Проект Записки молодого специалиста

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Записки молодого специалиста»

Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 8

Нетай Ирина Александровна.

«Самое короткое выражение смысла жизни такое:
мир движется, совершенствуется,
задача человека - участвовать в этом движении,
подчиняясь и содействуя ему»

Л.Н.Толстой

Самыми трудными для человека являются первые годы работы. И когда я пришла в школу, передо мной встал вопрос: как стать учителем нового поколения? Наша школа работает по теме « Компетентностно- ориентированный подход в обучении и воспитании», поэтому первым этапом моей работы стало изучение данных компетенций.

Помощь в самый трудный, первый период адаптации к работе в школе, мне оказал мой наставник, человек творческий, активный, развивающийся и постоянно движущийся вперед Фомивко Кристина Владиславовна.

Она предложила мне познакомиться с ее опытом работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая является одной из активных форм работы на уроках. Согласно стандартам 2-го поколения в практику работы начальной школы вводится программа формирование УУД и важнейшими составляющими этой программы являются умения работать с информацией: получение, поиск и фиксация; понимание и преобразование; применение и представление информации. Это значит, что чтение из цели обучения становится базовым навыком для дальнейшего образования.

6с Изучив педагогическую литературу, я сделала вывод, что младший школьный возраст благоприятен для развития мотивации учения. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития. ТРКМ напрямую связана с понятием компетентностно-ориентированного обучения, к которому относится реализуемая мною программа « Начальная школа 21 века».

7с Передо мной стали следующие задачи :

1.

  • направить деятельность на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

  • 2. развивать учебно - универсальные действия в соответствии с требованиями ФГОС.

8с С наставником мы составили план изучения, и реализации ТРКМ на моих уроках, который перекликается с планом проекта «Становление молодого педагога»:

Деятельность

Дата

1

Изучение теории ТРКМ через чтение и письмо.

Апрель 2011 год

2

Изучение методов, приемов и стратегий ТРКМ.

Май

2011 год

3

Изучение структуры урока в ТРКМ.

Сентябрь

2011 год

4

Применение приемов ТРКМ на уроках.

Октябрь- Декабрь

5

Разработка уроков в ТРКМ через чтение и письмо.

Проведение и анализ уроков в ТРКМ.

Январь - Апрель

2012 год

6

Отчет « За и против» итоги применения на уроках ТРКМ.

Май

2012 9с Изучая акценты целей технологии РКМЧП, её особенности, сделала для себя вывод, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, находить в ней смысл, применять в жизни. Первое, что вызвало во мне противоречивые чувства - это установка: «Никаких готовых ответов!!!» Как можно во втором классе, когда дети только что начали читать и писать не давать при объяснении готовых ответов? Но уже на первом уроке я получила ответы на все свои вопросы. 10с Вооружившись знаниями теории, просмотрев множество уроков наставника, проанализировав их начала активно использовать отдельные приемы ТРКМ на уроках окружающего мира и литературного чтения. Примеры: «Мозговая атака»

Верные и неверные утверждения

Ситуационные задачи

Ключевые слова

Таблица «Плюс-минус-интересно» (ПМИ) либо ее модификация «Плюс-минус-вопрос»

Таблица ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал)

Ролевая игра

Инсерт

Ведение «бортового журнала» (дневника)

Рисуем на уроке

Дерево предсказаний

Сочинение синквейнов1 (пятистиший)

Игра «Да - нет» ( приложение 1)

11с А я вас хочу вас познакомить с приемом «Круги по воде». Это мой любимый прием, так как он является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

12с При работе по данной технологии обратила внимание на живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы, что дает возможность расширить их словарный запас, развить выразительность речи, а также познакомиться с различными представлениями. Используя форму диалога, я развиваю умения детей высказывать свое мнение по одному и тому же вопросу, которое порой бывает достаточно противоречивым. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.

13с Изучив и апробировав отдельные приёмы , я при помощи Кристины Владиславовна перешла к разработке уроков в ТРКМ через чтение и письмо. Основа технологии РКМ - трёхстадийная структура урока: вызов, реализация (осмысление содержания), рефлексия.

