Конспект открытого урока по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение знаний»

МБОУ «Лицей №65» города Воронеж

Учитель Ковбасюк Виктория Георгиевна.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Цель: Обобщить изученное по теме «Имя прилагательное»; развивать умения определять падеж и правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, умения находить падеж имен прилагательных; совершенствовать навык письма под диктовку.

  • Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.

  • Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Презентация

  4. Карточки для работы в парах

  5. Карточки для работы в малых группах

Структура урока: 1.Мотивация к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний 3.Постановка учебной задачи 4.. Постановка и решение проблемной ситуации. 5.Построение проекта выхода из затруднения 6..Реализация построенного проекта. 7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 8.Работа в парах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). Письмо под диктовку. 9.Включение в систему знаний и повторение 10.Рефлексия учебной деятельности 11. Домашнее задание
Литература :В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык, Е.А. Нефедова, О.В. Узорова « Справочное пособие по русскому языку 4 класс», Е.А. Нефедова, О.В. Узорова « Тесты по русскому языку в начальной школе»






Ход урока:


Содержание

Примечание I. Мотивация к учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята.

Определите, о какой речи пойдёт речь на уроке

Определяю я предметы

Они всегда со мной приметны

Я украшаю вашу речь,

Меня вам нужно знать, беречь.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (об именах прилагательных)

II.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности

- Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)





III. Постановка и решение проблемной ситуации.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь. (Работают в парах)

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая, какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7) С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка и) вода е) уводить

9) Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

Какова цель этого задания?

- Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово

- Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).

- Желаю удачи!(дети работают в парах)

- Какое ключевое слово вы получили?

Дети: склонение.

- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)

- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)

- Я рада за вас!

IV.. Построение проекта выхода из затруднения

1.Групповая работа.

-Сейчас вы разобьётесь на группы. Под руководством капитанов групп просклоняйте имена прилагательные (любознательный человек, грустный человек , весёлый человек)

V.Реализация построенного проекта.


I группа

II группа

III группа

И. п.

Любознательный человек

Грустный человек

Весёлый человек

Р. п.

Любознательного человека

Грустного человека

Весёлого человека

Д. п.

Любознательному человеку

Грустному человеку

Весёлому человеку

В. п.

Любознательного человека

Грустного человека

Весёлого человека

Т. п.

Любознательным человеком

Грустным человеком

Весёлым человеком

П. п.

О любознательном человеке

О грустном человеке

О весёлом человеке

- Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

- А какие окончания? (Одинаковые)

- Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

  • Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

  • В каких падежах у прилагательных одинаковые окончания ( в родительном и винительном) Как проверить?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Составление памятки «Как определить падеж имени прилагательного?»

1.Найти существительное, к которому относится прилагательное

2. Определить падеж имени существительного.

3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

Физминутка


- Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову словосочетание, где слова употреблены в единственном числе - сделайте наклон вперед; если слова во множественном числе - наклон назад. Умные лица, настоящий друг, веселые люди зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения,

VII.Работа в парах с самопроверкой по эталону (внутренняя речь).Письмо под диктовку.

1. Работа в парах

Летел над тайгой огромный самолёт. Внизу тянулся густой лес. Необычный груз доставляет самолёт .Он везет свежие журналы.

А теперь обменяемся работами и сверимся с доской

(Сверяют с доской)

Задания:

-найти слово , в котором ко-во букв и звуков не совпадает;

-найти слово, имеющее два корня.;

-найти имена прилагательные, определить их падеж.

Физминутка

-Ребята, а кто разносит журналы? (Почтальон)

-А какого знаменитого почтальона вы знаете? (Печкина)

-Выполним вместе с ним физминутку:

В Простоквашино живет

Службу там свою несет

Почта-дом стоит у речки,

Почтальон в ней-дядя………

VIII.Включение в систему знаний и повторение

1. Из данных слов соберите предложение.(Простоквашино, все , в ,читают , журналы, свежие)

-Определите части речи.

_Сверимся с доской.

2. Работа по учебнику.

-Ребята, а что бы было, если бы в нашей речи не было прилагательных? (Речь стала неточной, бедной, некрасивой)

В нашу редакцию поступил заказ- подобрать нужные прилагательные.

Выполним его ?

Я вам заказываю прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать и объяснитьнаписание окончания.Требуется прил. С.р. в Т.п.(ранним утром) Ж.р. в Р.п.(у соседней опушки) Ж.р. в Д.п. (по канатной дороге) М.р. в П.п. (в синем конверте)

IX.Обобщение.

-Скажите, для чего нужны прилагательные?

X.Рефлексия учебной деятельности

Ребята, выполнили ли мы поставленные задачи? - Знания о какой части речи мы обобщили?

- Ребята, а как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное ?

- Как узнать род, число и падеж имени прилагательного ?

- Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных ? -Ребята а теперь с помощью прилагательных выразите , какое у вас впечатление вызвал урок. -С помощью смайлика покажите какое у вас сейчас настроение.
XI. Домашнее задание.

Спасибо за урок.







































Слайд

Слайд

.




Слайд



.



Слайд:

СКЛОНЕНИЕ





Слайд .Памятка



Физкультминутка:


Работа в парах

Слайд с текстом.

Слайд. Почтальон Печкин.

В Простоквашино все читают свежие журналы.


Слайд:

Ранним утром, у соседней опушки,

по канатной дороге,

в синем конверте. .





© 2010-2022