Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Планета знаний

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования; требованиями основной образовательной программы МБОУ «СОШ №15» г. Салавата, авторской программой Э.Э.Кац «Литературное чтение» и ориентирована на работу по УМК «Планета знаний». Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования - формировать универсальные учебные действия (общие учебные умения, обобщённые способы действий, ключевые умения), обеспечивающие готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». Целью данного курса является:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:
  • осваивать общекультурные навыки чтения и понимания текста;
  • воспитывать интерес к чтению и книге;
  • овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе;
  • формировать нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания литературы в начальной школе в направлении интеграции знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие и гуманистические ценности. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о процессе работы с художественным произведением; младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.

В третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных ими. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояния окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным они начинают преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной взаимосвязи с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. В курс изучения «Литературного чтения» включен материал, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Литература - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературы обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературы учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочными пособиями и др. Место предмета в базисном учебном плане. На реализацию программы по литературе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 3часа в неделю, всего за учебный год -102 часа.

Класс

Количество часов

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого за год

3

30

39

33

102

Результаты изучения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе
ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя - примерно 120 слов в минуту);
  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • создавать текст на основе плана;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

  • создавать иллюстрации к произведениям;

  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);
  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

Основное содержание учебного предмета «Уж небо осенью дышало…» (11 ч) К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…» Народные сказки (10 ч) Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»; литовская сказка «Жаба - королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна - лягушка»; казахская сказка «Мастер Али». Поэтические страницы (4 ч) А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки». О мужестве и любви (8 ч) В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте». «Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч) С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли». Авторские сказки (10 ч) А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется». Басни (8 ч) О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса». Братья наши меньшие (11 ч) А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка». О совести и долге (12 ч) Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб». Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек». Весна пришла (7 ч) Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным». И в шутку, и всерьёз (13 ч) Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Требования к уровню подготовки учащихся. В результате освоения предметного содержания литературы учащиеся должны:

  • приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
  • осознанно читать,
  • строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного
произведения и личного опыта; • описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Учащиесядолжны знать: • наизусть не менее 10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; • названия, темы и сюжеты 2 - 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей; • не менее 6 - 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 - 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их). Учащиесядолжны уметь: • осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 75 слов в минуту; • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано; • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
  • составлять план к прочитанному;
  • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • озаглавливать иллюстрации и тексты;
  • вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • ставить вопросы к прочитанному;
  • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны:
  • освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
  • принимать участие в конкурсах чтецов;
  • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами, понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.


Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:

  1. в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;
  2. в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):
  • оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений;
  • оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);
  • психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).
Оценка предметных результатов Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов - промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки - портфеля достижений (или другой формы, принятой в образовательном учреждении). Для контроля и учета достижений обучающихся используются следующие формы: Текущая аттестация устный опрос; тесты; творческая работа; Итоговая аттестация проверка осознанного чтения;
Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. В образовательной учреждении проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ - по русскому, математике и комплексной работы на межпредметной основе. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы - система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме портфеля достижений. Достижения опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка,как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития. Анализ достижений учащихся включает: текущую успеваемость обучающихся; динамику личных достижений в освоении предметных учений; активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета литературного чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Отметка"5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Отметка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости, но не выполнено одно из остальных требований.
Отметка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Отметка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Отметка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Отметка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Отметка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения.

2. Соблюдение пауз.
3. Правильный выбор темпа.
4. Соблюдение нужной интонации.
5. Безошибочное чтение.
Отметка "5" - выполнены правильно все требования.
Отметка "4" - не соблюдены 1-2 требования.
Отметка "3" -допущены ошибки по трем требованиям.
Отметка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Отметка "5" - выполнены все требования.
Отметка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Отметка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.
Отметка "2" -допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ

Отметка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Отметка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Отметка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка "2" - не может передать содержание прочитанного.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Отметка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее 3/4 страницы учебной книги для чтения.

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
-нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Тексты для проверки техники чтения.

Входной контроль (сентябрь).

Волшебные краски В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски. - Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь. Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником. Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались. - Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. (72 слова.)

(По E. Пермяку.) 1. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом? 2. Как рисовал мальчик? Кем он стал? 3. Почему краски оказались волшебными? 4. Что помогло мальчику стать настоящим художником?
1 триместр (ноябрь)

Какие бывают дупла? Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок. (74 слова.)