14с Каждая стадия урока предусматривает применение самых разных приемов. Каждый прием по своему оригинален. На своих уроках я попробовала использовать стратегии. «Фишбоун», « Шесть шляп». ( приложение 2)

Проводя уроки, делая анализ, решила, что ТРКМ может органично сочетаться с элементами других педагогических технологий. И, действительно, новые стандарты подталкивают меня к тому, что нужно пересмотреть некоторые подходы к построению урока. Первым моим опытом стал союз ТРКМ И ИКТ.

Рассмотрим такую возможность на примере основного приема ТРКМ - Инсерта.

Прием осуществляется в несколько этапов.

Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V - помечается то, что уже известно учащимся;
- (минус) - помечается то, что противоречит их представлению;
+ (плюс) - помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? - ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Предметная область использования данного приема преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Но в начальной школе детям тяжело в течении урока работать с текстом поэтому я заменила текст:

Просмотр видеофрагмента .

Объяснительный рассказ учителя или сообщение обучающегося с демонстрационной мультимедийной презентацией .

Таким образом, я пришла к выводу, что классический прием технологии развития критического мышления «Инсерт» можно разнообразить, повысив тем самым эффективность технологии путем применения элементов ИКТ. Трудоёмкость же заключается в больших временных затратах на подготовку к урокам, что включает в себя: -переработку текста учебника и подбор дополнительной литературы и документов, т.к. далеко не все учебники рассчитаны на интерактивные методы обучения; -тщательный выбор приёмов и способов обучения, согласно содержанию учебного материала и уровня подготовленности учащихся. Сейчас, когда уже появилась копилка наработок, когда появились любимые приемы, подготовка к урокам занимает меньше времени. Некоторые приемы стали любимыми не сразу. Так, например, я долго не могла понять прием «Зигзаг», но увидев его на уроке у наставника, просто влюбилась в него.

В своей работе, сочетая ТРКМ с ИКТ, выполняется ряд важнейших современных задач, которые вы видите на слайде.

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;

  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

  • систематизировать информацию по заданным признакам;

  • переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

  • видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

Так как я являюсь классным руководителям, я попробовала применить ТРКМ и в воспитательной деятельности. Прием «ИДЕАЛ» стал для меня настоящей палочкой-выручалочкой. Этот алгоритм я использую не только на уроках, но и для решения повседневных проблем, которые ежедневно возникают в классе. Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Есть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике? Ознакомтесь.

Применение приема идеал дает больше положительных результатов, чем применение традиционных бесед.
На мой взгляд, достоинства технологии РКМЧП настолько велики, что за ними почти не видны недостатки.

Так шаг за шагом я осваивала новую технологию, каждый раз делая для себя маленькие открытия. Ребята сразу влились в процесс обучения, и неудивительно. Каждый работает в свойственном ему темпе, каждый имеет возможность побывать как в роли ученика, так и в роли учителя, а главное, в любой момент урока каждый ученик может сравнить свой результат с результатами одноклассников, и практически сам выставляет себе оценку. Так как во втором классе без отметочное оценивание для оценки индивидуальных образовательных достижений, мы с наставником разработали листы достижение которые ребята с удовольствием заполняют. К каждому уроку графы достижение индивидуальны, в зависимости от того, какие универсальные учебные действия я хотела сформировать. ( приложение 3).

Для объективной оценки и мониторинга УУД я использую программу Ехсеl это очень удобно и не занимает много времени. (приложение 4)

Проведенные исследования показали, что данные умения и навыки у учащихся после применения ТРКМ + ИКТ значительно более развиты, чем у учащихся, занимающихся в традиционном режиме.

Непродолжительная работа с учащимися по технологии критического мышления позволяет существенно повысить уровень их интеллектуального развития и развить их коммуникативные навыки. Таким образом, использование технологии развития критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на Стандарты второго поколения. Чтение рассматривается как универсальное учебное действие, от успешности формирования которого зависит дальнейшее обучение ребёнка и развитие его личности. Надеюсь, что когда начну свою работу в сентябре по новым стандартам для меня это не станет шокотерапией. Работы уже сделано очень много. Все, что сделано, направлено на помощь в дальнейшем. Теперь я понимаю, что точно иду в верном направлении.



© 2010-2022