План-конспект урока литературного чтения по теме Гуси-лебеди

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения по теме "Гуси-лебеди" (слайд 1)

Тип урока: Изучение нового материала. Методы обучения: Частично - поисковый, наглядный. Средства обучения: наглядные, словесные. Деятельность обучающихся: Индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа.

Цель: систематизировать, обобщить знания учащихся о русских народных сказках, особенностях построения, языке, героях. Познакомить со сказкой «Гуси-лебеди». Формировать интерес к чтению, развивать наблюдательность, воображение, умение доказывать свою точку зрения. Воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе.
Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки», выставка рисунков к сказке, иллюстративный материал к сказке «Гуси-лебеди», презентация, волшебный клубок, шкатулка, зеркало, нарисованная яблонька, разноцветные яблочки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья.

2. Речевая гимнастика

Чтение на дифференциацию сходных слогов, слов

палка - балка

роса - роза

точка - дочка

Чтение слов с подготовкой

ла - пла - платок

ру - тру - струна

ри - три - стрижи


3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо - …!(Сказка)

Учитель: Ребята, закончите устойчивые выражения из различных произведений


  • Утро вечера мудренее.

  • Ни в сказке сказать, ни пером описать!

  • Поди туда, не знаю куда, принеси то не знаю что

  • В некотором царстве, в некотором государстве

  • Жили были дед да баба

  • Это все присказка, а сказка впереди

  • Я там был мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

  • Сказки конец, кто слушал молодец

Учитель: Кто догадался из каких произведений данные выражения? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о сказке)

Учитель: Сейчас вы услышите отрывки из литературных произведений. Постарайтесь назвать их.

  • Ах, стара я стала. Сядь ко мне на носок, да пропой еще разок.

  • Сел медведь на крышу, и трах! Раздавил теремок. Только успели из него выбежать все!

  • Сидит лиса, ест рыбу. Тут волк идет. Увидел лису и говорит:

  • - «Кумушка, дай мне рыбки!»

  • - « Вот еще, сам налови, да ешь!» - ответила лиса.

  • Зашла Маша в избу. Видит - нет никого. Посреди горницы стол стоит, а на нем три чашки: большая, средняя и маленькая.

  • Подружилась лиса с журавлем. Вот и зовет его к себе:

  • - «Приходи, куманек, приходи, дорогой!»


Учитель: Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: "Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на нашем уроке?"


Учитель: У меня есть волшебная шкатулка. Каждый из вас, посмотрев в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Но пока это останется секретом.

Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Учитель:

  • сказки начинаются с зачинов: "жили-были", "в некотором царстве" ...

  • - в сказках часто встречаются устаревшие слова "око", "перст", "уста" ...

  • - в сказках есть поговорки и пословицы, фразеологические (устойчивые) обороты: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

  • - В сказках есть волшебные цифры: три медведя, одно дело совершается три раза...

  • - В сказках разговаривают звери, растения, предметы.

  • - Почти во всех сказках побеждает добро.

  • - В сказках может быть волшебство.

  • - А из каких частей состоит сказка? ЗАЧИН, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, КОНЦОВКА

4. Сообщение темы и задач урока.
Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы начнем работать с РНС "Гуси-лебеди".


5. Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка?

Учитель: Сказка - литературное произведение, обычно народно- поэтическое, о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Учитель: Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.

6. Первичное чтение учителем сказки. ( + показать фрагмент мультфильма)

7. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась вам сказка?

- Какая беда случилась с братцем?

- Кто выручил его из беды?

- Кто помог девочке?

8. Беседа по первичному восприятию или ориентировочная беседа.

- Ребята, кто уже знает эту сказку?

- Как вы думаете, какая сказка «Гуси - лебеди»? (Волшебная).

- Какие волшебные вещи встретились в сказке? (печка, серебряное яблоко, яблоня, Баба Яга, мышка, которая разговаривает и прядет, речка с кисельными берегами, Гуси - Лебеди)

- Назовите главную героиню сказки? (Девочка)

- На какие две части можно разделить сказку по поведению девочки? (1 часть , когда девочка игнорировала просьбы волшебных вещей, 2 часть- девочка выполняет просьбы волшебных вещей

- Любая сказка нас чему - то учит. А какой поучительный урок можно вынести из этой сказки?

