Урок русского языка для 2 класса по теме «Упражнение в написании букв и, у, а после шипящих»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44 города Томска

Открытый урок по русскому языку

во 2 классе

«Упражнение в написании букв а,у,и после шипящих»

(методическое объединение учителей начальных классов 12.02.13.)











подготовила и провела:

учитель начальных классов

Боханцева Лина Владимировна

2013 год

Тема: Упражнение в написании букв и, у, а после шипящих.

  1. Учитель: Боханцева Лина Владимировна

  2. Место работы: МАОУ СОШ № 44 города Томска

  3. Должность: учитель начальных классов

  4. Предмет: русский язык

  5. Класс: 2 Г

  6. Тема и номер урока в теме: Упражнения в написании букв "и", "у", "а" после шипящих. Урок № 103

  7. Учебник «Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100»

  8. Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

  9. Задачи:

  • Образовательные - формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; закреплять умения писать слова с сочетаниями жи-ши; принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш], [ц] как твёрдых.

  • Развивающие - развивать умение выражать свои мысли; структурировать знания; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать орфографическую зоркость.

  • Воспитательные - содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровьесберегающем поведении.

  1. Тип урока. Урок - обобщения систематизации знаний

  2. Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование:

Для учителя:

Мультимедийное оборудование

Для учащихся: тетрадь, учебник





















Упражнения в написании букв "и", "у", "а" после шипящих Организационный момент.


-Здравствуйте, ребята! Слайд № 2,3 Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие в волшебную страну «Грамматику». Там случилась беда. Злая колдунья украла с дерева знаний одну орфограмму и теперь это дерево погибает. Если не вернуть эту орфограмму, то люди перестанут быть грамотными. И теперь фея Грамматика просит у нас помощи. Поможем ей?

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.)


Актуа лизация знаний.





Объявление темы и постановка целей урока.

Слайд № 4,5

Фея Грамматика обратилась к нашим друзьям Пете Зайцеву и Кате Персиковой, чтобы определить какую же орфограмму украла злая Колдунья. И для этого нам нужно ответить на вопросы:

1.Как называется густой лес, заросли?

*чаща

*опушка

*аллея

*проталинка

Слайд № 6

2.Какую форму имеет планета Земля?

*круг

*квадрат

*куб

*шар

Слайд №7

3. В кого не превращался князь Гвидон?

*в комара

*в шмеля

*в муху

*в щуку

Слайд № 8

4.Какие животные не водятся в наших лесах?

*зайцы

*лисы

*белки

*жирафы

Слайд № 9

-Вот слова, которые мы с вами угадали: чаща, шар, щука, жираф.

-Назовите лишнее слово (шар).

-Почему? (нет буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)

-Дайте характеристику звукам [ж] [ш] [ч'] [щ']

- Так какую же орфограмму украла злая Колдунья? (правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу)

- Какая тема урока у нас сегодня? (упражнение в написании слов с бкувосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).


Физминутка для глаз

Слайд № 10 + презентация «Цветик - семицветик»

Фея -помощница предлагает нам немного потренироваться перед путешествием.

Личностные: формировать представление здоровьесберегающем поведении.

Совершенствование умений и навыков и закрепление усвоенного по теме урока

-Откройте свои тетради и запишите:

Двенадцатое февраля.

Классная работа.

-

Слайд № 11

Отправились наши друзья в путь по волшебному лесу. По пути встретился им гномик Вася. Он укажет дорогу к злой Колдунье, если мы справимся с его заданием.

-Перед вами три слова, из каждого слова необходимо взять только его часть и составить новое слово:

*лесочек - корень ∩

*берёзовый - суффикс ^

*листик - суффикс ^

- 1 значение:Это человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним (лесовик).

-2 значение:Но у этого слова есть и второе значение: то же, что в русской мифологии - сверхестественное существо, живущее в лесу (леший).

-Запишите это слово, выделите орфограмму. (один человек записывает у доски)

Слайд № 12

- Пошли наши друзья дальше, и попали в дремучий темный лес, а там им встретился Леший. Он пропустит наших друзей, если мы справимся с его заданием. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы.

- Догадайтесь, о ком идёт речь:

* За двумя погонишься, ни одного не поймаешь (заяц)

*Вертеться, как кто в колесе (белка)

*Кто на ухо наступил (медведь)

*Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел (волк)

Слайд № 13

- Запишите названия животных в столбик.

- А во второй столбик нужно записать детёнышей этих животных, употребив слова во множественном числе.

Заяц - зайчата

белка - бельчата

медведь - медвежата

волк - волчата

-Какую орфограмму выделили? (ча-ща)

- В каком слове нет этой орфограммы? (медвежата)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические - моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Физминутка

Слайд № 14 + презентация физминутки

Подошли ребята к реке - нужно переправиться, а они устали. Давайте проведем физминутку.

Личностные: формировать представление здоровьесберегающем поведении.

Закреп

ление изучен

ного мате

риала.

Слайд № 15

Переправились ребята через речку и попали на опушку, на которой росло говорящее дерево. Оно согласилось указать путь дальше с условием, что мы выполним следующее задание.

-Необходимо написать по памяти небольшое стихотворение.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

- А перед тем, как начать его писать, давайте вспомним, как это нужно делать (алгоритм написания по памяти)

Слайд № 16

Работа проводится по следующему алгоритму:

1.Знакомство со стихотворением
2. Объяснение орфограмм, знаков препинания.
3. Разучивание стихотворения
4. Работа в тетради.
5. Самопроверка.
6. Взаимопроверка по карточке или по учебнику.(После написания работы, выполнить взаимопроверку. Оценивание - лестница успеха.)

Слайд № 17

- Ну, вот мы и добрались до злой Колдуньи. Но добраться до заветной орфограммы мы сможем только выполнив еще одно очень сложное задание. Запишите данные словосочетания в тетрадь, заменяя прилагательные противоположными по смыслу (антонимами), содержащие орфограмму, которую мы ищем (правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу):

*узкая тропинка; (широкая)

*плохой денёк; (хороший)

*мёртвая вода; (живая)

Слайд № 18

(Эта работа проводится в парах. Оценивание - смайлики)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Рефлексия

Подведение итогов.

Слайд № 19

- Наши друзья забрали украденную орфограмму и вернулись в страну «Грамматику».

-Что мы сегодня закрепляли на уроке?

-Что понравилось на уроке?

- Если у вас всё получилось - прикрепите зелёный листик на наше дерево; если что-то не получилось - красный.

- Над чем ещё необходимо поработать, чтобы быть грамотным человеком?

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



Домаш няя работа

- Записать по пять слов с изученными орфограммами. Составить с одним из слов предложение.



© 2010-2022