Технологическая карта урока русского языка на тему Род имен существительных (3 класс УМК Перспектива)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 3, МКОУ «Рышковская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Учитель: Есманская Ирина Анатольевна.

Предмет: русский язык, УМК «Перспектива».

Авторы учебника Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока: «Род имен существительных».

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока: формировать умение определять род имени существительного.

Задачи урока:

воспитательные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение сотрудничать в группе сверстников, уважать чужое мнение, строить логически правильное высказывание;

развивающие - принимать и сохранять учебную задачу; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию;

обучающие - определять грамматический признак имени существительного - род; классифицировать имена существительные по родам.

Методы урока: деятельностный, проблемный, частично-поисковый.

Планируемые результаты:

предметные - учащиеся научатся определять род имен существительных во множественном числе; проанализируют трудные случаи в определении рода имен существительных; научатся связывать имена существительные разного рода в предложениях и словосочетаниях с другими частями речи;

метапредметные:

1.Личностные универсальные учебные действия: будут учиться мотивировать учебную деятельность, формировать учебно - познавательный интерес к материалу.

2.Регулятивные универсальные учебные действия: научатся принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3.Познавательные универсальные учебные действия : будут использовать знаково-символические средства.

4.Коммуникативные универсальные учебные действия: соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его; контролировать действия партнёра.

Формы организации деятельности на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, доска, мультимедийная установка, презентация.



Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

  1. Организационный этап.

- Сейчас у нас очередной урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку - все ли необходимое есть у вас на партах?

- Проверьте свою посадку, осанку.

- Давайте улыбнемся друг другу и в хорошем настроении приступим к работе.

Подготовка к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: контроль


  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Актуализация знаний.

Просматривает домашние работы учащихся. (упр. 8)

- Какие фамилии вы образовали от данных в упражнении слов?

- Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

Детский, тростник, лестница, вестник, отвечаю, местность, трудный.

- Прочитайте слова.

- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

- Она есть в каждом имени существительном этого ряда слов.

- Что объединяет эти имена существительные между собой?

Тт Тт

- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

Словарная работа.

- Запишите слова, распределяя их в три столбика по родам.

Бревно, пчела, огонь, озеро, рояль, метель, гнездо, тянучка, ледок, солнце, беляк, капель, пианино.

- Выделите окончания.

- Подчеркните безударные гласные.

- Проверьте выполненную работу.

- Как вы определяли род имени существительного?

- Какие окончания имеют существительные в ж.р. (м. р., ср. р.)?

Читают образованные слова.



Пишут цепочку букв.

Записывают, распределяя слова по столбцам.

Выполняют поставленные задания.

-По алгоритму:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род: «Оно - моё».

Это правило твоё.

Регулятивные: контроль;

познавательные: установление причинно-следственных связей.


Регулятивные: работа по образцу.

Познавательные:

анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

регулятивные: саморегуляция



Слайд 2.

Образец по чистописания на доске.

Слайд 3.

Слайд 4.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Назовите среди записанных слов музыкальные инструменты.

- Составьте с ними словосочетания. (указывает на правильный вариант употребления.)

- Запишите данные словосочетания.

- Определите тему урока.

- Назовите цели урока.

Составляют и записывают словосочетания.

старинный рояль

новое пианино

- Род имен существительных.

- Учиться определять род имен существительных.

- Правильно употреблять в речи существительные.

Личностные:

Самоопределение;

познавательные:

самостоятельное выделение познавательной цели;

регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

планирование.




  1. Первичное закрепление новых знаний.

Работа в парах.

- Вспомним всё, что мы знаем об имени существительном.

Физминутка для глаз.

Работа по учебнику.

Упр. 13 (с.11)

- Прочитайте правильный вариант употребления имен существительных. Определите их род.

- Составьте словосочетания с этими словами, используя слова для выбора.



Физминутка.

Мишка шел, шел,

Мишка ягодку нашел.

Ай, какая вкусная!

- Вот и мы отправимся за ягодами, фруктами и овощами. И будем их собирать в корзинки.

Готовят по блок-схеме рассказ о существительном.

Работают коллективно по заданиям упражнения.

Самостоятельно записывают словосочетания.



Собирают расклеенные по кабинету рисунки овощей, фруктов, ягод. Распределяют их по трем корзинкам: ж.р., м. р., ср. р.

Личностные:

смыслообразование;

коммуникативные:

умение работать в паре.

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания;

познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;

регулятивные:

саморегуляция;

коммуникативные:

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнёра.

Работа в парах по блок-схемам.

Слайды 5-8.

Учебник.



Три корзинки, рисунки ягод, овощей, фруктов.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Выполнение задания в рабочей тетради.

Упр. 42 (с.31)

- Определите род имен существительных.

- Запишите предложения, исправив три ошибки.

- В последнем предложении подчеркните грамматическую основу.

Работа в группах.

- Отгадайте загадку.

- Найдите имена существительные. Определите их род. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят. (еж) - Как определить род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?

Коллективно определяют род существительных.

Самостоятельно исправляют ошибки.

Комментируют работу с предложением.

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания;

познавательные:

смысловое чтение;

регулятивные:

коррекция.

Коммуникативные:

Умение вести диалог.

Рабочая тетрадь.



Слайд 9.

Листы бумаги у каждой группы.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

- Дом. зад. Упр.11 (с.10)

- У кого есть вопросы по домашнему заданию?

- Задание по выбору: тренажер по определению рода имен существительных.

Читают задание к упражнению.

Запись в дневники домашнего задания.

Регулятивные:

прогнозирование.

Слайд 10.

Учебник.

Карточки - тренажеры.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Как определить род имени существительного?

- У каждого из вас на партах лежат рисунки Знайки и Незнайки. Если вы уверены, что научились определять род имен существительных, возьмите рисунок Знайки. Если вы сомневаетесь и вам необходимо еще поработать над этим умением, возьмите рисунок Незнайки. Эти картинки мы раскрасим на внеурочном занятии. В любом случае, я уверена, что на последующих уроках по этой теме, рисунок Знайки вы тоже заберете себе.

Грамматическая сказка.В одном королевстве жили имена существительные. И так они были похожи, что сам король не мог их различить. Решил он тогда издать указ: "Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награждён".
А в соседнем королевстве жили муж и жена. Уж очень они были жадные. Услышали про указ, прибыли в королевство и с жаром принялись за работу. Но для начала решили они все имена существительные меж собой поделить. Делили-делили, делили-делили.
Слов много, а жизнь коротка. Так и не успели все слова поделить меж собой - смерть пришла.
Пришёл король и сказал: "Те слова, которые взял себе муж, будут мужские. Те слова, которые взяла себе жена, будут женские. А те слова, которые они не успели поделить меж собой, будут средние". С тех пор король перестал путать имена существительные. Так появился у имён существительных ещё один признак - РОД.

Дети определяют качество своей работы.

Личностные:

работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Рисунки Знайки и Незнайки у каждого ученика.


8


© 2010-2022