Урок литературного чтения на темуСказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» ПНШ 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература

Тема: Сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели урока:

- Расширить у учащихся представление о жанре «сказка»

- Заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб» - Заставить работать одновременно мысли и чувства ребят.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- работа с дидактическими иллюстрациями;

- анализ объектов в целях выделения в них существенных признаков;

- установление причинно-следственных связей;

- перечитывание текста с разными задачами;

- поиск и выделение необходимой информации в словарях;

- подведение под понятие;

- поход в школьную библиотеку в целях выполнения конкретного задания;

- работа с маркированными в тексте словами и строчками;

Коммуникативные УУД:

- коммуникация как кооперация;

- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) - учёт позиции собеседника;

Регулятивные УУД:Работа по предложенному плану, используя необходимые средства;Эпиграфы:

Умел ошибиться - умей и поправиться (пословица).

Всегда следует стремиться к прекрасному (поговорка).

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом (урок-открытие)

Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы

Используемое оборудование:

учебник, презентация, портрет К.Г.Паустовского и его книги

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, вы активно проявляли себя на прошлых уроках, надеюсь, вы и сегодня будете моими помощниками, а самые активные получат хорошие оценки.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добры е, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, от этого нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

слайд - кроссворд.

Ребята, посмотрите на экран. Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.

Вопросы: По горизонтали.

1) Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).

2) Какой маленький волшебный круглый предмет помогает героям сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).

3) Где пряталась сила Черномора? (Борода).

4) Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).

5) Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).

Вопрос: Какое же ключевое слово получилось? Как вы понимаете, что такое добро?

2. Словарная работа.

По словарю С.И. Ожегова добро - 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

Работа над темой урока.

Сегодня на уроке мы будем и читать, и анализировать сказку - рассказ «Тёплый хлеб" и проследим за тем, как решается проблема добра и зла.

Читая эту сказку, мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между добром и злом, продолжаем выяснять, что делает человека человеком.

А вы не помните, кто автор этого произведения?

- Автор этого произведения, как я уже говорила, К.Г.Паустовский.

Скажите, а какие произведения этого писателя вы уже читали?

(Дети отвечают - «Растрёпанный воробей", "Стальное колечко", "Дремучий медведь", "Тёплый хлеб".)

- Что ж, я рада, что вам уже знакомы произведения К.Г.Паустовского..

(слайд - портрет и биография)

Ещё ваши дедушки и бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь - наивно, но писать без веры невозможно».

Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону - в сторону добра.

(слайд-эпиграф)

Вот и «Тёплый хлеб» - именно такая мудрая и добрая сказка - рассказ.

К.Паустовский

А теперь скажите мне, так всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы детей.)

Сказочные герои - помощники

Сорока - Летний ветер - Силы природы

Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло

Конь - Топнул конь ногой - засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Легенда о происшествии столетней давности.

( слайд)

Реальные события.

Война

Мельник Панкрат

Бабка Фильки

Жители деревни

Коня звали Мальчик

( слайд)

3. Определение цели урока. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с вами пришли к выводу, что перед нами и сказка, и рассказ.

Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы. Это будет основной задачей нашего урока. Эпиграфами урока будут пословицы.

(Слайд)

Эпиграфы:

Умел ошибиться - умей и поправиться (пословица).

Всегда следует стремиться к прекрасному(поговорка).

4. Знакомство с характеристиками героев сказки.

- Для начала вспомним героев сказки.

Дома вы должны были выписать характеристики героев. Что мы о них знаем?

Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».

Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза, ребята считали его колдуном.

-Теперь будем внимательно двигаться по содержанию сказки, рассматривать и оценивать поступки Фильки и черты его характера, выяснять , что же делает человека человеком.

- Итак, Фильку звали «Ну, тебя». Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?

-Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать».

-Далее автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Давайте зачитаем отрывок. Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки» (стр.157, 2 абзац)

- Какая зима? Какое настроение у вас вызвал пейзаж?

