Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г БОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово









Урок

по окружающему миру

по теме «Как зимой помочь птицам?»

проведенный в 1 классе «Б»









Учитель начальных классов

второй квалификационной

категории Е.П.Приданова





















2012 г.

Урок

по окружающему миру

Тема урока: Как зимой помочь птицам?

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;

способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;

создать условия для формирования заботливого отношения к птицам, учить подбирать корм для птиц;

воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.

Технологии: информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: медиа - проектор, интерактивная доска, ноутбук, запись птичьих голосов, картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, презентация, шапочки с картинками птиц, цветовое дерево и листки-символы зелёного, жёлтого и красного цветов, электронное приложение по окружающему миру по теме «Как зимой помочь птицам?»

УУД

- Личностные. Бережное отношение человека к птицам, развитие сопереживания

- Познавательные. Уметь различать птиц, знать их название, природные столовые.

- Коммуникативные. Изготовление группами кормушек.

- Регулятивные. Способность к мобилизации воли.


Ход урока.

Оргмомент.

- Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.

Определение темы и цели урока.

- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? (Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода)

- Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на классном часе. (Звучит запись голосов птиц)

Ребята отвечают, что речь пойдёт о птицах, как им холодно и голодно зимой.

- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

- А кто из вас может назвать их?

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?

- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?

- Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?

- А почему их так называют?

- Что бы произошло на земле, если бы не было птиц?

- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и оздоравливают растения от вредных насекомых.

- Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о зимующих птицах?

- А чему бы хотели научиться?

- Тогда давайте познакомимся с зимующими птицами. Для этого вам нужно внимательно смотреть на слайды, послушать пение птиц и назвать эту птицу.

IV. Изучение нового материала.

-Что это за птичка?

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит.

Постучит - и легче. (Дятел)

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)

- Кто знает, какую пользу он приносит? (Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)

- Молодцы!

- А это что за птичка?

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю (Воробей)

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

- Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется птичка?

(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей ? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

- А эту птичку вы узнали?

Спинка зеленоватая

Животиком желтоватая

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица)

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

- А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Они сад стерегут от насекомых - вредителей)

- А эта птичка как называется?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! - поёт со свистом? (Клёст)

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Рассказ учителя о клёсте.

- У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой.

Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашёл время радоваться...

Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

- Продолжаем знакомиться с птицами.

По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?

«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит - то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится». (Сорока)

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

- А это кто? (Снегирь)

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

- Почему эту птичку так назвали? (Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.)

Диалог Сороки и Снегиря.

(Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Снегирь: Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?

Сорока: Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.

Снегирь: А теперь куда?

Сорока: В деревню, милок, в деревню.

Снегирь: Чем же плохо тебе в лесу?

Сорока: Да как же, милок, да как же. Птичьи гнёзда давно пусты, яичка не стащишь, птенца не схватишь. Всякая живность в лесу спряталась. Пусто нынче там, ограбить и того некого.

Снегирь: Чем же в деревне-то хорошо?

Сорока: Да как же, милок, да как же. У дворовой собачки косточку стяну, на свалке объедочек накопаю. Я - птица не гордая.

- Итак, как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?

- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

Урок по окружающему миру Как зимой помочь птицам

- Рассмотрите в учебнике и на интерактивной доске рисунки и фотографии кормушек.

- Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

- Чем кормятся птицы и что они любят, сейчас узнаем из электронного приложения по окружающему миру

Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Я сделала кормушку для снегирей, они любят ягоды рябины, калины, бузины, которые надо слегка подсушить.

Ребята, расскажите, а какие вы сделали кормушки дома?

-Я сделала кормушку для синиц и воробьёв, потому, что овес или овсяную крупу, семена тыквы, подсолнечника, сало, но не солёное, любит синичка. Просо и пшено, семена клевера, тыквы любят воробьи.

- Моя кормушка для дятлов, они охотно едят семена подсолнечника (но не жареные), крапивы, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, а кедровые орешки - любимое лакомство для них. А хлебные крошки и семена подсолнечника порадуют всех птиц.

VI. Закрепление.

- Сейчас давайте поработаем в группах. Каждой группе надо составить меню на обед для птиц. Посадите в кормушки, (они прикреплены на доске) птиц, которые у вас на парте, составьте для них меню и угостите.

- Почему именно эти лакомства вы выбрали?

- Молодцы, вы все справились с заданием!

Чтение подготовленным учеником стихотворения

Александра Яшина

«Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло

Разве можно забывать:

Улететь могли

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

VII. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему учились на уроку?

- Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

- Что было легко?

- А что было трудно?

- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте листок-символ на дерево. Напоминаю, что зелёный листок обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»; желтый - «получилось, но не всё, что задумал»; красный - пока многое не получается, нужна помощь».

За то, что вы слушали всё внимательно,

Задания все выполняли старательно

Хочу я картинки с птицами вам подарить.

Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!

- Спасибо, дети за урок!


© 2010-2022