- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения 4 класс
Конспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фадеева С.Ж. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ СОШ имени А.Н. Арапова
Программа «Гармония»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК НА ТЕМУ
«ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Учитель: Фадеева Светлана Жоржевна
Педагогический стаж: 26 лет.
Учитель I категории.
р.п. Верх - Нейвинский
Тема урока: Члены предложения бывают однородными (1 урок)
Цель урока: создать условия для формирования представлений обучающихся о построении предложений с
однородными членами.
Задачи урока:
-
Обучающие: повторить имеющиеся сведения о предложении; способствовать формированию умения распознавать предложения с однородными членами; строить предложения с однородными членами.
-
Развивающие: развивать каллиграфические навыки, содействовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, обогащать словарный запас.
-
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к изучаемому материалу, чувство товарищества, взаимопомощи.
-
Мотивационная: формирование положительной мотивации к русскому языку.
-
Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.
-
Коммуникативная: учить формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог, соглашаться, возражать.
Тип урока: изложение нового материала.
Методы обучения: проблемный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к открытию знания
диалог, самоконтроль, самооценка, практический.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: учебник «Русский язык» М.С.Соловейчик, тетрадь-задачник, карточки для работы в группе, в паре.
Технологическая карта урока
Этап урока + время
Действия учителя
Действия учащихся
УУД
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент -1-2 мин).
1. - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-
Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
-
Напомните главное правило уроков русского языка: пишу красиво, аккуратно, грамотно.
Записывают число.
Личностные (мотивация учения)
II. Актуализация
знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 мин).
1. Повторение знаний о предложении. На доске: Слон, лев, шакал и бегемот с утра отправились в поход.
-
Что записано на доске?
-
Почему вы решили, что это предложение? Что выражает предложение?
-
Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.
Предложение
по цели по интонации
. . ! ? ! !
- Наше предложение какое?
- По наличию членов, какие
-
Предложение - это законченная мысль.
-
По цели - повествовательное, по интонации - невосклицательное.
- По наличию членов Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной речи)
бывают предложения?
-
А наше предложение?
-
Что вы знаете о грамматической основе предложения?
-
Опираясь на схему, расскажите, что вы знаете о грамматической основе предложения?
-
Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?
2.Фиксация затруднений.
- Запишите предложение и подчеркните грамматическую основу.
-
Что вы заметили?
предложения бывают распространенные и нераспространенные.
-
Наше предложение распространенное.
-
Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения.
-
Подлежащее - это о ком? Или о чем? Говорится в предложении, сказуемое - что говорится о подлежащем, какое действие оно совершает.
- Поставить 2 вопроса.
Записывают предложение в тетрадь и подчеркивают главные члены.
- В этом предложении несколько подлежащих.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Познавательные (умение на основе анализа делать выводы)
-
Что можете сказать о записи Антона?
-
Как будет лучше?
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
- Неоправданные повторы портят нашу речь.
III. Постановка
учебной задачи (4-5 мин).
- Мы работали с такими предложениями?
- Появился новый вид предложения? Какую цель поставим на урок? Физ.минутка
- Нет.
- Познакомиться с новыми предложениями.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Регулятивные
(умение определять цель деятельности на уроке)
IV. Открытие нового знания (7-8 мин).
- Давайте попробуем найти ответ на наш вопрос. Кто может доказать, что в предложении несколько подлежащих?
- Согласны с этой мыслью? Как можно проверить?
- Поставьте вопрос к словам.
- Сколько разных вопросов задали к словам?
На доске: ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС
- С каким словом связаны?
На доске: СВЯЗАНЫ С ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Бывает ли в предложении
- В предложении говорится о слоне, льве, шакале и бегемоте. Ставлю вопрос КТО? Слон, лев, шакал, бегемот. Это подлежащее.
Анализируют, сравнивают.
- Один.
- Все слова связаны со сказуемым «отправились».
- Да.
Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, анализ с целью выделения существенных признаков)
несколько подлежащих?
- Подумайте, как можно назвать такие члены предложения?
- В толковом словаре Ожегова: «однородный» - т.е. относящийся к тому же роду, разряду или одинаковый. Однородные члены, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Одинаковый и однородный - это слова синонимы.
- Так какова же тема нашего урока?
- Одинаковые, похожие.
Обогащают словарный запас.
- Однородные члены предложения.
V. Первичное
закрепление (4-5 мин).
1. Проговаривание нового знания.
- Сделайте вывод, какие члены предложения называются однородными?
- Как проверить правильность, сделанного вами вывода?
- Откройте учебники на стр.48. прочитайте правило.
