Урок литературного чтения с использованием ЭОР

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения с использованием ЭОР

Ф.И.О. Желонкина Галина Александровна

Место работы: ГБОУ СОШ с. Красное Поселение

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1

Тема урока: К.И Чуковский «Телефон».

Базовый учебник: Л,Ф.Климанова, В.Г. Горецкий и др. Литературное чтение. Учебник, часть 2, «Москва» Просвешение 2013год.

Цель урока: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского, формировать читательскую компетентность.

Задачи:

Образовательные:

- обеспечить в ходе урока развитие навыков чтения;
- закрепить умение понимать прочитанное.

Развивающие:

- развивать умение выделять главное, обобщать, логически рассуждать;
- развивать эмоциональные чувства учащихся;
- развивать внимание, память, кругозор;

Воспитательные:

- содействовать в ходе урока формированию умения слушать, понимать друг друга, договариваться и сотрудничать;
1. Предметные:

-учиться понимать юмор, отличать шуточное от серьёзного,

- учиться выразительно читать стихотворение.

2. Метапредметные:

- прививать умение высказывать свои мысли,

-обогащать словарный запас учащихся,

-учить аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

познавательные

-уметь отличать шутку от серьёзного,

-уметь выразительно читать стихотворный текст,

-понимать значение новых слов.

коммуникативные

-формировать умение договариваться при работе в паре, приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения.

регулятивные

-учить в сотрудничестве с учителем ставить новую учебную задачу; принимать её и осуществлять контроль по способу её решения.

личностные

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся. Фронтальная и групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование. Компьютер и мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап

урока

Время, мин

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы,

ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1

Приветствует учащихся; настраивает на работу

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с литературными героями. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Речевая разминка

7

Организует работу с учащимися

Наблюдение

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия

Та-та-та -длинный хвостик у кота.

Ту-ту-ту- я расту ,расту, расту.

Ти-ти-ти- веником могу мести.

Том-том-том- Поиграю я с котом.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


Создание проблемной ситуации

5

Формулирует проблемный вопрос.

С произведениями какого раздела мы знакомились на прошлом уроке? («И в шутку и всерьез»)

Сегодня мы продолжим путешествие по этому разделу.

Начинаем с разминки.

«Угадай слово»

Слева бантик, справа бантик

У красотки платье - фантик. (Конфета)

(По краям красивый бантик

Образует пёстрый фантик.

А внутри, конечно, это

Шоколадная...конфета

Короткая комическая история вымышленная или реальная (анекдот)

На олене на коне хорошо кататься мне! Не по тундре, не по лугу, еду я по чудо- кругу, я скачу, я лечу, я в восторге хохочу! (карусель)

Чтобы угадать ключевое слово, возьмите из этих слов указанный цифровой слог и сложите новое слово (Федотка)

Что я загадала? (стихотворение)

Кто автор? (Чуковский)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Указывает объект наблюдения

Высказывают предположения

Будем читать стихи К.Чуковского.

Знакомство учащихся с интересными фактами из жизни автора

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Работа над темой.
Формулирование проблемы, планирование.

11

Организует формулирование темы урока и цели учащимися

Подумайте, как стихотворение «Федотка» может быть связано с темой сегодняшнего урока? (Мы будем читать стихотворение Чуковского)

Какие ещё произведения Чуковского вы помните?

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением этого автора.

-А с каким, послушайте загадку:

Сперва зазвонит он

Обычным звонком,

Потом говорит

Чьим-нибудь голоском.

(Телефон)

Беседа.

(Зачем нужен телефон?) Опора на наблюдения учащихся.

(Когда нужен телефон).

-Как вы видите ,что про телефон можно даже стихи сочинять.

-Вот и К.И. Чуковский написал для вас такое замечательное произведение в стихах «Телефон» , с которым мы сейчас и познакомимся.

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учитель записывает на доске тему

Давайте вспомним, что вы знаете об авторе. Чуковский -это псевдоним, настоящая фамилия Корнейчуков.

Наблюдение, работа с текстом (сравнение)

ЭОР № 2

Ф, П

Организует подводящий диалог, уточняет правило

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель. Слушают аудиозапись стихотворения К.Чуковского «Телефон»

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Первичное закрепление нового материала

Беседа по вопросам:

-Что вам понравилось в стихотворении?

-Почему оно называется «Телефон»?

-Что вы представляли, слушая это стихотворение?

-Помогли ли вам в этом иллюстрации?

-Какие слова вам были непонятны в тексте?

  1. Работа над лексическим значением слова.

(Калоши, пуд, дюжина ,дребедень)

Подбор синонимов к словам.

Доказательство

Ф

Дает образец короткого доказательства

Воспринимают полученную информацию и принимают участие в коллективном решении задач.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.


Структурирование полученных знаний

7

Самостоятельное чтение стихотворения про себя.

Анализ текста.

- «Телефон» - это стихотворение или сказка?

-Кто позвонил герою?

-Перечислите.

-О каких событиях рассказывали звери?

-В словах какого героя вы почувствовали удивление?

- В чьих словах испуг и страх?

- Какие слова подобрал автор, чтобы выразить характер газелей?

-Подумайте, почему в тексте так много восклицательных знаков?

