Окружающий мир (2-й класс) Урок 1. Тема: Вводный урок «Как мы будем учиться»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир (2-й класс)



Урок 1.

Тема: Вводный урок «Как мы будем учиться».

Цели:

- познакомить с новым учебником «Окружающий мир. Наша планета Земля»;

- научить оценивать свою деятельность на уроках окружающего мира.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


1 4 3

  • Ребята, вот и пролетели летние каникулы. Начинается новый учебный год. Вас ждут интересные факты и увлекательные путешествия, необыкновенные животные и растения, удивительные истории и легенды. Всё это вы сможете узнать на уроках окружающего мира.

- Ребята, давайте вспомним, чем отличается этот предмет от остальных. (Математика рассматривает предметы с точки зрения их количества, размера, формы. Русский язык исследует написание слов. Окружающий мир учит нас наблюдать за предметами и их изменениями.)

- Какие темы уроков вам больше всего запомнились, понравились?

Высказывания детей.

- Давайте рассмотрим учебник 2-го класса и выясним, чем он отличается и что же мы будем изучать в этом году. 1

Рассматривают книгу и высказываются по поводу её устройства, нового в книге.

- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность на год.)

- Какое умение формировали?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;


ΙΙ. Совместное открытие знаний.


1 4 3 3

- А что вы увидели необычного? (Учебник называется «Наша планета Земля». Сначала мы посмотрим на неё из космоса, далее обойдём её и узнаем, что на ней расположено. Вторая часть расскажет, кто живёт на земле, о городах и странах.

В учебнике есть интересные игры, карты, фотографии и многое другое.)

Дети высказывают свои мнения по рисункам.

- А в начале учебника авторы постарались объяснить вам, чему можно научиться на уроках.

- Рассмотрим иллюстрации в верхней части страницы. Ребята, что изображено на рисунке слева? (Осень.)

- А на рисунке справа? (Солнце и Земля.)

- Как вы думаете, что хотели сказать авторы, когда поместили эти рисунки рядом? (Времена года связаны с Солнцем и Землёй.)

- В этом году вы узнаете, почему осень сменяется зимой, а зима - весной.

- Предположите, на какие ещё вопросы вы сможете получить ответы в этом году. Предположения детей.

- Учебник научит вас понимать, какие явления и почему происходят вокруг нас.

- А что нарисовано снизу? (Туристы мусорят, Лена и Миша сажают деревья.)

- Чему вы научитесь в этом году?

Предположения детей.

- Вы научитесь определять своё отношение к происходящему, оценивать, что плохо, а что хорошо, решать, как правильно поступить.

- Так много можно узнать, многому научиться!.. Как вы думаете, нужно это всё заучивать? (Всё выучить нельзя. Но некоторые правила мы должны знать и учиться объяснять, что вокруг нас.)

- Вы будете самыми главными «открывателями» знаний на уроке, вместе с одноклассниками попробуете решать какие-то задачи самостоятельно, а потом сможете применять полученные знания. Материал надо понять на уроке.

- Главные выводы урока вы должны знать. Они выделены в рамочки. В учебнике есть и странички для самых любознательных.

- Откройте с. 7.

Учитель читает текст.

- О чём мы узнаем, изучая эту часть учебника? (О Земле, географических картах.)

- Попробуйте ответить на вопросы и понять, готовы ли вы к началу путешествия.

- Что больше: гора или дом, самолёт или змей, мяч или солнце? (Дом, змей и мяч кажутся больше, потому что они ближе.)

- Когда большие предметы кажутся маленькими? (Большие предметы кажутся маленькими, когда они далеко.)

- Что мы сейчас с вами делали?

- Какое умение формировали?

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


ΙΙΙ. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?


- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему учились?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?


3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Деятельность учеников:

  • наблюдение за предметами;

  • прогнозирование будущей деятельности.



Урок 2.


Тема: Общие слова - понятия.

Цели:

- научить различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия;

- тренировать детей различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;

- научить оценивать слова родного языка и важность их правильного понимания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


1 3 2

- Посмотрите на доску. Что объединяет данные предметы? Назовите их одним словом.

На доске расположены картинки или написаны слова:

1. Мяч, машинка, кукла, конструктор. (Это игрушки. Ими играют дети.)

2. Воробей, гусь, сорока, лебедь. (Это птицы.)

- Чем отличается объединяющее их слово от всех перечисленных предметов в группе? (Мы не можем сразу ответить, нужно подумать.)

- Можно ли заменить все перечисленные предметы одним этим словом?

- Можно ли сказать, что это слово имеет более широкое значение?

- Как называются такие слова?

- Давайте называть такие объединяющие слова понятиями. Они нам сегодня очень помогут.

- Вы знаете, наверное, что к каждому путешествию нужно готовиться.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Подготовка к путешествию по нашей планете.)

- О чём вам хотелось бы узнать?

- Давайте откроем учебник на с. 9. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Предположения детей.


- Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план урока.)

- Какое умение формировали?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;



6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

I. Работа в учебнике. 1 3 4 3 1

- Мир, который нас окружает, - такой огромный мир! Но оказывается, всё, что нас окружает, можно разделить на две группы.

- Давайте посмотрим на с. 9. Предметы окружающего нас мира собраны в две группы. Почему? Кто сделал эти предметы? Помогите нашим героям это определить.

- Догадайтесь, почему эти предметы собраны в одной группе? (В первой группе предметы сделаны человеком, а во второй - предметы и существа, которые появились и существуют независимо от человека.)


I группа

Дом, велосипед, шапка, носок, а также портфель, дом, стол, автомобиль, самолёт, пальто, часы, игрушки…

II группа

Гора, кристалл, море, а также лес, камень, облако, горы, океан, птицы, звери, жуки, поля…


- Каким понятием можно заменить первую группу предметов? А вторую?

- Каким понятием можно заменить первую группу предметов? А вторую?

Дети высказывают свои предположения.

- Первую назовём вещами, вторую - предметами природы.

- Предметы природы можно разделить ещё на две группы. Подумайте, каким понятием можно заменить данные предметы? (В первой группе - предметы неживые, во второй - живые.)


1. Камни, река, снег, гора, земля, воздух.

2. Звери, растения, грибы, рыбы, насекомые.


- Тогда помогите разрешить спор между камнем, собакой и Мишей (с. 10).

-Посмотрите, у каждого из них своё мнение о том, что такое природа.

Дети высказывают своё мнение, выбирают верное высказывание.

- А теперь посмотрите на с. 11. На какие группы можно разделить все окружающие нас предметы? (Предметы могут быть сделаны человеком или созданы природой. Нас окружают вещи, предметы неживой и живой природы.)

- Что вы должны понять и усвоить на сегодняшнем уроке?

- Давайте найдём этот вывод в учебнике на с. 11 и выберем самую главную с точки зрения нашего урока информацию.

Дети находят вывод в рамочке и зачитывают его.


Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


ΙΙΙ. Применение нового знания.




Работа в учебнике. 2 2 1 4

- Обсудите последний вопрос на с. 8 и дайте на него ответ.

Дети по группам готовят ответы на вопросы. Далее идёт согласование версий между группами.

- Правильные ответы: животные - более общее понятие.


Проверка с самооценкой по алгоритму.

- А теперь помогите Лене правильно назвать группы предметов на с. 10. (С. 10: живые организмы, неживые предметы, вещи. Прав Миша.)

- А теперь вопрос потруднее - на с. 11. (С. 11: сами собаки, конечно, не искусственные. Просто не природа изменяла их внешность, а человек.)


Дополнительные задания.

- Посмотрите на задание на столе. Выполните любое на выбор.

I задание.

- Назови одним словом перечисленное ниже, придумай по три слова к каждой группе дополнительно:

  1. 1. Берёза, щука, трава, лиса, рябина, акула, одуванчик, медведь.

2. Вода, камень, воздух, озеро, яма.

3. Платок, магнитофон, книга, стул.

(Первая группа - живая природа, вторая - неживая природа, третья - вещи.)

II задание.

- Выполни задание сам и проверь себя.

- Убери лишнее слово, подбери понятие.

  1. Снег, океан, остров, земля, дом, звёзды.

  2. Одежда, игрушки, цветы, телевизор, книги, рельсы.

  3. Малина, яблоки, жук, заяц, крокодил, вода, кошка.

Образец:

  1. Снег, океан, остров, земля, дом (не относится к природе), звёзды.

  2. Одежда, игрушки, цветы (не человеческие вещи), телевизор, книги, рельсы.

  3. Малина, яблоки, жук, заяц, крокодил, вода (не относится к живой природе), кошка.

* Далее можно поиграть в игру «Угадай предмет». Во внеурочное время - ознакомиться с настольной игрой «Путь человечества».

- Умение пользоваться словами-понятиями поможет вам и на следующем уроке. Мы с вами готовимся к настоящему путешествию по планете Земля. Для этого нужно познакомиться с наукой о Земле. Попробуйте сами отгадать её название. Оно зашифровано буквами слов-понятий, которые мы узнаем в этом году.

- Мы будем говорить о реках и океанах, озёрах и горах.


- Отгадайте, как называется такая наука. Все перечисленные слова тесно связаны с ней, а помогут вам выделенные буквы.

горы

реки

океаны

города

страны

вулканы

атмосфера

впадина

путешествия


- Да, эта наука называется географией, нам надо узнать её правила и законы, освоить новый язык - язык географических карт.

- Почему их разделили на разные группы?

- Что мы сейчас делали? Какое умение формировали?


3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ТОУУ



ΙV. Итог урока.


- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?



Деятельность учеников:

- характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов);

- сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства;

- сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;

- наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

© Баласс, 2012


© 2010-2022