  • надо слушаться старших;

  • быть скромным и вежливым;

  • на добро отвечать добром.

9. Словарная работа

Учитель: Какие слова в сказке вам показались непонятными?

  • Кликала - громко кричала.

  • Причитывала - плакала, приговаривая.

  • Шкодить - озорничать, вредить чем-то.

  • Жилиная - страшная, старая, вся в жилах.

  • Устьице - отверстие в печке, через которое кладут в неё дрова, ставят чугун.

Учитель: Как вы понимаете выражения:

«Сидит ни жива, ни мертва» - очень испугалась, замерла от испуга.

Зачем на глаза явилась? - зачем пришла?

Учитель: Подберите слова синонимы: «покуда» - пока; «худо будет» - плохо; «мой батюшка» - отец.

10. Анализ героев сказки.

Учитель: Я сейчас буду читать, какая девочка в первой части. Если высчитаете, что да- хлопаете в ладоши, если нет- мотаем головой

  • Смелая

  • Невоспитанная

  • Невежливая

  • Трусливая

  • Гордая

  • Хитрая

  • Злая

  • Любит брата

Учитель: А во второй части какая она? Хлопайте в ладоши

  • Добрая

  • Упрямая

  • Вежливая

  • Заботливая

  • Признает свои ошибки

  • Любит брата

11. Физминутка

Быстро встали, тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись,

Открываем сказочный замок,

Продолжаем наш урок

12. Познавательные игры.

  • Работа с деформированным текстом (Сказка « Гуси - лебеди»).

Учитель: Пока мы смотрели отрывок из сказки, ветерок - озорник рассыпал части текста. Я предлагаю вам организоваться в группы по три человека и восстановить текст. Группа, которая справится с заданием, покажет знак.


  • Игра «Собери сказку».

Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим, как вы умеете ориентироваться в сказке.

Задание №1. (слайд №2)

Восстанови последовательность событий в сказке по предложениям.

А тут и отец с матерью пришли.

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Печка, матушка, спрячь меня!

Налетели гуси - лебеди, подхватили мальчика.

Учитель: Ребята, давайте проверим последовательность событий в сказке. (слайд №3).

Учитель: Ребята, мы восстановили последовательность сказки с помощью предложений. А сейчас выполним такое же задание, только с помощью картинок.

Слайд №4-5. Восстановите последовательность событий сказки с помощью иллюстраций.

(Ученики читают предложение и называют номер картинки, которая соответствует этому предложению.)

Учитель: Ребята найдите в тексте сказки предложения, которые подтверждают сюжет картинки. (Слайд 6-11)

Учитель: Давайте мы составим план этой сказки, и сначала нужно разделить сказку на части. Работа в группах.

План.

  • Похищение братца.

  • Поиск.

  • Встреча в избушке.

  • Возвращение домой.

13. Заключительная беседа.

- Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.

Учитель: Первый пересказал эту сказку известный собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев. Второй появился после обработки народной сказки писателем Алексеем Толстым. (Показ книг)

14. Итог урока.

Учитель: Что было интересным на уроке?
Учитель: Теперь мы можем открыть нашу шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным человеком на уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).
Учитель: Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

Учитель: Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

15. Рефлексия (слайд 12)
Учитель: Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.

-Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
-У каждого есть 3 яблока (оранжевое, желтое, зеленое).
- Если вы считаете, что на уроке вы себя проявили, хорошо работали, разобрались в особенностях сказок - прикрепите оранжевое яблоко.
- Если не все удалось, были проблемы - желтое.
- Если было сложно, возникали трудности - зеленое, надо еще поработать.

16. Домашнее задание.


  • Дома перескажите эту сказку своим мамам, папам, дедушкам, бабушкам, сестрёнкам и братишкам.

  • Нарисовать иллюстрацию к сказке "Гуси-лебеди".



Учитель: В конце нашей встречи мне очень хочется прочитать вам такие строчки :

«Гуси-лебеди, гуси белые

Что же в сказке вы гуси наделали?

Вы зачем малых деток уносите

И за что прощенья просите?

Бабке-ёжке зачем помогаете

У нее на посылках летаете?

Лучше станьте гусями домашними

И живите у Ванечки с Машею»


© 2010-2022