- Преподавателю
- Начальные классы
- СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА
СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нархова И.В. |
Дата | 22.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ - ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания учащихся;
-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; - формировать умение разбирать слова по составу.
Развивающие:
-развивать познавательные процессы (внимание, память)
-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)
Воспитательные:
-привитие интереса к предмету;
-воспитание у учащихся чувства товарищества;
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, учебник «Русского языка»; авт. В.П. Канакина., В.Г. Горецкий.
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Дети читают составленные тексты на тему «Как я сажал дерево». III. Минутка чистописания. На доске записана пословица: Пруд кормит, а лень портит. От бобра бобра не ищут. Лось человека не красит. Правда глаза полет. - Цепочка букв, которую мы будем писать сегодня, состоит из букв, которые помогут исправить ошибки в данных пословицах. Найдите ошибки и назовите буквы, которые войдут в цепочку. (В первой пословице ошибка в слове пруд, нужно написать вместо буквы п букву т. Во второй пословице ошибка в слове бобра, нужно заменить первую букву бна букву д. В третьей пословице ошибка в слове лось, нужно написать вместо буквы с букву ж. В четвертой пословице должно быть слово колет, поэтому вместо буквы п нужно поставить букву к. Сегодня мы составим цепочку из букв т, д, ж, к.) - Объясните, как вы понимаете эти пословицы. тджк джкт жктд … - Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Сообщение темы урока.
Учитель:- Сегодня на уроке мы повторим с вами тему о составе слова.
-А что входит в состав слова?
Дети: В состав слова входит: приставка, корень, суффикс, окончание.
Учитель: А сейчас мы узнаем, как вы усвоили тему.
- Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на «Остров знаний». На этот остров смогут попасть самые умные, смелые и внимательные ребята. Вы согласны?
На пути нам будут встречаться преграды, которые мы должны преодолевать, чтобы попасть на остров.
V.Работа по теме урока.
-И вот на пути у нас
1 преграда: «Значимые части слова» (работа на интерактивной доске)
Учитель: -Что такое корень слова? Выделите в слове «мороз» корень.
Дети: Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
МОРОЗ
Учитель: - Что такое окончание? Выделите в слове «морозы» окончание.
Дети: Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
МОРОЗЫ
Учитель: - Что такое приставка? Выделите в слове «заморозки» приставку.
Дети: Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
ЗАМОРОЗКИ
Учитель: Что такое суффикс? Выделите в слове «морозный» суффикс.
Дети: суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
МОРОЗНЫЙ
Учитель: - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, чем мы сейчас занимались?
Дети: Называли значимые части слова и разбирали его по составу.
Учитель: - Верно, мы разбирали слово по составу. Но посмотрите внимательно, сколько мы из слова МОРОЗ - образовали новых слов.
- Образование новых слов называется - СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это наука, которая изучает строение слова. В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с различными способами образования слов.
Учитель: Отправляемся дальше. И у нас на пути
II преграда: «Однокоренные слова»
Учитель: Какие слова мы называем однокоренными?
Дети: Однокоренные слова - это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Учитель: Молодцы! И вот задание: образовать однокоренные слова от слов,
ХОДИТЬ, БЕЖАТЬ, ЛЕТАТЬ, при помощи приставок У, В, ДО, ОТ, ПОД.
Дети: убежать, вбежать, добежать, …
Учитель: Молодцы! Вторую преграду успешно преодолели. Готовы к следующей преграде?
III преграда: «Разбор слова по составу» (работа по карточкам)
Подводный, устный, золотое, записка, выход, книга, походный, ночная, быстрый, нагрузка, разбег, вода, подлёдный, длинная, храбрый, наклейка, перелет, окно.
Учитель: Ребята, третью преграду мы преодолели, теперь нужно немного отдохнуть.
VI Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Учитель: отдохнули. Теперь можем продолжать наш путь с новыми силами. И у нас на пути
VII Закрепление изученного материала На доске записано стихотворение:
Кто бы мог предположить? Н..ч..ной п..рой в глуши л..сной М..две..ь (к)дуплу (пр..)брался И сла..кий мё.. (из)липких сот Уже (д..)стать (с..)брался. Но (з..)др..жал и (за..)жужжал Пч..линый рой от(гнева). - В..рюга, вон! - (вз)л..тев (на)трон, (Вс)кр..чала кор..лева. М..две..ь (в)затылке (п..)ч..сал И молвил (без) укора: - Ну кто бы мо.. предполож..т.., Что я похож (на)вора?
Уолтер Де Ла Мэр - Прочитайте стихотворение. - Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. VIII. Итог урока. - Чему учились сегодня на уроке? - С помощью каких частей слова образуются новые слова? - Что такое корень? - Для чего служит окончание? IХДомашнее задание.