Рабочая программа по курсу Риторика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по риторике «Учимся говорить правильно»

Внеурочная деятельность

3класс



г. Альметьевск



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • «Закон об образовании Российской Федерации» гот 10.07.1992г №3266-1
  • ФГОС (для начальной школы)
  • Письмо « об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011г № 03-296
  • Авторская программа Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100».
  • Положение о работе кружков МБОУ «СОШ № 20», утвержденное 31.08.2010г.
  • Положение о ведении документации руководителям кружков и секций МБОУ «СОШ №20», принятое на педагогическом совете от 31.08.2010г.

На изучение учебного предмета риторики отводится 70 часов в учебный год (2 часа в неделю).
  • 1 четверть - 16 часов

  • 2 четверть - 16 часов

  • 3 четверть - 20 часов 70 часов

  • 4 четверть - 18 часов



Современная риторика - самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи - обучение умелой, искусной, а точнее - эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики - обучение эффективному общению, человек, который общается. Эффективное общение - это общение при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока: 1) «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи; речевой ситуации - на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения. 2) «Речевые жанры» даёт представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т. е. текст определённой коммуникативной направленности. В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, предусмотрена их взаимосвязь.

Школьная риторика - предмет с чётко выраженной практической направленностью, где:

  • - большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно - риторических умений и навыков4
  • - большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности;
  • - понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:
  • - первые (У - 1) связаны с умением анализировать и оценивать общение;
  • - вторые (У - 2) с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.


Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;

  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;



  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

  • знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  • знать особенности диалога и монолога;

  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

  • пользоваться основными способами правки текста.

Результаты первого уровня

Приобретение школьниками знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (знания о загадках, пословицах, поговорках, нестандартных и логических задачах)

Результаты второго уровня

Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (красоте языка, правильному произношению и т.д)

Результаты третьего уровня

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (конкурсы по русскому языку)



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Дата

Тип урока

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Примечание

Раздел 1. Наука риторика (8 часов)

1-2

Проверь себя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Урок-обобщение

Уметь:

- анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче;

- анализировать свою общительность;

- продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания;

- подчинять свое высказывание речевой задаче

Текущий

Речевые задачи (цели)

3-4

Что мы помним

о речевой ситуации

Комбинированный урок

Текущий

Общение - общительный человек. Твоя общительность

5-6

Твои речевые роли

Урок открытия новых знаний

Текущий

Твоя общительность

7-8

С какой целью?

Зачем?

Урок рефлексии

Текущий

Твоя общительность

Раздел 2. учимся говорить (8 часов)

9-10

Неподготовленная речь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Урок открытия новых знаний

Уметь:

- определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность;

Текущий

Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи

11-12

Подготовленная речь, приемы подготовки


Урок открытия новых знаний

- оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения

Текущий (устный опрос)

Приемы подготовки



13-14

Говорим подробно, кратко


Комбинированный урок

Уметь выразить похвалу (одобрение) и ответить на нее

Текущий контроль

15-16

Похвала (комплимент)


Комбинированный урок

Текущий контроль (устный опрос)

Похвала, одобрение

(комплимент)

Раздел 3. слушаем, вдумываемся (2 часа)

17-18

Слушаем, вдумываемся

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Урок открытия новых знаний

Уметь:

- определять прием слушания, подходящий для данной конкретной ситуации;

- составлять план услышанного и воспроизводить его

Текущий контроль (графическая работа)

Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов. Составление плана-схемы услышанного

Раздел 4. учимся читать, писать (4 часа)

19-20

Читаем учебные тексты


Урок открытия новых знаний

Уметь:

- ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста);

- составлять план прочитанного текста и воспроизводить его;

- определять нужный способ правки текста

Текущий контроль

Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как прием чтения

21-22

Учимся писать, редактировать








Комбинированный урок

Текущий контроль

Способы правки текста: замена слов, с/с, предложений. Изменение последовательности изложения (перестановка предложений, частей текста)


Раздел 5. вежливое общение (10 часов)

23-24

Проверь себя


Урок-повторение

Уметь:

- отличать истинную вежливость от показной;

Текущий контроль

25-26

Что такое вежливость?

