- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока чтения в 3 классе по теме: Татьяна Понамарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике»
Конспект урока чтения в 3 классе по теме: Татьяна Понамарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Листопад Н.В. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
356817, Ставропольский край, Буденновский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12
тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: [email protected]
ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001
Конспект урока чтения в 3 классе по теме:
Татьяна Понамарёва
«Прогноз погоды», «Лето в чайнике»
Разработала
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 села Прасковея
Листопад Наталья Васильевна
2014 год
Тема: Татьяна Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике»
Цель: - показать, что в основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому. - учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков; - с помощью системы вопросов побудить детей перечитывать и просматривать тексты по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента.
Ход урока
Ι. Орг. момент.
ΙΙ. Новая тема.
- Вступительное слово.
2. Работа с учебником.
- Посмотрите, по оглавлению над какой темой будем работать на уроке?
- Откройте нужную страницу.
- Какие виды работы предстоит выполнять на уроке? 3. Работа с этим текстом включает работу с Толковым словарем. Прочитав рассказ Т. Пономарёвой «Прогноз погоды», необходимо выяснить значение всех слов, отмеченных звездочкой, в Толковом словаре. - Дети вспомните названия других произведений Т. Пономарёвой- «Автобус», «В шкафу». Главная героиня (бабушка) - сквозной персонаж всех этих рассказов - способна расслышать живой голос неживых, неодушевленных вещей, прийти на помощь (приютить потерявшийся автобус, позаботиться об оркестре в шкафу, помочь снеговику «мир посмотреть и себя показать»), «войти в волшебство». - Догадываются ли родственники бабушки об этих ее «волшебных свойствах»? - - Какие строки могут это подтвердить? («Это ты постаралась? - спросили мы бабушку».) - Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? Костя Погодин подсказывает ответ. Он - в последних строчках рассказа: «Просто всегда переживаешь за тех, кто так зависит от погоды и не может сделать для себя ничего сам». Поясняя эти строки, дети могут сказать, что бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду. 4. У дедушки из рассказа Т. Пономарёвой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый). Замечание Маши поможет обратить внимание на эти черты (дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем тревожить», то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе). - А дедушка тоже мог бы приютить потерявшийся автобус, услышать в шкафу оркестр, изменить для снеговика погоду? Почему? - Из каких строк понятно, что доброта - это семейная черта, а не только особенность дедушки и бабушки? («Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише...»). - Можно сказать, что каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением. Это видно из тех предположений, которые выдвигают члены семейства, обсуждая, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике. Из этих высказываний выстраивается целая история отношений чайника и божьей коровки, и эти отношения люди не хотят нарушить. Отвечая на вопрос, кто такие «мы», дети могут сказать: внуки, внучки (те самые «мы», которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу же догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление), а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя? Костя Погодин обращает внимание на «переломный момент» в этом рассказе. Можно спросить, а есть ли такой «переломный момент» в других рассказах Т. Пономарёвой? - Дети перечитают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник, и выскажут свое мнение по этому поводу. Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать. -Почему же этот рассказ называется «Лето в чайнике»? Божья коровка - это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Таким образом, спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Можно продолжить, что когда она проснется и улетит, это будет значить, что наступает лето. - А почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать», например? - Любить природу - значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему - уметь видеть огромный мир в самых незначительных предметах и существах.
ΙΙΙ. Итог урока.
ΙV. Домашнее задание. С. 144-145 пересказ