Творческое взаимодействие с семьями учащихся через систему работы семейного клуба

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №33»




« Творческое взаимодействие

с семьями учащихся

через систему работы семейного клуба»


Методическая разработка.

Выполнила:

Киндеева Н.А.

учитель начальных классов

I квалификационной

категории

Муром

2012 г.

Объяснительная записка.

В моей работе представлен теоретический и практический материал по теме « Творческое взаимодействие с семьями учащихся через систему работы семейного клуба»

Уровень новизны : рационализаторский. Опираясь на существующие программы, я создала систему работы семейного клуба по взаимодействию с семьями младших школьников , составила конспекты мероприятий и родительских собраний.

Моя цель: создать систему работы семейного клуба по взаимодействию с семьями младших школьников, путем включения учащихся и родителей в совместную деятельность.

Данную цель можно достичь с помощью решения следующих задач:

1)воспитывать у школьника чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое;

2) вовлечь учащихся и родителей в работу по изучению истории, традиций родного края, школы, семьи;

3) развивать познавательную и творческую активность, бережно относиться к историческому ,культурному наследию народа;

4) способствовать повышению педагогической культуры родителей по вопросам воспитания ребенка в семье;

5) возрождать национальные традиции в семье и общественном воспитании, обращаясь к семейным истокам и исторической памяти семей.

Использование данных материалов, прежде всего, помогает воспитывать у детей любовь к Родине, ее истории, природе и традициям.

Данная разработка может быть использована учителями начальных классов, классными руководителями, педагогами-организаторами.

1.Обоснование актуальности темы.

Система образования, как и другие структуры российского общества, переживает сегодня период реформ. Вместе с тем обозначилась вполне реальная перспектива разрыва между двумя составляющими учебного процесса- обучением и воспитанием. Об угрозе одностороннего подхода к образованию, о недопустимости забвения воспитательных функций школы еще в конце 19-в начале 20 веков с тревогой писали видные русские педагоги.

К сожалению, основной проблемой сегодня является отчуждение семьи от школы , от творческого и свободного развития и воспитания ребенка. Отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями.

Сегодня в условиях переходного общества только культура и воспитанность могут обеспечить перспективы достойного развития новой генерации молодых граждан России. Поэтому духовно- нравственное становление детей - важная задача современной школы. А наиболее эффективно оно может осуществляться в единстве сотрудничества между детьми, учителями и родителями.

Человек должен научиться пользоваться свободой, выбором норм поведения, самостоятельно выбрать будущую профессию, любить, ценить и беречь свой родной край, гордиться им.

Но духовная среда нашего общества сегодня, к сожалению, не всегда способствует патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию. Нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, падение интереса к знаниям, уклонение от службы в армии, криминализация общества, пропаганда насилия ,рост подростковой преступности и безнадзорности.

Увидев незаинтересованность родителей в воспитании своих детей, я взяла основным направлением в своей работе гражданско- патриотическое воспитание школьника через работу с семьей.

Так, как семья является той первичной средой, в которой ребенок не только растет, но и происходит основное становление и развитие личности ребенка. Следовательно, только гармоничная семья может обеспечить основы полноценного воспитания, социальный и психологический комфорт ребенка.

Для современной школы важно тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?»- это вечная «головная боль» всех педагогов. В связи с этим перед учителями стоит важная и ответственная задача- сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Семья - разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в детстве формируется личность ребенка, его отношения к окружающему миру, любовь к Родине, дружеская привязанность друг к другу.

Любовь маленького человека к Родине начинается с отношения к самым близким людям-родителям, бабушке, с любви к родному дому, улице на которой живет, школе, городу, т.е. к малой родине.

«Патриотическое воспитание - это постепенное формирование у учащегося любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, чувство гордости за свой народ, уважения к ее великим свершениям и страницам прошлого, к традициям своей семьи». Так говорила кандидат педагогических наук М.Давыдова.

Изученные мною программы Новицкой по курсу «Народоведение», Харчевниковой Е.Л. «Наш край», Конопкиной С.А.»Люблю тебя, мой край родной!» показали, только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь ценности мировой цивилизации.

Изучением вопросами взаимодействия семьи и школы занимались многие педагоги-практики, психологи и ученые: Выгодский Л., Сухомлинский В., Селевко Г.К., Амонашвили Ш. Одним из родоначальников был А.С.Макаренко. Воспитательная система основана на возрождении приоритетности семейного воспитания. Семья во многом определяет наше будущее, ибо существенно влияет на формирование личности растущего гражданина. Взаимодействию семьи и школы уделяет большое внимание Байбородова Л.В.

Наша школа №33 является опорной по краеведению. В ней открыт музей имени Н.Ф.Гастелло, в который входят 3 зала:

1.Детские годы, бессмертный подвиг Н,Ф.Гастелло.

2. «История школы»

3. «Дальняя Авиация России».