(Ответ: Тихая, спокойная обычная зима)

Слайд-Зима в Бережках

- Ребята, а давайте посмотрим в окно. Скажите, что вы там видите? Зиму? А она похожа на зиму в сказке? В сказках очень часто природа выступает в роли живого предмета. Природа думает, злится, улыбается. Как вы думаете, а какое настроение у природы, которая сейчас за окном? Правильно спокойное, как и в сказке. Но тут происходит в сказке происходит нечто, что заставляет природу поменять настроение!

- Давайте продолжим чтение и узнаем, что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз?

(Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня, который только и жив-то милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок! И какие чёрные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки!)

Процитируйте строчки.

Чтение отрывка. «В один.. до слов «Иди, копай!» (стр.157-158,).

- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

- Конь помешал ему есть хлеб.

-Итак, Филька совершил злой поступок, и что же произошло дальше? Как изменилось настроение природы!

Чтение отрывка со слов "И вот после этого злорадного окрика..." до слов "...весь трясся и слушал причитания бабки")

Давайте посмотрим на экран!

Слайд-Метель

- Ребята, подумайте, пожалуйста, почему из-за одного наказаны все?

(Люди несут ответственность не только за себя, но и за всех, с кем связаны

- К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

(К самому близкому человеку - бабке)

И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой? А где его родители? Почему они только вдвоём?

(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).

- Чем же помогла Фильке бабка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату стр 159-160)

- Опишите мельника Панкрата.

(стр. 156, второй абзац…. Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)

- Чем помог мельник Панкрат Фильке?

(Обозначил границы беды - спасти людей от стужи и заставил мальчика думать и придумать как освободить воду из подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода

- Прочитаем диалог Фильки с Панкратом.

, сверху

(стр. 163-164 "Филька, плача….до слов… час с четвертью»

- Что же придумал Филька?

(Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы)

- Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?

(Он созвал стариков в деревне)

- Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это?

(Это сорока и летний ветер)

- Как сорока помогла мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло)

- А что сделал теплый ветер? Зачитайте строчки (стр166 -167 . В морозные дни до слов первая полынья с темной водой»

(Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

- Каков же результат взаимодействия всех помощников реальных и сказочных?

(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба) стр.168 Старое колесо скрипнуло…..до слов …чудесного хлеба»

- Вот мы с вами и подошли к эпиграфам урока. Выполнил ли Филька свой долг, сумел ли исправить свою ошибку?

(Да, Филька сумел ошибиться, но потом сумел исправить свою ошибку)

- Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит - он приблизился к прекрасному.

- Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. 170)

-Ребята отвечают на вопрос: Чему же учит сказка Паустовского?

(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.) Так и сделал герой сказки - Филька.)

Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?

Последствия Филькиного поступка

Слеза скатилась у коня из глаз.

В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

: Каждый человек ответственен за свои поступки и слова. Все взаимосвязано.

- И ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей.

Физкультминутка.

7. Инсценирование эпизода.

Но оказывается, это был не единственный случай в Бережках. Сто лет тому назад случился там такой же лютый мороз. Давайте посмотрим, почему?

8. Анализ инсценированного эпизода.

- Итак, отчего умер старик?

: От охлаждения сердца.

- А у какого еще сказочного литературного героя было ледяное сердце?

: У Кая.

Но Кая спасла Герда. У Фильки бы тоже «замерзло сердце», но он…

: понял ошибку, осознал свою вину.

- А когда Филька понял, что он злой и жестокий человек?

(Когда бабушка рассказывала легенду).

А как вы считаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?

(Он сравнивал себя со злым мужиком)

-А как мальчик вёл себя?

(Он ёжился, хотя сидел в доме, кутался в тулуп).

- А почему Филька решил пойти к деду Панкрату?

(Он старый, мудрый, может дать совет).

-А что посоветовал Панкрат? (Помириться с конём).

- Как это произошло?

: Он сначала испугался, потом обратился за помощью к деду Панкрату, созвал односельчан на помощь. Затем испек хлеб и отнес его раненому коню.

-Простил его конь?

- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но каким себя потом ощутил Филька? Зачитайте.

9. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

: Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

: Не причинять другим вреда, обиды.

: Отвечать за свои поступки, слова.

: Не бояться просить прощения, прощать- Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока. Одну из них я написала на доске. А я вам предлагаю продолжить:

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков и ответ. Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

10. Домашнее задание.


© 2010-2022