(По Н. Сладкову.) 1. Почему дупло названо загадкой? 2. Как можно узнать, кому и для чего служит дупло, которое ты найдешь? 3. Какие следы оставляет лесной житель в дупле или возле дерева? 4. Для кого дупла бывают ночлежками? 5. Почему про сыча сказано, что он «днюет» в дупле? 6. Чьи кладовые бывают в дупле? 7. Как зимует в дупле летучая мышь?
2 триместр (февраль)

Убедительная просьба книги Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут потом другие читатели. Не ставьте на меня локти, когда читаете. Не кладите раскрытой на стол лицом вниз. Ведь вам самим не понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не вкладывайте также в меня карандаш. А то мой корешок разорвется. Лучше вложите в меня закладку, чтобы я смогла спокойно и удобно отдохнуть. Помогите мне остаться чистой и свежей, а я помогу вам узнать очень много интересного. (78 слов.)

(По И. Лавринович.) 1. О чем просит книга своих читателей? 2. Как вы обращаетесь с книгами? 3. Почему нельзя вкладывать в книгу карандаш? 4. Объясните название текста. (Убедительная просьба - настоятельная, настойчивая.) 5. Что означает выражение «не кладите книгу раскрытой на стол лицом вниз»? О каком лице идет речь?
3 триместр (май)

Журавль Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях. Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый. Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши. Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля. Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)

(По С. Аксакову.) 1. Почему запрещена охота на журавлей? 2. Каков внешний вид журавля? 3. Где гнездятся журавли? 4. Чем опасен ранний журавль?


Тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Примеча

ние

план

факт

1 триместр

«Уж небо осенью дышало…» (11ч)

02.09

К.Г. Паустовский "Барсучий нос"


04.09

К.Г. Паустовский "Барсучий нос"


07.09

И.А. Бунин "Листопад"наиз.


09.09

И.А. Бунин "Листопад"


11.09

М.М. Пришвин "Хрустальный день" "Капитан-паук"


14.09

М.М.Пришвин "Недосмотренные грибы"


16.09

Н. Рубцов "У сгнившей лесной избушки..."


18.09

К.Г. Паустовский "Подарок"


21.09

К.Г. Паустовский "Подарок"


23.09

А.Жигулин «Загорелась листва на березах»


28.09

А.А.Фет «Осенняя роза»


«Народные сказки» (10 ч)

30.09

Русская народная сказка "Семь Симеонов"


02.10

Русская народная сказка "Семь Симеонов"


05.10

Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"


07.10

Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"


12.10

Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"


14.10

Литовская народная сказка "Жаба-королева"


16.10

Таджикская народная сказка "Птица Кахна"


19.10

Китайская народная сказка "Как юноша любимую искал"


21.10

Китайская народная сказка "Как юноша любимую искал"


23.10

Казахская народная сказка «Мастер Али»

«Поэтические страницы» (4ч)

26.10

А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." наиз.


28.10

Ю. Мориц "Песенка про сказку"


30.10

Немецкая народная баллада "Маленький скрипач"


02.11

Г. Сапгир "Сны"

«О мужестве и любви» (8ч)

04.11

В. Белов "Малька провинилась"


06.11

В. Белов "Еще про Мальку"


09.11

И.С. Тургенев "Воробей"


11.11

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"


13.11

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

2 триместр

23.11

Л.Н. Толстой "Прыжок"


24511

Л.Н. Толстой "Прыжок"


27.11

В.Астафьев «Белогрудка»

«Зимы ждала, ждала природа...» (8ч.)

30.11

С. Есенин "Разгулялась вьюга..."


02.12

А.С. Пушкин "В тот год осенняя погода..."


04.12

А.С.Пушкин "Зимнее утро"наиз.


07.12

А.С.Пушкин "Зимняя дорога"


09.12

Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."наиз.


11.12

И.А.Бунин «Первый снег».


14.12

А.Твардовский «Утро».


16.12

М.Пришвин. Отрывки из книги «Глаза земли».

«Авторские сказки» (10 ч)

18.12

А.С. Пушкин "Сказка мертвой царевне и о семи богатырях»


21.12

А.С. Пушкин "Сказка мертвой царевне и о семи богатырях»


23.12

А.С. Пушкин "Сказка мертвой царевне и о семи богатырях»


25.12

А.С. Пушкин "Сказка мертвой царевне и о семи богатырях»


28.12

Х.К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"


30.12

Х.К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"


11.01

Л.Н. Толстой "Царь и рубашка"


13.01

Х.К. Андерсен «Штопальная игла»


15.01

Х.К. Андерсен «Штопальная игла»


18.01

С.Седов «Король красуется»

«Басни» (8 ч)

20.01

О. Мандельштам "Муха".Эзоп "Мухи""Кошка и мыши"


22.01

Л.Н. Толстой "Отец и сыновья" "Лгун"


25.01

И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак" наиз.