ВЫВОД. В русском языке члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются ОДНОРОДНЫМИ.
2. - Как вы думаете, только ли подлежащие могут быть однородными?
- При каком условии?
- Члены предложения, которые отвечают на один и гот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения,
называются ОДНОРОДНЫМИ.
- Прочитать правило в учебнике.
- И главные, и второстепенные.
- Если отвечают на один и тот
Познавательные (работа по алгоритму, как условие успешного решения проблемы)
Работа в группах.
- Прочитайте предложение, найдите в нем однородные члены и сделайте схему.
1) За ночь зайчишки мои отогрелись, высохли, выспались, плотно наелись.
2) Все серые, синие, карие глазки смешались, как в поле цветы.
3) Мелькают в тумане деревни.
луга и леса.
4) Рабочий разложит рубанки, молотки, ножи.
5) Дым поднимается кверху
столбами, вьется, редеет и вдаль улетает,
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- При каком условии?
3. - Прочитайте предложение на доске: Легкие морозцы покрыли маленькие лужицы льдом.
- Слова легкие и маленькие являются однородными?
же вопрос и зависят (связаны) с одним и тем же членом предложения.
Участвуют в обсуждении.
Применяют полученные знания Выходят к доске и рассказывают.
- Однородными членами предложения могут быть главные и второстепенные члены предложения.
- Если отвечают на один и тот же вопрос и зависят (связаны) с одним и тем же членом предложения.
Работают с информацией, участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации)
Почему?
Осенью липа первая сбрасывает листву.
- Слова осенью и листву являются однородными?
Почему? - Что такое однородные члены предложения? Какие два признака имеют однородные члены?
Физ.мннутка
формулируют собственное мнение (анализируют, сравнивают), и аргументируют его.
- Нет. Вопрос один, но относятся к разным словам.
- Нет. Относятся к одному слову, но вопросы разные.
- В русском языке члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются ОДНОРОДНЫМИ.
VI. Самостоятельная работа с
самопроверкой но эталону (4-5 мин).
- Выберите то задание, с которым сможете справиться самостоятельно (Карточки разного цвета). Задание на красной карточке самое трудное, поэтому будет оценено «5», зеленая карточка - «4», желтая - 3.
Зеленая карточка. Выпиши из отрывка предложения с однородными членами.
Лиса и белка.
Лиса уже четвертый год жила в своей норе. Над лисьей норой
Обучаются строить предложения с однородными членами.
Участвуют в практической работе по нахождению однородных членов в предложении.
жила белка. Она бегала по стволам деревьев, прыгала с ветки на ветку, шумела, дразнилась. Старая лиса смотрела на неё и сердилась.
Желтая карточка. Продолжи предложение, добавляя однородные члены.
Весёлые капли росы блестят,.... (сверкать и переливаться на солнце).
Осенний лес переливался (жёлтый, оранжевый, зелёный) листвой.
Красная карточка. Составь и запиши предложение с однородными членами (о любимых книгах),
-
Проверьте, как выполнили задание по эталону.
-
Оцените свою работу: кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+»; кто допустил ошибки, поставьте «-«.
-
Кому нужно еще тренироваться?
Она бегала по стволам деревьев, прыгала с ветки на ветку, шумела, дразнилась. Старая лиса смотрела на неё и сердилась.
- Весёлые капли росы блестят, сверкают и переливаются на солнце. Осенний лес переливался жёлтой, оранжевой, зелёной листвой.
Личностные (умение проводить самооценку успешности учебной деятельности)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин).
- Откройте задачник на стр. 54
упр. 476 (Списать и подчеркнуть однородные члены предложения).
-
ряд - 1-е предложение
-
ряд - 2-е предложение
-
ряд - 3-е предложение
(проверка фронтальная)
-
предложение - однородные сказуемые
-
предложение - однородные подлежащие
-
предложение - однородные второстепенные члены
Оценивают правильность
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с одноклассником, учителем)
выполнения заданий.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока - 2-3 мин).
-
Какую цель ставили на урок?
-
Какой вывод мы сделали?
-
При каком условии члены предложения могут быть однородными?
-
Где можно использовать эти знания?
-
Все ли мы узнали об однородных членах предложения?
-
Какую задачу поставим на следующий урок?
-
Узнать новое о строении предложений.
-
Есть предложения с однородными членами.
-
Если отвечают на один и тот же вопрос и зависят (связаны) с одним и тем же членом предложения.
-
При составлении текстов, написании сочинений, изложений. Такие предложения украшают нашу речь.
-
Нет.
-
Узнать что-то новое об однородных членах предложения, тренироваться распознавать, строить такие предложения.
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)