Конспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ имени А.Н. Арапова





Программа «Гармония»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК НА ТЕМУ

«ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Учитель: Фадеева Светлана Жоржевна

Педагогический стаж: 26 лет.

Учитель I категории.


р.п. Верх - Нейвинский

Тема урока: Члены предложения бывают однородными (1 урок)

Цель урока: создать условия для формирования представлений обучающихся о построении предложений с

однородными членами.

Задачи урока:

  • Обучающие: повторить имеющиеся сведения о предложении; способствовать формированию умения распознавать предложения с однородными членами; строить предложения с однородными членами.

  • Развивающие: развивать каллиграфические навыки, содействовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать, обогащать словарный запас.

  • Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к изучаемому материалу, чувство товарищества, взаимопомощи.

  • Мотивационная: формирование положительной мотивации к русскому языку.

  • Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.

  • Коммуникативная: учить формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог, соглашаться, возражать.

Тип урока: изложение нового материала.

Методы обучения: проблемный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к открытию знания

диалог, самоконтроль, самооценка, практический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Оборудование: учебник «Русский язык» М.С.Соловейчик, тетрадь-задачник, карточки для работы в группе, в паре.

Технологическая карта урока

Этап урока + время

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент -1-2 мин).

1. - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

  • Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

  • Напомните главное правило уроков русского языка: пишу красиво, аккуратно, грамотно.






Записывают число.

Личностные (мотивация учения)

II. Актуализация

знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 мин).

1. Повторение знаний о предложении. На доске: Слон, лев, шакал и бегемот с утра отправились в поход.

  • Что записано на доске?

  • Почему вы решили, что это предложение? Что выражает предложение?

  • Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.

Предложение

по цели по интонации

. . ! ? ! !

  • Наше предложение какое?

  • По наличию членов, какие




  • Предложение - это законченная мысль.

- По цели предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. По интонации: восклицательные и невосклицательные.




  • По цели - повествовательное, по интонации - невосклицательное.

- По наличию членов Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной речи)


бывают предложения?

  • А наше предложение?

  • Что вы знаете о грамматической основе предложения?

  • Опираясь на схему, расскажите, что вы знаете о грамматической основе предложения?

  • Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?

2.Фиксация затруднений.

  • Запишите предложение и подчеркните грамматическую основу.
  • Что вы заметили?

- Может ли быть в предложении несколько подлежащих? Наш друг Антон засомневался и сделал другую запись. Приглашаю всех к экологическому панно. На панно: С утра слон отправился в поход. С утра лев отправился в поход. С утра шакал отправился в поход. С утра бегемот отправился в поход.

предложения бывают распространенные и нераспространенные.

  • Наше предложение распространенное.

  • Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения.

  • Подлежащее - это о ком? Или о чем? Говорится в предложении, сказуемое - что говорится о подлежащем, какое действие оно совершает.

  • Поставить 2 вопроса.

Записывают предложение в тетрадь и подчеркивают главные члены.

  • В этом предложении несколько подлежащих.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.



Познавательные (умение на основе анализа делать выводы)


  • Что можете сказать о записи Антона?

  • Как будет лучше?

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

- Неоправданные повторы портят нашу речь.

III. Постановка

учебной задачи (4-5 мин).

- Мы работали с такими предложениями?

- Появился новый вид предложения? Какую цель поставим на урок? Физ.минутка

- Нет.

- Познакомиться с новыми предложениями.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Регулятивные

(умение определять цель деятельности на уроке)

IV. Открытие нового знания (7-8 мин).

- Давайте попробуем найти ответ на наш вопрос. Кто может доказать, что в предложении несколько подлежащих?

- Согласны с этой мыслью? Как можно проверить?

- Поставьте вопрос к словам.

- Сколько разных вопросов задали к словам?

На доске: ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС

- С каким словом связаны?

На доске: СВЯЗАНЫ С ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Конспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения 4 класс

- Бывает ли в предложении

- В предложении говорится о слоне, льве, шакале и бегемоте. Ставлю вопрос КТО? Слон, лев, шакал, бегемот. Это подлежащее.

Анализируют, сравнивают.

- Один.

- Все слова связаны со сказуемым «отправились».

- Да.

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, анализ с целью выделения существенных признаков)

несколько подлежащих?

- Подумайте, как можно назвать такие члены предложения?

- В толковом словаре Ожегова: «однородный» - т.е. относящийся к тому же роду, разряду или одинаковый. Однородные члены, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении. Одинаковый и однородный - это слова синонимы.

- Так какова же тема нашего урока?

- Одинаковые, похожие.

Обогащают словарный запас.

- Однородные члены предложения.

V. Первичное

закрепление (4-5 мин).

1. Проговаривание нового знания.

- Сделайте вывод, какие члены предложения называются однородными?

- Как проверить правильность, сделанного вами вывода?

