- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу Риторика
Рабочая программа по курсу Риторика
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Урманова М.А. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по риторике «Учимся говорить правильно»
Внеурочная деятельность
3класс
г. Альметьевск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- «Закон об образовании Российской Федерации» гот 10.07.1992г №3266-1
- ФГОС (для начальной школы)
- Письмо « об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011г № 03-296
- Авторская программа Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100».
- Положение о работе кружков МБОУ «СОШ № 20», утвержденное 31.08.2010г.
- Положение о ведении документации руководителям кружков и секций МБОУ «СОШ №20», принятое на педагогическом совете от 31.08.2010г.
На изучение учебного предмета риторики отводится 70 часов в учебный год (2 часа в неделю).
-
1 четверть - 16 часов
-
2 четверть - 16 часов
-
3 четверть - 20 часов 70 часов
-
4 четверть - 18 часов
Современная риторика - самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи - обучение умелой, искусной, а точнее - эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики - обучение эффективному общению, человек, который общается. Эффективное общение - это общение при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока: 1) «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи; речевой ситуации - на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения. 2) «Речевые жанры» даёт представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т. е. текст определённой коммуникативной направленности. В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, предусмотрена их взаимосвязь.
Школьная риторика - предмет с чётко выраженной практической направленностью, где:
- - большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно - риторических умений и навыков4
- - большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности;
- - понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
- - первые (У - 1) связаны с умением анализировать и оценивать общение;
- - вторые (У - 2) с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке « Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.
Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
-
оценивать свою вежливость;
-
определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
-
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
-
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
-
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
-
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
-
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
-
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
-
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
-
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
-
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
-
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
-
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
-
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
-
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
-
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
-
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
-
знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
-
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
-
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
-
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
-
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
-
знать особенности неподготовленной речи;
-
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
-
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
-
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
-
знать особенности диалога и монолога;
-
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
-
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
-
пользоваться основными способами правки текста.
Результаты первого уровня
Приобретение школьниками знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (знания о загадках, пословицах, поговорках, нестандартных и логических задачах)
Результаты второго уровня
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (красоте языка, правильному произношению и т.д)
Результаты третьего уровня
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (конкурсы по русскому языку)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Дата
Тип урока
Требования к уровню
подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
Измерители
Элементы
дополнительного
(необязательного)
содержания
Примечание
Раздел 1. Наука риторика (8 часов)
1-2
Проверь себя
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Урок-обобщение
Уметь:
- анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче;
- анализировать свою общительность;
- продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания;
- подчинять свое высказывание речевой задаче
Текущий
Речевые задачи (цели)
3-4
Что мы помним
о речевой ситуации
Комбинированный урок
Текущий
Общение - общительный человек. Твоя общительность
5-6
Твои речевые роли
Урок открытия новых знаний
Текущий
Твоя общительность
7-8
С какой целью?
Зачем?
Урок рефлексии
Текущий
Твоя общительность
Раздел 2. учимся говорить (8 часов)
9-10
Неподготовленная речь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Урок открытия новых знаний
Уметь:
- определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность;
Текущий
Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи
11-12
Подготовленная речь, приемы подготовки
Урок открытия новых знаний
- оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения
Текущий (устный опрос)
Приемы подготовки
13-14
Говорим подробно, кратко
Комбинированный урок
Уметь выразить похвалу (одобрение) и ответить на нее
Текущий контроль
15-16
Похвала (комплимент)
Комбинированный урок
Текущий контроль (устный опрос)
Похвала, одобрение
(комплимент)
Раздел 3. слушаем, вдумываемся (2 часа)
17-18
Слушаем, вдумываемся
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Урок открытия новых знаний
Уметь:
- определять прием слушания, подходящий для данной конкретной ситуации;
- составлять план услышанного и воспроизводить его
Текущий контроль (графическая работа)
Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов. Составление плана-схемы услышанного
Раздел 4. учимся читать, писать (4 часа)
19-20
Читаем учебные тексты
Урок открытия новых знаний
Уметь:
- ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста);
- составлять план прочитанного текста и воспроизводить его;
- определять нужный способ правки текста
Текущий контроль
Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как прием чтения
21-22
Учимся писать, редактировать
Комбинированный урок
Текущий контроль
Способы правки текста: замена слов, с/с, предложений. Изменение последовательности изложения (перестановка предложений, частей текста)
Раздел 5. вежливое общение (10 часов)
23-24
Проверь себя
Урок-повторение
Уметь:
- отличать истинную вежливость от показной;
Текущий контроль
25-26
Что такое вежливость?
