Семейные традиции и способность ребенка трудиться

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


2 КЛАСС


Собрание № 1

Семейные традиции и способность ребенка трудиться


Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия. К.Д.Ушинский

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье.

2. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Форма проведения: беседа. Вопросы для обсуждения:

- Труд и его значение в жизни ребенка.

- Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребенка.

- Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей №1.

- Любит ли ваш ребенок трудиться?

- Что он любит делать по дому?

- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

- Как долго может трудиться ваш ребенок?

- Работа выполняется увлеченно или неохотно?

- Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?

- Поощряете ли вы ребенка за выполненную домашнюю работу?

- Наказываете ли вы ребенка, если он выполнил работу плохо?

- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса?

- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?

Анкета для родителей 2.

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребенка в обозначенных анкетой трудовых делах.

Я знаю. что мой ребенок в школе: Мой ребенок дома:

дежурит по классу выносит мусор

дежурит в столовой моет посуду

имеет трудовые поручения убирает свою комнату

участвует в трудовых делах класса убирает квартиру

занимается в кружке делает покупки

занимается в секции ухаживает за младшими

Если какие-то трудовые поручения ребенка в анкете не указаны, необходимо их дописать.

Анкета для учащихся №1 Дома я Всегда Часто Иногда Никогда

убираю свою постель убираю свою комнату

мою посуду

хожу в магазин

стираю мелкие вещи

помогаю в уборке квартиры

ухаживаю за младшими

умею кое-что готовить

помогаю родителям по их

просьбе во всех делах

помогаю родителям на даче

Анкета для учащих №2

- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

- Что тебе нравиться больше всего из домашних дел?

- Что тебе не нравиться делать по дому?

- Хвалят ли тебя за выполненную работу?

- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?

- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?

- Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?

- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?

- Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?

- Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

2 Классный час с учащимися «Домашние машины 21 века Конкурс проектов «Домашние машины 21 века»

Учащиеся разделяются на группы (по желанию) и получают задание для выполнения проекта. Им необходимо сконструировать домашние машины 21 века, которые смогут облегчить домашний труд и сделать затраты на него минимальными.

Проекты выставляются на родительском собрании, и родительское жюри подводит итоги конкурса проектов.

Примеры работ учащихся третьего класса.

«Кастрюля 21 века»

~ все продукты в кастрюлю засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает

температурный режим для продуктов и время приготовления;

~ после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом

членам семьи;

~ кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится

одновременно;

~ приготовление еды сопровождается любимой музыкой всех членов семьи по их

запросу

~ кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла

что-то положить из . продуктов, на экране загорается лампочка тревоги.

Каждая группа учащихся защищает свой проект и доказывает необходимость такой домашней машины в хозяйстве человека.

3. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме.

Ситуация 1.

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит ...

Ситуация 3.

В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка».

4. Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник"

  • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?

  • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?

  • Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?

  • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появиться желание делать привычные дела еще лучше?

  • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?

В дневник мальчика и девочки.

Как развить в себе желание выполнять домашние дела.

Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя не всегда это получается? Или ни капельки не хочется? B любом случае - давай попробуем. .

Сначала представь себе такую картину - приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!

  • Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей,

  • Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.

  • Выполнив какую-то часть работы, оцени ее, и ... похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.

  • Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.

  • Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.

  • Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.

  • Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать.

Главное - ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении - умении иметь семью и быть счастливым.

Вы можете мне задать вопрос: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребенка - такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов; на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела быстро и качественно. . ,

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

11. Анализ полученных результатов по анкетам (лучше это сделать в виде плаката).

111. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания

IV. Приглашение в класс учащихся

Защита учащимися проектов «Домашние машины 21 века». Родители выступают в роли экспертов. После защиты проектов ребята выходят, и родители путем голосования определяют лучший проект.

V. Продолжение выступления классного руководителя

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки - тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто.

Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Задача сегодняшнего собрания - показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать.

Домашнее задание;

  1. Расскажите своему ребенку, сколько стоит хлеб и батон.

  1. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.

  2. Составьте с ним план уборки квартиры,

  3. Научите его стирать собственное белье.

  4. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.

  1. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.

Литература для подготовки родительского собрания.

  1. Разумихина ГП. Мир семьи. М.: Просвещение, 1986.

  2. Фопель К. Создание команды. М.: Генезис, 2002.


© 2010-2022