Все они способствуют гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Опираясь на программу по семейному воспитанию школы и на программы по гражданско-патриотическому воспитанию, я создала систему работы семейного клуба по гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Предполагаемым конечным результатом работы может стать

формирование у ребенка следующих способностей:

-способность выражать свои размышления о гражданско-нравственных проблемах;

- способность к творческой активности, к стремлению творить прекрасное;

- способность к принятию обдуманных и ответственных решений в трудные моменты жизни в соответствии с нормами морали;

- способность бережного отношения к окружающему миру.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми, важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Именно поэтому в своей работе с классным коллективом я использую нестандартную форму- семейный клуб «Родные истоки».

Форма эта представлялась нам наиболее универсальной по многим причинам. Клуб-это реальная база для работы с детьми в урочное и внеурочное время.

Клуб- это возможность развития личности ребенка. Членство в клубе добровольное, общение здесь неформальное, что очень привлекательно для всех. Через клубную работу можно объединить усилия школы, семьи и общественности.

Сущность клуба очень точно охарактеризовала Н.К.Крупская, потребность людей в «домашнем общественном очаге» , где люди чувствуют себя, как дома, не стесняя других, не боясь им надоесть, помешать.

Всю систему работы семейного клуба я построила по блокам. (классам)

Творческое взаимодействие с семьями учащихся через систему работы семейного клуба.

1блок: Традиции русского народа, где мы знакомимся с традициями, обрядами, праздниками русского народа.

Творческое взаимодействие с семьями учащихся через систему работы семейного клуба.

2 блок: Моя малая родина, где мы знакомимся с памятными местами и улицами г.Мурома.

Творческое взаимодействие с семьями учащихся через систему работы семейного клуба.

3блок: Моя родословная, где изучаем свою родословную, историю семьи, фамилии.

Творческое взаимодействие с семьями учащихся через систему работы семейного клуба.

4блок: Герои земли Владимирской. Здесь мы знакомимся со знаменитыми людьми Владимирского края.

Творческое взаимодействие с семьями учащихся через систему работы семейного клуба.

Каждому блоку соответствуют определенные задачи, которые достигаются различными формами и методами:

-род. собрания и лектории;

-экскурсии;

-походы;

-круглые столы;

-чит. конференции;

-анкетирование;

-спорт. соревнования;

-наблюдения;

-конкурсы;

-праздники;

-слеты и др.

Каждый блок делю на разделы: педагогическое просвещение родителей, досуговая деятельность, диагностика. Учищиеся моего класса и родители принимают активное участие в традиционных и творческих делах школы и класса. Это:

-День Знаний

-День животных

-Всемирный день отказа от курения

-День Матери

-День здоровья

-Единый день краеведения

-Новогодний праздник

-«Служу Отечеству»

-День 8 Марта

-День семьи

-6мая -день рождения Н.Ф.Гастелло

- 9мая-Вахта памяти и др.

И итогом всей работы по гражданско- патриотическому воспитанию является торжественное принятие по традиции школы детей 4 класса в гастелловцы. К этому празднику готовятся все учащиеся: учат клятву, слова гимна, значение флага ДОО «Гастелловцы». Родители шьют детям гастелловскую форму. В проведении мероприятий мои дети и родители принимают активное участие. Они выступали в городском конкурсе «Школа года», «Директор года». Принимали участие в открытие музея «Под открытым небом», в митинге, посвященном 65-летию подвига Н.Ф.Гастелло, 90-летию со дня рождения школы, 100-летию со дня рождения Н.Ф.Гастелло, городском семинаре-практикуме «Вместе мы сила» , «Веселый капустник» и др..

Результатом всей работы по гражданско-патриотическому воспитанию является повышение уровня воспитанности учащихся.

1.Вклассе нет равнодушных ребят, все активно участвуют в жизни класса и школы.

2.Все заняты в кружках и секциях.

3.Дети ведут здоровый образ жизни, это помогает в работе по профилактике безнадзорности и беспризорности.

Степень включенности родителей в работу класса возросла до 82%.

Творческое взаимодействие с семьями учащихся через систему работы семейного клуба.

Список литературы:

1.Азаров Ю.П.Семейная педагогика М.:Политиздат, 1982г.

2.Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям.-Москва-Воронеж, 1996г.

3.Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. Ярославль: Академия развития:2003г.

4.Бесова М.А. Шутки, песни, игры соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе.-Ярославль: Академия развития: 2001г.

5.Выгодский Л.С.-М: Ш.Амонашвили, 1996г.

6.Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5.-М.:ТЦ Сфера, 2004г.

7. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. -М.:2000г.

8. Давыдова М.А. Мы- патриоты.-М.:ВАКО 2006г.

9. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-11 классы.М.:Вербум-2000.

10. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.:ВАКО,2003.

11. Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий.-М.:ВАКО,2006.

12. Малахова М.М. рождественские праздники в школе.-Волгоград:Учитель,2004.

13. Панченко Н.А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя -Волгоград:Учитель,2006.

14.Узорова О.В. Праздники в начальной школе.Осень-Зима.1-4классы.-М.:АСТ,2003.

15. Харчевникова Е.Л. Региональная образовательная программа школы 1 ступени «Наш край».-Владимир,ВИПКРО,2005.

16. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.-М.:1999.

17. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия .3класс.-М.:ВАКО,2004.


© 2010-2022