• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на педагогические чтения «Направления и формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающие интеллектуальное развитие личности в 1 классе»

Доклад на педагогические чтения «Направления и формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающие интеллектуальное развитие личности в 1 классе»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на педагогические чтения «Направления и формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающие интеллектуальное развитие личности в 1 классе»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

Черемушкинская средняя общеобразовательная

школа№1

655619, Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Черемушки, д.32,

телефакс (8-39042)3-16-23, e-mail: [email protected]

От совершенствования методики преподавания к повышению мастерства учителя

в учебно-воспитательном процессе

Доклад

Направления и формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающие интеллектуальное развитие личности в 1 классе





Автор: учитель начальных классов МБОУ ЧСШ №1 Голубева Марина Яковлевна

















Саяногорск, 2014

Оглавление

I Введение…………………………………………………………………………………..3

II Основная часть…………………………………………………………………………3-7

  1. Интеллектуальное развитие-важный компонент деятельности человека ……... 3



  1. Понятие об интеллекте …………………………………………………………...3-4

3.Направления и формы внеурочной деятельности ……………………………… ….4

3.1.Курс «Математика для любознательных»……………………………………….4-5

3.2.Курс «Азбука природы»………………………………………………………….5-6 3.3.Курс «Мои первые проекты»…………………………………………………….6-7

III Заключение……………………………………………………………………………...7

IV Литература и интернет-ресурсы……………………………………………………….7



























I

«Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни»

У. ГлассерВведение



Федеральный Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования - воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Эта цель включает в себя сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, социально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития интеллектуальных и творческих умений младших школьников. Следовательно, задача школы - создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому возникает необходимость в организации систематической и целенаправленной работы по развитию интеллектуальных умений учащихся начальной школы.

II Основная часть.

  1. Интеллектуальное развитие-важный компонент деятельности человека.
Образовательный процесс современного общеобразовательного учреждения постоянно требует повышения своей эффективности. К наиболее актуальным, решаемым в школах, относятся проблемы повышения качества обучения, снижения учебной нагрузки, развития интеллектуальных способностей и повышения мотивации. Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.
  1. Понятие об интеллекте.

Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
  1. Направления и формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы и находится в тесном взаимодействии с урочной работой по предметам. Обязательная организация внеурочной деятельности - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность даёт возможность каждому ребёнку реализовать себя как личность, открыть в себе новые способности, проявить свою инициативу, творчество, компетентность, достичь определённых результатов. ФГОС НОО предусматривает включение в учебный план школы внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности. Одно из них - общеинтеллектуальное направление.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности тесно связано с основным образованием и является его логическим продолжением, неотъемлемой частью школьного образовательного пространства. Мною, как учителем первого класса, ведется 3 часа в неделю внеурочных занятий по общеинтеллектуальному направлению:

  • «Математика для любознательных»
  • «Азбука природы»
  • «Мои первые проекты».

3.1.Курс «Математика для любознательных» представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. На занятиях мы решаем задачи - шутки, головоломки, магические квадраты, танграмы, находим закономерность в расположении фигур и предметов, выполняем задания по перекладыванию спичек, решаем задачи на сравнение, классификацию. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ. На занятиях я использую следующие формы: индивидуальные и групповые; практические и теоретические; беседы; игры с мячом; работа с конструкторами; знакомство с научно-популярной литературой; конкурсы знатоков; игровые занятия; КВН, игра - соревнование. Полученные знания на занятиях этого кружка ребята успешно применили при проведении школьной недели математики. Все дети класса приняли участие в различных конкурсах в рамках этой недели: «Быстрый счетовод», выставка рисунков «Весёлая цифра», конкурс «Стихотворения, в которых есть цифры», День смекалки, игра «Весёлая геометрия». Победителями недели стали: 1место- Гернего Наташа, 2 место -Видяшкина Даша, 3 место- Ковалев Саша, Кузнецов Никита, Иншаков Артем, Ванчагов Матвей. Все дети получили сертификаты за участие в неделе математики. В феврале 7 человек приняли участие в Международном дистанционном конкурсе по математике «ЭМУ-Специалист» для учащихся 1-4 классов. Результаты ждём в апреле.
3.2.Курс «Азбука природы» - интегрированный курс для учащихся 1-го класса, в содержании которого предусматривается закрепление изученных букв на основе ассоциаций с предметами и явлениями природы, многообразие взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания; развитие эстетического восприятия окружающего мира и художественно-образного мышления младших школьников. Изучение данного курса создаст условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;
  • воспитание самостоятельности, самооценки и самоуважения.
Особенности реализации программы. Знакомство с буквами происходит непосредственно на уроке обучения грамоте, а закрепление букв на основе ассоциации с предметами природы происходит во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня в течение 35 минут. Место проведения определяется в соответствие с темой занятия: в парке, на берегу Енисея, в библиотеке, в классе, в музее национального парка «Шушенский бор». Используемые формы проведения: экскурсии, викторины, поисковая деятельность, КВН и др. Виды деятельности: ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, художественное творчество, разработка и создание экознаков, экологические акции, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной деятельности: семейные экологические домашние задания, помощь в оборудовании и озеленении классной комнаты, проектная деятельность, внеклассные мероприятия. Результативность работы по программе «Создание «Азбуки природы» осуществляется с помощью диагностики: в конце учебного года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», Неделя экологии, «День птиц», «День Земли», «День воды». На заключительном занятии проводится выставка-защита книги «Азбука природы».

3.3.Курс «Мои первые проекты». Цели:
  • развить творческие и коммуникативные способности ребёнка;
  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
  • развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.


Задачи:
  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • научиться критически мыслить.

Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Технологии, методики:
  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.


Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ. В течение первого года обучения первоклассники знакомятся с терминами «Проект», «Проблема», «Источники информации». Ведущие формы деятельности: викторины, познавательные игры и беседы, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны, конкурсы), предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы. В этом учебном году дети, с помощью учителя и родителей выполнили несколько проектов: «История парты», «Моё имя», «Елочка», «Моя мама», «Сувенир в подарок». Все ребята класса принимают участие в праздниках, предметных неделях, школьных конкурсах. Пять человек приняли участие в 1 и 2 турах Всероссийской дистанционной мультиолимпиады-марафона «Муравейник-2014» для учащихся 1-4-х классов Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

III Заключение

Внедрение активных форм и методов во внеурочные занятия показывает, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес обучающихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения, способствует интеллектуальному развитию. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь обучающихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе. Внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Школа после уроков - должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
IVСписок использованных источников:
  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. vocabulary.ru/dictionary/25
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников DOC Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
3. Закон «Об образовании» Российской Федерации от 29 декабря 2012 года.
  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).
  2. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование). standart.edu.ru/doc.
  3. edu.ru.


© 2010-2022