир

Класс: 3

Учитель: Баклашова Светлана Юрьевна, учитель 1 кв.к.

Планирование составлено на основе:

Программа: Основная образовательная программа, кн.2 «Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы», Москва, БАЛАСС, 2011 г, с. 240- 294,

Учебник:«Окружающий мир»,3 класс, в 2 частях, 1 часть-авт.: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; 2 часть - А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин, Москва, БАЛАСС , 2013 г, рабочая тетрадь, А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан (2 части), Москва, БАЛАСС, 2013, «Проверочные и контрольные работы», авт.Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова, Москва, БАЛАСС, 2013

Количество часов - 68, в том числе: контрольных - 4, проверочных - 19







ПРОГРАММА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

АЛ. Вахрушев, Д.Д. Данилов А.С. Раутиан, СВ. Тырин


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основушкольных программ в основной и старшей школе как по числу npeдметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональное:; постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания.истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать хтя образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные апросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. .



II. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-4-м классах является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятъ информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах. Предметными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений. Часть 1. Обитатели Земли 1-я линия развития - уметь объяснять мир: - приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; - объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; - приводить примеры живых организмов разных «профессий»; - перечислять особенности хвойных и цветковых растений; - животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру: - доказывать необходимость бережного отношения людей кживых организмам. Часть 2. Моё Отечество 1-я линия развития - уметь объяснять мир: - узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; - отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; - объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; - по году определять век, место события в прошлом; - отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. 2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру: - учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.





VI.CОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч.)

(авторы Вахрушев А.А. Раутиан А.С.)

Вещество и энергия (4 ч.) Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы -мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое. Из чего состоят молекулы. Почему лёд легче воды. Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла*.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ. Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные ~ потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание. Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч.) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные Положения программы, выделенные таким шрифтом, предназначены для подготовки докладов, поиска ответов на вопросы любознательных школьников.болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенноесамоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает «раны» биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (12 ч.) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности. Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: лёгкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полёту. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки. Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала - 4 ч.

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

  • что такое тело;

  • что такое вещество; свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • что такое энергия;

  • о круговороте веществ (элементарные сведения);

  • о значении кислорода для дыхания живых организмов и человека;
  • о роли Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека;
  • основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
  • об основных экосистемах (озера, болота, луга, леса, поля) и их специфике;
  • что такое почва и какова её роль в плодородии:

  • основные группы растений (хвойные, цветковые) и животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); грибы;

Учащиеся должны уметь:

  • применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
  • различать твёрдые тела, жидкости и газы;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • выделять звенья круговорота веществ;

  • классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
  • определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
  • уметь проводить наблюдения за растениями и животными;

  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.





















Содержание предмета

Раздел 2: «Моё отечество» (34 ч)

А.Л. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.В. Тырин

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времён. Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы -обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество _ Россия. История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX-XIII века (5 ч)

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. «Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как о достижениях человечества во всех областях. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука _ кириллица. Защита Русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. Ледовое побоище. Александр Невский. Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV-XVII века (5 ч) Время создания Московского государства - время противостояния жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва. Московский Кремль - памятник времён Московского государства, сердце Москвы и всей России. Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII- начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины П. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 г. - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин -создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в началеXX в. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 года. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Цель Советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (7 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ -Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создаёт законы. Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации. Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Уроки повторения, обобщения и контроля (2 ч) К концу 3-го класса учащиеся должны иметь первичные представления о следующих понятиях и явлениях: родословное древо, Родина, государство, общество, закон, век, эра, ислам и христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда, великий государь, царь, император, чиновники, крепостное право, революция, Гражданская война, Советы, Коммунистическая партия, СССР, СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники.

Учащиеся должны уметь:

  • строить своё родословное древо;

  • ориентироваться в образной исторической карте;

  • вести счёт времени по векам и эрам;

  • определять последовательность исторических событий;

  • по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси, времена Московского государства, времена Российской империи, времена Советской России и СССР, современная Россия;
  • различать следы исторического прошлого в современной действительности.



VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№пп

Тема урока

Тип урока

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Домашнее задание

Дата

ЧАСТЬ 1.

Вещество и энергия - 4 часа

Тела и вещества Повторение изученного

Приводить примеры веществ (Н).


Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Часть 1 С.10-11


Из чего состоит вещество

Проверочная работа

№ 1(15 минут) Открытие новых знаний

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н). Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



С.12-16


Что такое энергия


Открытие новых знаний

Приведение примеров движения под действием энергии (П). Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.17-19


Превращение энергии Проверочная работа

№ 2(10 минут) Повторение и закрепление изученного

Приведение примеров движения под действием энергии (П). Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.19-21


Оболочка планеты, охваченная жизнью - 6 часов

Где обитают живые организмы Открытие новых знаний

Характеризовать место обитания живых организмов (П). Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятъ информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). С.22-25


Большой круговорот веществ Открытие новых знаний

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П). Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.26-29


Живые участники круговорота веществ Проверочная работа

№ 3(10 минут) Повторение и закрепление изученного

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н). С.30-33


Обмен веществ в организме


Открытие новых знаний

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П). Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.34-37


Как живые организмы запасают энергию Солнца

Проверочная работа

№ 4(10 минут) Открытие новых знаний

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П). Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.38-39


Контрольная работа №1по теме «Вещество. Оболочка планеты» Систематизация и контроль знаний Проверка знаний. Учить детей адекватно оценивать свои знания и умения


Экологическая система - 9 часов

Жизнь экосистемы Открытие новых знаний

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П). Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.40-43


Почва - важнейшая часть экосистемы

Проверочная работа

№ 5(10 минут) Открытие новых знаний

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н).


Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.44-45


Экосистема озера Открытие новых знаний

Характеризовать экосистему и природное сообщество (на примере водоёма) (Н).


Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.46-49


Экосистема болота Открытие новых знаний

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П). Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.50-53


Экосистема луга Проверочная работа

№ 6 (10 минут) Открытие новых знаний

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П). Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятъ информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). С.54-57


Лесные производители Повторение и закрепление изученного

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы (Н). Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.58-61


Потребители и разрушители экосистемы леса

Проверочная работа

№ 7(10 минут) Повторение и закрепление изученного

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н). С.62-69


Экосистема поля


Открытие новых знаний

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н). Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.70-73


Аквариум - маленькая искусственная экосистема Проверочная работа

№ 8 (10 минут) Открытие новых знаний

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний,обсуждать полученные сведения (П).


Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.74-77


Живые участники круговорота веществ - 11 часов

Растения производители

Проверочная работа

№ 9(10 минут) Открытие новых знаний

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П).


Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.78-85


Животные маленькие и большие Открытие новых знаний

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н).


Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.86-89


Маленькие рыцари Проверочная работа

№ 10 (10 минут) Открытие новых знаний

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).


Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.90-95


Первый шаг из моря на сушу Открытие новых знаний

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).


Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.96-99


На суше - как дома

Проверочная работа

№ 11(10 минут) Повторение и закрепление изученного Знать особенности строения и образа жизни пресмыкающихся, их приспособления к жизни на суше Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.100-103


Пернатые изобретатели


Открытие новых знаний

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н).


Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.104-109


Наши братья

Проверочная работа

№ 12(10 минут) Открытие новых знаний

Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н)


Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.110-115


Осторожно: животные

Проверочная работа

№ 13(10 минут) Открытие новых знаний

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н). Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.116-119


Прирождённые разрушители

Проверочная работа

№ 14(10 минут) Открытие новых знаний

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников


Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.120-127


Как нам жить в дружбе с природой

Проверочная работа

№ 15(10 минут) Повторение и закрепление изученного

Проводить наблюдения («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных») (П)


Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.128-133


Контрольная работа №2 по теме «Экологическая система. Живые организмы» Систематизация и контроль знаний Проверка знаний. Учить детей адекватно оценивать свои знания и умения


Повторение пройденного материала - 4 часа

Экскурсия в краеведческий музей Повторение и закрепление изученного Рассмотреть внешний вид изученных на уроках живых организмов, познакомиться с местными представителями растений и животных Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Повторить материал 1 части учебника


Экскурсия в лес Повторение и закрепление изученного Увидеть реальную экосистему и всех её обитателей на примере леса Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Подготовиться к проверочной работе


Повторение и закрепление изученного Повторение и закрепление изученного Знать понятие «экосистема», уметь различать ё обитателей Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



Повторение и закрепление изученного Повторение и закрепление изученного Знать понятие «экосистема», уметь различать ё обитателей Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.




















ЧАСТЬ 2.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени - 5 часов


Введение. Отправляемся в путешествие Повторение и закрепление изученного Формировать представление об истории нашей страны Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.1-7


Живая связь времён Открытие новых знаний

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений. Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.8-11


Как люди считают время Открытие новых знаний

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П). Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.12-15


С чего начинается Родина? Открытие новых знаний

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П). С.16-21


Память о прошлом

Проверочная работа

№ 1(10 минут) Систематизация и контроль знаний Проверка знаний. Учить детей адекватно оценивать свои знания и умения С.22-25


Времена Древней Руси. IX-XIII века -5 часов

Когда на Руси появилось государство Открытие новых знаний

Знать разницу между понятиями «территория страны» и «страна»


Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.28-29


Когда на Руси появилось государство Открытие новых знаний

Знать разницу между понятиями «территория страны» и «страна» ( в значении «государство») Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.30-31


«Золотые ворота» в Древнюю Русь Открытие новых знаний Знать роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.32-37


