Музыкальный фольклор в развитии детского музыкального творчества

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальный фольклор в развитии детского музыкального творчества



Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств творческого развития ребенка. Именно музыкальный фольклор, богатый яркими образами и интонационной выразительностью с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В народных произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание возраста детей. Отсюда их доступность для творческих проявлений. Песенно - игровой фольклор - это игры с пением, где текст подсказывает действие. Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют движения из области народной хореографии, плясовые элементы, импровизацию на детских музыкальных инструментах, мимику, жест и пантомиму, общие развивающие движения из области физкультуры: бег, прыжки, ходьба. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества. Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других - на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих - на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропинка», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшого театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией. Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей с самым различным видом художественно-творческой деятельности. В большинстве случаев в нашем детском саду мы используем игры, которые касаются сюжетно-двигательной стороны. Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату. В основу нашей системы использования фольклорных песен-игр для формирования творчества берется определенная последовательность педагогических заданий, построенная на их усложнении: от частичной активизации отдельных творческих проявлений при исполнении готовой игры с пением (I - ая стадия) к непосредственной индивидуальной игровой интерпретации целой народной песни (II - III стадии), и затем к планомерной коллективной композиции полной игры на основе народных песен (IV - V стадии). Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей. Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер. Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости. Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях я подсказываю ребенку какое-либо подходящее движение (но только шепотом, на ушко), а можно помочь и непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним. Движения, которые выполняют дети должны быть разнообразными, например погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д. При этом движения могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в хороводной игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры. Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает …». Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении. Этому предшествует подробный анализ песни, ставиться задача, не просто отразить характер песни, но и подробно последовательно подобрать ряд движений соответствующие её различным частям. Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка - это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре. В считалках довольно часто употребляются слова счета- числительные. Вот пример считалки: Первый дал, Другой взял, Трое сели - Все поели. Тебе гадать? По-турецки писать?
Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования. Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит: «Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире, К ним повадился сам друг Крестовик - большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы попросим: «Ты, обжора, не ходи», Ну-ка, Мишенька, води». На кого пало слово «води», тот и становится водящим.

Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации народных игр с детьми, - самому быть творческой личностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зацепина М.Б. Народные праздники в детском саду /М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 49 с.

  2. Как научить детей любить Родину / Сост. Ю.А.Антонов. М.:АРКТИ, 2005. - 168 с.

  3. Назаров Л. "Введение в песенный фольклор", журнал "Народное творчество" №6, 1999, № 1, 2000.

  4. Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка", М. Просвещение, 1988.

  5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учебное пособие для вузов / М.Н.Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 236,[4] с.

  6. Немов Р.С. "Психология", М. Владивосток 1999.

  7. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии - Иркутск, 1990. - 195с.

© 2010-2022