Д

Е

Урок открытия новых знаний

- определять степень вежливости: вежливо - невежливо - грубо;

- отвечать на добрые слова добрыми поступками, проявлять внимание, вежливость, доброту

Текущий контроль

Что такое вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость)

27-28

Вежливо, невежливо, грубо

К

А

Урок рефлексии

Текущий контроль

Вежливо - невежливо - грубо

29-30

Добрые дела - добрые слова

Б

Р


Комбинированный урок

Текущий контроль

31-32

А ты вежлив?

Ь

Урок рефлексии

Текущий контроль

Раздел 6. разные тексты (4 часа)

33-34

Проверь себя.

Тексты разные нужны

Я

Н

Комбинированный урок

Уметь определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста

Текущий контроль

Начальное и конечное предложение текста как яркие признаки смысловой цельности текста

35-36

Диалог и монолог

В

А

Урок открытия новых знаний

Текущий контроль

Раздел 7. правильная речь (4 часа)

37-38

Пиши правильно!

Р

Ь

Комбинированный урок

Уметь:

- определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также случаи, когда нарушения затрудняют общение;

- определять и исправлять фактические ошибки и штампы

Текущий контроль

Правильная речь. Нормы - что это такое. Зачем они нужны

39-40

Произноси правильно! Употребляй слова правильно!


Урок рефлексии

Текущий контроль

Речь хорошая (эффективная). Точность речи. Фактические ошибки

Раздел 8. правила успешного пересказа (6 часов)

41-42

Пересказ



Ф


Е

Комбинированный урок

Уметь:

- выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа;

- создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста

Текущий контроль

Понятие о сжатом (кратком) пересказе, о двух способах сжатия исходного текста

43-44

Выбери нужное

В

Комбинированный урок

Текущий контроль

Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборочного чтения (исходного текста)

45-46

Цитата в пересказе. Кратко о книге

Р

А

Комбинированный урок

Текущий контроль

Раздел 9. поздравляю тебя… Вас (6 часов)

47-48

Поздравляю… Кого?

С чем? Как?

Л

Ь

Урок введения новых знаний

Уметь:

- оценивать приглашение, поздравление с точки зрения их речевой задачи;

- поздравить с праздником (с успехом, с удачей) и ответить на устное поздравление

Текущий контроль

Приглашение, поздравление (устное и письменное)

49-50

Желаю… Кому?

Чего? Как?

М

Комбинированный урок

Текущий контроль

Приглашение, поздравление (устное и письменное)

51-52.

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

А

Урок рефлексии

Текущий контроль

Приглашение, поздравление (устное и письменное)









Раздел 10. учись объяснять и доказывать (8 часов)

53-54

Рассуждение

Р

Урок открытия новых знаний

Уметь объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать ее уместность

Текущий контроль

Рассуждения с несколькими доказательствами

55-56

Вывод в рассуждении

Т

Урок рефлексии

Текущий контроль

Вывод в рассуждении

57-58

Правило в доказательстве


Комбинированный урок

Уметь:

- создавать рассуждения, пользуясь цитатами как доказательством;

- анализировать доказательную часть рассуждения; наличие в ней нескольких доказательств, главной мысли в каждом из них, способов введения доказательств

Текущий контроль

Рассуждения

с несколькими доказательствами

59-60

Цитата в доказательстве

А

Комбинированный урок

Текущий контроль

Рассуждение

с включением цитаты как доказательства

Раздел 11. что общего - чем отличаются (10 часов)

61-62

Сравни и скажи

П

Урок открытия новых знаний

Уметь:

- анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения

Текущий контроль

Сравнительное описание с задачей различения

и обобщения

63-64

Правила сравнения

Р

Е

Урок открытия новых знаний

сходства сравниваемых предметов, понятий;

- воспроизводить и строить сравнительные описания сходных предметов, понятий;

- определять способ построения сравнительного высказывания;

- создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения - в зависимости от речевой задачи

Текущий контроль

Сравнительное высказывание, два способа его построения

65-66

Как строятся сравнительные тексты?

Л

Ь

Комбинированный урок

Текущий контроль

Сравнительное высказывание, два способа его построения

67-68

Типы текстов. Сравнение.

М

А

Й

Интегрированный урок (русский язык)

Уметь говорить, слушать, писать, читать, общаться.

Сравнение текстов.




69-70

Интеллектуальный марафон по теме «Что мы изучали

на уроках риторики

в 3 классе»


Урок-обобщение

Методические разработки для учителя:

  1. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3-й класс. Методические рекомендации. «Баллас »,2010год.

  2. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. 3-й класс. « Просвещение », 2010 год.



© 2010-2022