Урок «Добро и зло» по ОРКиСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока



Предмет : Основы религиозной культуры и светской этики Класс : 4 класс Базовый учебник : А. Я. Данилюк «Основы светской этики» 4-5 класс Тема урока : «Добро и зло» Цель урока : Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло» Задачи урока: - формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом; - развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; - повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе; - воспитание сострадания по отношению к другим.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. Необходимое оборудование : учебник, карточки для работы в паре, худ.лит.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный этап

+ Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна!
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

+ Посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Пожелали друг другу удачи

Проверка готовности обучающихся к уроку.

- Дети улыбнулись и пожали друг другу руки.

Личностные

2

Актуализация знаний

+ В жизни по-разному можно жить - Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

+ Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок. Сообщение темы урока. Постановка цели урока. + Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока. Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро). Всякое …(зло) наказуемо.

+ Ребята, сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях - добро и зло.

Познавательные: проявление познавательной инициативы

Регулятивные

Коммуникативные: умение вступать в сотрудничество


3

Изучение нового материала

+ Откройте учебники на соответствующей странице.

+ Проверьте работу соседа. Открыл ли он нужную страницу, если нет, то помогите ему.

+ Посмотрите на страницы учебника. Что мы узнаем сегодня на уроке?

+ Найдите в учебнике что такое добро?

+ Что такое зло?

+ Посмотрим толкование этих слов в толковом словаре

Дети открывают учебники, помогают соседу. Осуществляют взаимопроверку.

- Что такое добро и что входит в понятие добра.

- Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления.

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Находят в тексте понятие, информацию. Озвучивают понятие

- Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений и между ними.

- Зло - противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить.

- читают два ученика



добра

Коммуникативные

Личностные



+ Кого можно назвать добрым? отметим качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный

+ Какого человека можно назвать злым?

+ Быть легче добрым или злым?

+ Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло - это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Работа с текстом с 12-13 (ознакомительное чтение)

Работа в парах( См приложение 1)

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.



Читают текст

Выполняют задания по карточкам.


Коммуникативные: работа в парах

Познавательные: анализ, обобщение

Личностные



Индивидуальная работа.

+ Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела.

Ситуация 1.: Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.

Ситуация 2. Однажды старушка - соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Высказывают свои предположения

Личностные



+ Ребята, послушайте притчу.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

+ Скажите, о каких двух волках говорил старик?

+ Как вы понимаете последнюю фразу?

Слушают притчу

Отвечают на вопросы учителя.


Личностные

4

Рефлексия

+ Какие добрые дела можем совершить мы?
+ Ребята, давайте совершим доброе дело сейчас, на уроке.
+ Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему. Скажите своему однокласснику хорошие, добрые слова и пожелайте добра.
+ Выйдите к доске, напишите или нарисуйте, что для вас значит доброта.


Регулятивные: самоконтроль

Личностные

5

Итог

+ Что вы узнали о добре и зле?
+ Как можно сделать мир добрее?
+ Почему надо бороться со злом?
+ Дети, я думаю, если мы будем заботиться о росте этого пусть ещё маленького зёрнышка добра, который есть в нашем сердце, - оно обязательно превратится в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - добрее, милосерднее и щедрее.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

(отвечают на вопросы)

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Познавательные: анализ, обобщение

Регулятивные

6

Домашнее задание + Я предлагаю вам поучаствовать в акция «Добро» + Ребята, а вы хотите оказаться на месте Жени из сказки «Цветик-семицветик»? Вы готовы прямо сейчас сделать ДОБРОЕ дело? + Поэтому, ваше домашнее задание создать свой «цветик-семицветик» + Давайте закончим наш урок песней. «Дорога добра»

Спасибо за урок!!

- Записывают домашнее задание

- Дружно, на положительной ноте поют песню «Дорога добра»








ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Работа в парах. Распределите слова на две группы,

в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приведите свои примеры

добро

зло



© 2010-2022