Д
Е
Урок открытия новых знаний
- определять степень вежливости: вежливо - невежливо - грубо;
- отвечать на добрые слова добрыми поступками, проявлять внимание, вежливость, доброту
Текущий контроль
Что такое вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость)
27-28
Вежливо, невежливо, грубо
К
А
Урок рефлексии
Текущий контроль
Вежливо - невежливо - грубо
29-30
Добрые дела - добрые слова
Б
Р
Комбинированный урок
Текущий контроль
31-32
А ты вежлив?
Ь
Урок рефлексии
Текущий контроль
Раздел 6. разные тексты (4 часа)
33-34
Проверь себя.
Тексты разные нужны
Я
Н
Комбинированный урок
Уметь определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста
Текущий контроль
Начальное и конечное предложение текста как яркие признаки смысловой цельности текста
35-36
Диалог и монолог
В
А
Урок открытия новых знаний
Текущий контроль
Раздел 7. правильная речь (4 часа)
37-38
Пиши правильно!
Р
Ь
Комбинированный урок
Уметь:
- определять, как нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также случаи, когда нарушения затрудняют общение;
- определять и исправлять фактические ошибки и штампы
Текущий контроль
Правильная речь. Нормы - что это такое. Зачем они нужны
39-40
Произноси правильно! Употребляй слова правильно!
Урок рефлексии
Текущий контроль
Речь хорошая (эффективная). Точность речи. Фактические ошибки
Раздел 8. правила успешного пересказа (6 часов)
41-42
Пересказ
Ф
Е
Комбинированный урок
Уметь:
- выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа;
- создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста
Текущий контроль
Понятие о сжатом (кратком) пересказе, о двух способах сжатия исходного текста
43-44
Выбери нужное
В
Комбинированный урок
Текущий контроль
Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборочного чтения (исходного текста)
45-46
Цитата в пересказе. Кратко о книге
Р
А
Комбинированный урок
Текущий контроль
Раздел 9. поздравляю тебя… Вас (6 часов)
47-48
Поздравляю… Кого?
С чем? Как?
Л
Ь
Урок введения новых знаний
Уметь:
- оценивать приглашение, поздравление с точки зрения их речевой задачи;
- поздравить с праздником (с успехом, с удачей) и ответить на устное поздравление
Текущий контроль
Приглашение, поздравление (устное и письменное)
49-50
Желаю… Кому?
Чего? Как?
М
Комбинированный урок
Текущий контроль
Приглашение, поздравление (устное и письменное)
51-52.
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта!
А
Урок рефлексии
Текущий контроль
Приглашение, поздравление (устное и письменное)
Раздел 10. учись объяснять и доказывать (8 часов)
53-54
Рассуждение
Р
Урок открытия новых знаний
Уметь объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать ее уместность
Текущий контроль
Рассуждения с несколькими доказательствами
55-56
Вывод в рассуждении
Т
Урок рефлексии
Текущий контроль
Вывод в рассуждении
57-58
Правило в доказательстве
Комбинированный урок
Уметь:
- создавать рассуждения, пользуясь цитатами как доказательством;
- анализировать доказательную часть рассуждения; наличие в ней нескольких доказательств, главной мысли в каждом из них, способов введения доказательств
Текущий контроль
Рассуждения
с несколькими доказательствами
59-60
Цитата в доказательстве
А
Комбинированный урок
Текущий контроль
Рассуждение
с включением цитаты как доказательства
Раздел 11. что общего - чем отличаются (10 часов)
61-62
Сравни и скажи
П
Урок открытия новых знаний
Уметь:
- анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения
Текущий контроль
Сравнительное описание с задачей различения
и обобщения
63-64
Правила сравнения
Р
Е
Урок открытия новых знаний
сходства сравниваемых предметов, понятий;
- воспроизводить и строить сравнительные описания сходных предметов, понятий;
- определять способ построения сравнительного высказывания;
- создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения - в зависимости от речевой задачи
Текущий контроль
Сравнительное высказывание, два способа его построения
65-66
Как строятся сравнительные тексты?
Л
Ь
Комбинированный урок
Текущий контроль
Сравнительное высказывание, два способа его построения
67-68
Типы текстов. Сравнение.
М
А
Й
Интегрированный урок (русский язык)
Уметь говорить, слушать, писать, читать, общаться.
Сравнение текстов.
69-70
Интеллектуальный марафон по теме «Что мы изучали
на уроках риторики
в 3 классе»
Урок-обобщение
Методические разработки для учителя:
-
Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3-й класс. Методические рекомендации. «Баллас »,2010год.
-
Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. 3-й класс. « Просвещение », 2010 год.