За землю Русскую! Открытие новых знаний Иметь представление о «военной истории» Древнерусского государства» Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.38-41


«Слово о погибели Русской земли»

Проверочная работа

№ 2(10 минут) Открытие новых знаний Знать времена нашествия на Древнюю Русь монголов Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.42-47


Времена Московского государства. XIV-XVII века - 5 часов

От Древней Руси к единой России Открытие новых знаний Иметь представление об эпохе усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.48-51


Земля и люди Московского государства Открытие новых знаний Знать жизнь и быт людей Московской Руси Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.52-57


Москва златоглавая Открытие новых знаний Иметь представление об образе Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён московского государства Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.58-61


«Хуже грозного царя только междуцарствие» Открытие новых знаний Знать обстановку Смуты, нарушение привычного порядка в Московском государстве XVII века Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.62-65


Контрольная работа № 3 по теме «Времена Московского государства» Систематизация и контроль знаний Повторить и систематизировать знания учащихся Учить работать в атмосфере комфортности, создавая ситуацию успеха, снимая тревожность во время контрольной работ


Времена Российской империи. XVIII - начало XX века - 5 часов

Пётр Великий Открытие новых знаний Знать переломный момент в истории нашего государства-становление России как империи Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.66-69


Власть и народ в Российской империи Открытие новых знаний Знать общественные противоречия и конфликты, существовавшие в Российской империи в XVIII-начале XIX века Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.70-73


Как Россия у Европы «училась» Открытие новых знаний Знать культуру России XVIII-XIX веков, уметь сравнивать достижения культуры России и Европы Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.74-79


«Гроза двенадцатого года» Открытие новых знаний Знать об опасности, нависшей над Россией в 1812 году Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.80-83


Император-освободитель

Проверочная работа

№ 3 (10 минут) Систематизация и контроль знаний Проверка знаний. Учить детей адекватно оценивать свои знания и умения С.84-87


Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы -5 часов

Россия в огне Открытие новых знаний Знать об изменениях в 1917 году. Иметь представления о причинах и последствиях революций Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.88-93


«К светлому будущему» Открытие новых знаний Иметь представления о довоенном периоде истории нашей страны, знать трудности и победы на пути к «справедливому обществу» Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.94-99


«Вставай, страна огромная» Открытие новых знаний Знать о ВОВ, о разрушительных последствиях распространения фашизма в Германии Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.100-103


«Вставай, страна огромная» Повторение и закрепление изученного Знать о ВОВ, о разрушительных последствиях распространения фашизма в Германии Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.104-105


«Через тернии к звездам»

Проверочная работа

№ 4(10 минут) Открытие новых знаний Знать послевоенную историю страны, достижения и противоречия в развитии государства Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.106-109


Современная Россия - 7 часов

Я - гражданин России Открытие новых знаний Знать основные символы России, законы, права и обязанности гражданина Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» С.110-113


Власть народа Открытие новых знаний Владеть понятиями «демократия», «референдум», «выборы органов власти» Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.114-117


Кто в государстве самый главный Открытие новых знаний Владеть понятиями «Правительство», «Государственная дума». Знать методы управления в современных демократических государствах Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.118-121


Народы России Открытие новых знаний Знать 2 значения термина «народ», разнообразие культур и обычаев народов, населяющих
Россию Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.122-125


Наш общий дом Открытие новых знаний Знать понятие «федерация», иметь представление об образе единого государства Россия Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. С.126-129


Как нам жить? Открытие новых знаний Знать понятие «государственные праздники», общегосударственные проблемы современной России и возможные пути их решения Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.130-133


Контрольная работа №4 по теме «Современная Россия» Систематизация и контроль знаний Повторить и систематизировать знания учащихся Учить работать в атмосфере комфортности, создавая ситуацию успеха, снимая тревожность во время контрольной работ


Повторение изученного - 2 часа

Проектная работа «Отмечаем государственные

праздники»


Повторение и закрепление изученного Повторить и систематизировать знания по




курсу «Моё Отечество» Регулятивные УУД: -Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётомсвоих учебных С.135


Закрепление.


Повторение и закрепление изученного Повторить и систематизировать знания по курсу «Моё Отечество» Регулятивные УУД: - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: - Добывать знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрение, быть готовым изменить свою точку зрения. С.135


III. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

• АА. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др., «Окружающий мир» (Обитатели земли, Моё Отечество). Учебник для 3-го класса;

• АА. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Рабочая тетрадь | учебнику «Окружающий мир» для 3 класса;

• АА. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др., «Проверочные и контрольные работы к учебнику по окружающему миру» для 3класса;

• АА. Вахрушев, и др., Методические рекомендации для учителя по окружающему миру для 3класса;

• АА. Вахрушев, Комплект наглядных пособий по окружающему миру для 3-го класса;

• И.И. Курапова, под ред. АА. Вахрушева, «Мои первые опыты» Тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса.


25


© 2010-2022