- Учит ли нас стихотворение общению по телефону?

- Можно ли сформулировать правила?

Правила записаны на карточках:

1. Не звоните по пустякам.

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Разговаривайте вежливо.

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке

Г, П, И

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями

Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный. Принимают участие в коллективной работе класса.

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Закрепление

Разграничение понятий шутка и серьёзно .Беседа.

Работа в парах. (чтение по строфе)

-Какую роль хотел бы озвучить ты?

-Почему тебе близка эта роль?

-Будем работать в парах и учиться читать вслух так, чтобы всем было интересно слушать

Работа с учебником

ЭОР №1

Г, П

Задает вопросы

Читают хором с учебника, дополнительно - с листов групповой работы, выбирают чтецов по ролям, высказывают свое мнение об исполнителях ролей.

Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Физминутка

Гимнастика для глаз

1

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.

Работа в парах

ЭОР № 5, 6

П

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Контролирующее задание

1

Организует работу с ЭОР

Просмотр презентации

ЭОР №3

Ф

Организует выполнение задания

Самостоятельная работа, самопроверка.


Информация о домашнем задании

3

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Мотивирует деятельность учащих-ся по выполнению домашнего задания.

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания.

Самопроверка

самооценка

И,
Г,

Разъясняет задание

Записывают задание, сверяют с записями
на доске, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

- умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Подведение итогов
Рефлексия

2


Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Оценивает результаты.

- Какая на уроке была проблема?

- По какому плану мы работали?

-Смогли ли мы передать настроение героев при помощи интонации ?

-Выразили мы их эмоции.?

- Как оцениваете свою работу? Покажите смайликом свое настроение.

Для закрепления можно использовать викторину.

Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета»

ЭОР№4
Приложение №2

Ф,П, Г

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Рассказывают правила друг другу. Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. По желанию озвучивают оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.


* ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

Приложение 1 к плану-конспекту урока

Тема урока: К.Чуковский «Телефон»

Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название курса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Знакомствос творчеством

К. Чуковского

Информационный

Презентация

ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/ki-chukovskijj-putanica.htm

2

Аудио запись стихотворения

К.Чуковского

«Телефон»

Информационный

Аудио запись

musafirova.ucoz.ru/publ/virtualnyj_urok_1_klass/literaturnoe_chtenie/chukovskij_kornej_ivanov

3

Итоговая викторина

Контрольный

Тест, интерактивное задание

skazvikt.ucoz.ru/publ/39-1-0-189

4

Рефлексия

Практический

Видеофрагменты, смайлики

smayliki.ru/smilies-98.html


5

Гимнастика для глаз

Информационный

Интерактивное задание


school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html


6

Физкультминутка

Информационный

Презентация


easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutki_dlja_1_4_klassov/319-1-0-27420

Приложение 2.

«Вспомни сказку».

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

Веселится народ -

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого… (комара).

«Муха - Цокотуха»

Нет - нет! Соловей

Не поёт для свиней

Позовите-ка лучше… (ворону).

«Телефон»

И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких,

Ну очень маленьких… (детей).

«Бармалей»

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

«Айболит»

Только вдруг из - за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает… (воробей)

«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд

По полям, по болотам идёт.

И чайник сказал утюгу

- Я больше идти… (не могу).

«Федорино горе»

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке… (темно).

«Краденое солнце».

Свинки замяукали - мяу - мяу,

Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)

(«Путаница)

- С ранних лет стихи и сказки К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона»…

Продолжим наше путешествие по этим замечательным сказкам.

«Кто есть кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)

Бармалей - (разбойник)

Федора - (бабушка)

Мойдодыр - (умывальник)

Тотоша, Кокоша - (крокодильчики)

Цокотуха - (муха)

Рыжий, усатый великан - (таракан)

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

А теперь загадки для вас, но не простые, а сказочные.

Аукцион вопросов.

В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Именно тогда и открыл в себе талант сказочника К.И. И вот уже многие годы его сказки радуют и детей, и взрослых.

Ну а у нас следующее испытание.

«Корзинка с потерянными вещами».

- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

«Сложи сказку».

Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского

- К.И. Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил - 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

«Расшифруйте имена сказочных героев».

- Вставьте в зашифрованные слова буквы гласных, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ ЦКТХ

МЙДДР ФДР

ЙБЛТ ТРКНЩ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Тараканище)

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе".

«Героический поступок».

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит Зажгли море.

Воробей Проглотил солнце.

Крокодил Помыла свою посуду.

Комар Вернул солнце в небо.

Федора Потушила море.

Медведь Спас Муху - Цокотуху.

Бабочка Съел таракана.

Лисички Вылечил зверей.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве "Бармалея"

И " Крокодила" не читал,

Не восхищался "Телефоном"

И в "Тараканище" не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

«Исправь ошибки»

Один из учеников переписывал в библиотеке названия стихотворений, но допустил ошибки. Назовите стихотворение правильно.

1. «Арболит» («Айболит»).

3. «Кармалей» («Бармалей»).

5. «Крашеное солнце» («Краденое солнце»).

7. «Федорино море» («Федорино горе»).

8. «Пуганица» («Путаница»).

10. «Худо-дерево» («Чудо-дерево»).


© 2010-2022