- Откройте учебники на стр.48. прочитайте правило.

ВЫВОД. В русском языке члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются ОДНОРОДНЫМИ.

2. - Как вы думаете, только ли подлежащие могут быть однородными?

- При каком условии?

- Члены предложения, которые отвечают на один и гот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения,

называются ОДНОРОДНЫМИ.

- Прочитать правило в учебнике.



- И главные, и второстепенные.

- Если отвечают на один и тот

Познавательные (работа по алгоритму, как условие успешного решения проблемы)

Работа в группах.

- Прочитайте предложение, найдите в нем однородные члены и сделайте схему.

1) За ночь зайчишки мои отогрелись, высохли, выспались, плотно наелись.

2) Все серые, синие, карие глазки смешались, как в поле цветы.

3) Мелькают в тумане деревни.

луга и леса.

4) Рабочий разложит рубанки, молотки, ножи.

5) Дым поднимается кверху

столбами, вьется, редеет и вдаль улетает,

- Какие члены предложения могут быть однородными?

- При каком условии?

3. - Прочитайте предложение на доске: Легкие морозцы покрыли маленькие лужицы льдом.

- Слова легкие и маленькие являются однородными?

же вопрос и зависят (связаны) с одним и тем же членом предложения.

Участвуют в обсуждении.

Применяют полученные знания Выходят к доске и рассказывают.


- Однородными членами предложения могут быть главные и второстепенные члены предложения.

- Если отвечают на один и тот же вопрос и зависят (связаны) с одним и тем же членом предложения.

Работают с информацией, участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации)

Почему?

Осенью липа первая сбрасывает листву.

- Слова осенью и листву являются однородными?

Почему? - Что такое однородные члены предложения? Какие два признака имеют однородные члены?









Физ.мннутка

формулируют собственное мнение (анализируют, сравнивают), и аргументируют его.

- Нет. Вопрос один, но относятся к разным словам.

- Нет. Относятся к одному слову, но вопросы разные.

- В русском языке члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются ОДНОРОДНЫМИ.

VI. Самостоятельная работа с

самопроверкой но эталону (4-5 мин).

- Выберите то задание, с которым сможете справиться самостоятельно (Карточки разного цвета). Задание на красной карточке самое трудное, поэтому будет оценено «5», зеленая карточка - «4», желтая - 3.

Зеленая карточка. Выпиши из отрывка предложения с однородными членами.

Лиса и белка.

Лиса уже четвертый год жила в своей норе. Над лисьей норой

Обучаются строить предложения с однородными членами.

Участвуют в практической работе по нахождению однородных членов в предложении.

жила белка. Она бегала по стволам деревьев, прыгала с ветки на ветку, шумела, дразнилась. Старая лиса смотрела на неё и сердилась.

Желтая карточка. Продолжи предложение, добавляя однородные члены.

Весёлые капли росы блестят,.... (сверкать и переливаться на солнце).

Осенний лес переливался (жёлтый, оранжевый, зелёный) листвой.

Красная карточка. Составь и запиши предложение с однородными членами (о любимых книгах),

  • Проверьте, как выполнили задание по эталону.

  • Оцените свою работу: кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+»; кто допустил ошибки, поставьте «-«.

  • Кому нужно еще тренироваться?



Она бегала по стволам деревьев, прыгала с ветки на ветку, шумела, дразнилась. Старая лиса смотрела на неё и сердилась.

- Весёлые капли росы блестят, сверкают и переливаются на солнце. Осенний лес переливался жёлтой, оранжевой, зелёной листвой.


Личностные (умение проводить самооценку успешности учебной деятельности)

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин).

- Откройте задачник на стр. 54

упр. 476 (Списать и подчеркнуть однородные члены предложения).

  1. ряд - 1-е предложение

  2. ряд - 2-е предложение

  3. ряд - 3-е предложение

(проверка фронтальная)

  1. предложение - однородные сказуемые

  2. предложение - однородные подлежащие

  3. предложение - однородные второстепенные члены

Оценивают правильность

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с одноклассником, учителем)

выполнения заданий.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока - 2-3 мин).

  • Какую цель ставили на урок?

  • Какой вывод мы сделали?

  • При каком условии члены предложения могут быть однородными?

  • Где можно использовать эти знания?

  • Все ли мы узнали об однородных членах предложения?

  • Какую задачу поставим на следующий урок?

  • Узнать новое о строении предложений.

  • Есть предложения с однородными членами.

  • Если отвечают на один и тот же вопрос и зависят (связаны) с одним и тем же членом предложения.

  • При составлении текстов, написании сочинений, изложений. Такие предложения украшают нашу речь.

  • Нет.

  • Узнать что-то новое об однородных членах предложения, тренироваться распознавать, строить такие предложения.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)



© 2010-2022