- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по чтению на тему Народная сказка Семь Симеонов (3 класс)
Конспект урока по чтению на тему Народная сказка Семь Симеонов (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чихняева О.В. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Фамилия, имя, отчество автора (полностью)
Чихняева Ольга Викторовна Должность
Учитель начальных классов Место работы
МАОУ СОШ № 17 города Липецка Программно-методологическое обеспечение
УМК «Планета Знаний», календарно-тематическое планирование уроков предмета «Литературное чтение», рабочая программа начального образования по литературному чтению, учебник «Литературное чтение», 4 класс, Кац Э.Э. Предметная область материала
Литературное чтение Вид материала
Материал для использования в урочной деятельности Название материала
Русская народная сказка «Семь Симеонов» (1 урок). Контактный телефон автора
8-952-597-76-67 E-mail автора
[email protected] Краткая аннотация
Урок направлен на знакомство учащихся с русской народной сказкой «Семь Симеонов». Дети вспоминают определение сказки, выделяют ее характерные черты; вспоминают отличие народной сказки от литературной. У учащихся формируется познавательный интерес к предметы через выполнение различных заданий, поиска информации, работы с текстом сказки. Ключевые слова
Литературное чтение Количество страниц в статье
4
Методическая разработка урока
Цели урока:
- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Семь Симеонов»;
- развивать речь учащихся;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- учить подбирать синонимы к словам, пользуясь словарем;
- воспитывать любовь к книге, слову, чтению.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
I Организационный момент:
Как чудесно, что опять
Сказка начинается
А вам хочется узнать,
Что в ней ожидается?
Интересно? Интересно
В сказку нам попасть опять
Так пора, друзья, всем вместе.
Сказку нам быстрей начать.
У: Ребята, сегодня я предлагаю вам окунуться в мир народных сказок.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Цель:
1) актуализировать знания учащихся о народных сказках;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;
3) зафиксировать актуализированные знания;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
У: Давайте с вами вспомним, чем народная сказка отличается от литературной?
Д: Народная сказка написана несколькими людьми (народом), а у литературной сказки есть автор.
У: Чем сказка отличается от любого другого произведения?
Д: Сказки рассказывают о необычных героях, которые совершают необыкновенные поступки. Необычные сказочные животные служат этим героям, чудесные предметы им помогают.
У: Какие выражения встречаются в волшебных сказках?
Д: В волшебных сказках встречаются выражения «утро вечера мудренее», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается» и многие другие.
У: Правильно. В сказках часто используются словосочетания. Попробуйте объяснить их смысл.
На доске записаны словосочетания:
С глаз долой (уйти)
Не сводить глаз (пристально смотреть)
Ломать голову (думать над чем-то)
Повесить голову (унывать, огорчиться).
Дети объясняют значения выражений.
У: С каких слов обычно начинается сказка?
Д: Многие сказки начинаются со слов: «В тридевятом царстве…», «В некотором царстве…», «Жили-были…».
У: Как называется начало сказки? Как называется завершение сказки?
Д: Зачин - начало сказки, а концовка - завершение сказки.
III. Изучение нового материала
-
Подготовка
У: Ребята, вы сказали, что в сказках встречаются необычные герои. Каким качествами они обладают?
Д: Герои бывают добрые, злые, храбрые, хитрые…
У: Как вы понимаете слова «доброта» и «преданность». Подберите к ним синонимы.
Дети высказывают свои предположения и сверяют со словарем в учебнике.
Д: Доброта - отзывчивость, мягкосердечие. Преданность - верность, надежность.
-
Первоначальное знакомство с текстом
У: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Семь Симеонов»
Чтение сказки учителем совместно с хорошо читающими детьми.
У: Понравилась вам сказка? Почему?
Д: Понравилась. Сказка интересная, поучительная.
У: Назовите главных героев сказки.
Д: Семь братьев Симеонов, царь, воевода.
-
Работа по тексту сказки
У: Расскажите, какому ремеслу был обучен каждый брат?
Д: Первый брат мог сковать железный столб от земли до неба. Второй мог влезть на столб и сказать где что делается. Третий мог сделать корабль. Четвертый мог метко стрелять. Пятый звезды считает и ни одну не пропускает. Шестой за один день вспашет и посеет и урожай соберет. А седьмой поет, играет, пляшет.
У: Почему младший Симеон не нужен был царю?
Д: Царь считал, что плясун-игрец только зря хлеб ест да квас пьет.
У: Почему же царь его не прогнал. Найдите ответ в тексте и прочитайте.
Дети читают ответ на вопрос (с.30)
У: Какое задание получили братья от царя?
Д: Привезти Елену Прекрасную, которая живет на море-океане, на острове Буяне.
У: Для чего царь отправил воеводу с ними?
Д: Чтобы он за ними следил.
У: Давайте найдем отрывок или несколько отрывков, где описывается, как воевода мешал братьям.
Работа с текстом сказки. Дети находят фрагменты и зачитывают их.
У: Какими качествами обладает воевода? В каких поступках раскрываются его качества.
Д: Злой, коварный, хитрый.
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) обсудить и записать домашнее задание.
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто написал сказку «Семь Симеонов»?
- Какой из братьев вам понравился больше остальных?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
V Домашнее задание.
Дифференцированное задание по рядам. Разобрать вопросы 1, 2, 6 с. 36