- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по самопознанию Поговорим о доброте
Урок по самопознанию Поговорим о доброте
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоконь Л.П. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Поговорим о доброте»
«Делать людям хорошо - хорошеть самому»
(Пословица)
Цель: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности.
Методы: беседа, рассказ, объяснение
Ресурсы: бусинки, солнышко, цветы, полянка « Доброты», рисунки сказочных героев, лучик солнца
Ход урока
Позитивный настрой
- Добрый день, дорогие ребята! Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Давайте поздороваемся так , как мы это делаем всегда:
- Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, лучик дорогой,
Что принес ты мне, родной?
-Лучик подарил вам добро, любовь, дружбу. Давайте поделимся этим всем с товарищами.
Беседа
Учитель - Ребята, сегодня мы поговорим с вами о важном качестве человека. Сейчас внимательно послушайте рассказ и догадайтесь, о каком качестве идёт речь.
-Кто догадался, о чём идет речь? ( о доброте)
Тема нашего урока «Поговорим о доброте».
Я предлагаю поговорить о добре, о добрых словах, о добром отношении друг к другу.
Как вы понимаете, что такое доброта?
Доброта - дружеское расположение к людям, отзывчивость, сочувствие.
Добро - нежность, забота, внимание, ласка, радость, дружба, любовь. То есть то, что хорошо, полезно, приятно.
Добрый человек - готовый помочь людям, отзывчивый.
-Сейчас отправляемся в путешествие. Попасть нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, а вы выберите одну бусинку, она поможет вернуться нам назад.
Звучит песня «Если добрый ты» (учитель под музыку раздает бусинки)
- Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
- Что же такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка…(дети продолжают)
- Что такое зло? Это что - то противоположное добру: дурное, плохое, (дети продолжают)
- Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (высказывания детей)
Цитата
« Делать людям хорошо - хорошеть самому» (Пословица)
- Как вы понимаете слова « хорошеть самому»? ( Ответы детей)
( Надо больше совершать хороших поступков, от хороших поступков самому легче и приятнее, люди к тебе относятся лучше)
Задание « Поляна доброты»
- Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. ( Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)
- Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. ( Дети размещают свои цветы)
- У нас получилась «Поляна доброты»
Рассказ учителя
- Я хочу вам рассказать одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».
Вопросы для обсуждения
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».
- Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»? ( Ответы детей)
( Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы убедились на примере притчи из Библии. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом ваши учителя, родители, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
-Все вы любите сказки. Одной из главных тем в русских народных сказках всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сказка». Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Гуси - Лебеди, Баба - Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).
А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей).
Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла?
Творческая деятельность
-Все вы любите сказки. Одной из главных тем в русских народных сказках всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сказка». Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Гуси - Лебеди, Баба - Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).
А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей).
Раскрасьте, того сказочного героя на какого вы хотели быть похожем.
Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла?
Игра « Продолжи фразу»
- Продолжите фразу: « Добро- это………» (Ответы детей)
Учитель обобщает ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Продолжите следующую фразу: « Зло - это……….» (Ответы детей)
Учитель обобщает ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.
Игра « Поляна доброты»
- Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. ( Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)
- Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. ( Дети размещают свои цветы)
- У нас получилась «Поляна доброты».
Обобщение
Наш разговор подходит к концу. Возьмите свои бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Подумайте, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт поможет вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Давайте каждую бусинку будем нанизывать на одну нитку. Посмотрите, какие чудесные получились бусы у нас. Вот так мы связаны с другими. Но, в то же время каждая бусинка существует отдельно. Каждому хочется порой быть вместе со всеми, а порой побыть одному. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения остались у вас надолго. Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и будем учиться быть добрыми.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- Закончим путешествие песней «Дорога добра».
Групповое пение
- Закончим путешествие песней «Дорога добра».
Домашнее задание
Нарисовать дерево добрых дел
Заключительная минута тишины
Учитель: Закройте глаза и вспомните всё хорошее, что было на уроке. Вспомните все добрые дела о которых говорилось. Поместите эту доброту в своё сердце и живите счастливо.