27.01

И.А. Крылов"Слон и Моська" наиз.


29.01

И.А. Крылов "Две Бочки"


01.02

Федр «Лягушка и мышь».


03.02

Л. Н. Толстой «Комар и лев».


05.02

И.А. Крылов «Мышь и Крыса»

«Братья наши меньшие» (11 ч)

08.02

А.П. Чехов "Белолобый"


10.02

А.П. Чехов "Белолобый"


12.02

А.П. Чехов "Белолобый"


15.02

М.М. Пришвин "Лимон"


17.02

М.М. Пришвин "Лимон"


19.02

Л.Н. Толстой "Лев и собачка"


22.02

К.Г. Паустовский "Кот Ворюга"


24.02

К.Г. Паустовский "Кот Ворюга"


26.02

Саша Черный «Осленок».


29.02

А.И.Куприн «Завирайка»

3 триместр

07.03

А.И.Куприн «Завирайка»

«О совести и долге» (12 ч)

09.03

Ю. Яковлев "Полосатая палка"


11.03

Ю. Яковлев "Полосатая палка"


14.03

Ю. Яковлев "Полосатая палка"


16.03

А. Платонов "Разноцветная бабочка"


18.03

А. Платонов "Разноцветная бабочка"


21.03

А. Платонов "Разноцветная бабочка"


23.03

А. Кешоков "Мне больно, мальчики"


25.03

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"


28.03

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"


30.03

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"


01.04

К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»


04.04

К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

«Весна пришла» (7 ч)

06.04

Народные песни"Жаворонушки..." "Березонька"наиз.


08.04

А.А. Фет "Весенний дождь"


18.04

М.М. Пришвин "Лесная капель"


20.04

К.Д. Бальмонт "Золотая рыбка"


22.04

А.А. Фет "Рыбка"наиз.


25.04

В.Астафьев «Весенний остров»


27.04

О.Дриз «Как сделать утро волшебным»

« И в шутку и всерьёз» (13 ч)

29.04

Шутки-прибаутки «Как по речке,по реке…»наиз.


02.05

Русская народная сказка "Болтливая баба"


04.05

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу"


06.05

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу"


11.05

С. Маршак "Про двух соседей" отр.наиз.


13.05

С.Маршак "Старуха, дверь закрой!"


16.05

М. Зощенко "Великие путешественники"


18.05

М. Зощенко "Великие путешественники"


20.05

М. Зощенко "Великие путешественники"


23.05

А Усачёв «На чем держится земля»


25.05

А Усачёв «На чем держится земля»


27.05

А.Дорофеев «Укушенные»


30.05

А.Дорофеев «Укушенные»

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Книгопечатная продукция Учебники и учебные пособия для учащихся:

  • Э. Э. Кац. «Литературное чтение» 3 класс. Учебник. В 3 ч.-М.: Астрель, 2013.
  • Э. Э. Кац. «Литературное чтение». 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2, №3
Методические пособия для учителя:
  • Т.Д.Полозова.Как сформировать читательскую активность. М.: Просвещение, 2010.-120с
  • Программы общеобразовательных учреждений. УМК «Планета знаний».
  • Э. Э. Кац. «Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. Астрель.
Список дополнительной литературы.
  • Антонова Л.Г «Развитие речи. Уроки риторики» - Ярославль: Академия развития, 2010.
  • Горецкий В.Г, Л.И.Тикунова «Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Методическое пособие» - М.: Дрофа, 2012
  • Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи», М.: Аквариум,2011
  • Салихова М.Т. «Занимательные упражнения и дидактические игры по развитию русской речи»(3-4 класс) - Уфа, Китап, 2013
  • УзороваО.В. Е.А.Нефедова «Практическое пособие по развитию речи» -К,:ГИППВ, 2013

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Электронная версия учебника Э. Э. Кац. «Литературное чтение» 3 класс в 3ч. Астрель,2013
  • Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты, аудиофайлы).
  • Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Интернет-ресурсы

Архив учебных программ и презентаций rusedu.ru/

Клуб учителей начальной школы: 4stupeni.ru/

Методический центр NUMI.RU. numi.ru/

Сайт для учителя uroki.net/

Сайт учителей начальной школы nachalka.com/

Сеть творческих учителей it-n.ru/

Сайт учителей начальной школы nachalka.com/

Портал компании «Кирилл и Мефодий» km.ru

Учительский портал: uchportal.ru/

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" festival.1september.ru/

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц (магниты).

Персональный компьютер.

Проектор, экран, веб-камера.

Сканер, принтер, ксерокс.


© 2010-2022