- Преподавателю
- Начальные классы
- Профилактика девиантного поведения младших школьников
Профилактика девиантного поведения младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полякова С.А. |
Дата | 05.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
19
Введение Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов деформации семьи. Всё это особенно болезненно сказалось на жизни детей, появился целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребёнка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Конфликты в классе - без этого не обходится ни в одной школе. Многим детям ничего не стоит обидеть кого-нибудь, причинить ему боль. Дети сталкиваются с насилием в различнейших формах, например, в общении друг с другом или через средства массовой информации на экранах телевизоров они видят реальное насилие: военные или общественно - социальные конфликты или воображаемое насилие в мультипликационных фильмах и детективах. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Способность общаться - это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности. Обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения. Проведение бесед - одно из часто используемых средств воспитания школьников. Для развития межличностного общения использую групповую форму работы детей на уроках и внеурочное время. Одним из методов является и проведение психологических игр. Для проведения профилактики девиантного поведения необходимо знать, какое положение в классе занимает тот или иной ученик. Здесь помогает социометрия. Знания по социальной психологии помогут учителю в решении данного вопроса. Взаимодействие в системе «Я» - «Другой» речь идет об изучении межличностных отношений, возникающих между людьми в процессе общения, исследование механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации их общей деятельности. Интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах. С одной стороны любое общественное явление имеет свой психологический аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе, как через деятельность людей. А люди действуют, будучи наделенные сознанием и волей. С другой стороны в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия. Часто из уст педагогов, психологов, родителей приходится слышать, что дети не умеют общаться, особенно, если их точка зрения не совпадает с собеседником. Задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Важно дать детям необходимые знания, которые помогут разрешению конфликтов ненасильственным путем. Непрерывное накапливание знаний о нормах поведения для младшего школьника имеет особое значение, потому что жизненный опыт его невелик. Подчас для того, чтобы младший школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает знаний. В ответ на упреки взрослых ребёнок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые же не всегда принимают подобные оправдания ребёнка и не верят в них. А ведь действительно жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор поступка. Ещё трудней ребёнку. Необходимо воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим, терпимость к мнению собеседника, умение пойти на компромисс в нужной ситуации. Отработка перспективных моделей осуществления интегрированной социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования и школ по профилактике девиантного поведения детей, безусловно, является главной задачей ближайшего будущего. Деятельность должна быть направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего, на нивелирование и устранение его причин и носит превентивный характер. При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений девиантного поведения. Эта тема выбрана мною не случайно. Лично я считаю, что от того, насколько хорошо человек научился общаться, во многом зависит, как сложится его жизнь. Чем раньше мы, взрослые, обратим внимание на эту сторону развития ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущем.
I. Теоретическая часть. «Дети с девиантным поведением и их проблемы».
1. Сущность понятия «девиантное поведение». Девиантное поведение в кратком словаре современных понятий и терминов определяется как отклонение от нормы поведения, развития. В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел допустимого в поведении или деятельности людей. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. Да и само понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределённых научных представлений. Никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако уклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении. Формы ненормального поведения могут встречаться и у нормальных людей, представляя собой временное и преходящее поведение, но могут встречаться у людей и как более продолжительные, даже постоянные формы их поведения. Все ненормальные формы поведения с этой точки зрения могут быть разделены не следующие группы: 1) кратковременные и случайные формы (обмолвки, забывчивость, бред и т.д.); 2) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, некоторые формы душевных заболеваний); 3) постоянные пожизненные дефекты поведения. Для оценки возможного отклонения в любом поведении используется несколько различных критериев. К их числу относятся:
- нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребёнка;
- длительность сохранения расстройства;
- жизненные обстоятельства;
- социокультурное окружение;
- степень нарушения;
- тон симптома;
- тяжесть и частота симптомов;
- изменение поведения;
- ситуационная специфичность симптома.
- нарушениям операционного состава мыслительной деятельности;
- динамическим нарушениям психической деятельности;
- дисгармонии становления учебной деятельности.
2. Агрессивные дети. Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия не только сохраняется, но и разрастается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Чтобы выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей, необходимо сопоставить их с теми же характеристиками школьников, не проявляющих склонности к агрессии. Агрессивное поведение принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Вербальная агрессия. 1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Это могут быть:
- жалобы («А Вова меня стукнул»);
- демонстративный клик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел»);
- агрессивные фантазии («Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).
- дразнилки («ябеда-корябеда», «жора-обжора»);
- оскорбления («урод», «дебил»).
Физическая агрессия. 1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В школьном возрасте это могут быть:
- разрушение продуктов деятельности другого (например, девочка замазала красками рисунок своей подруги);
- уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик порвал учебник одноклассника).
- символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (один ребёнок показывает кулак другому или пугает его);
- прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка, которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы и пр.).
- привлечение к себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство;
- защита и месть;
- стремление быть главным;
- стремление получить желанный предмет.
3. Обидчивые дети. Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжёлое переживание, как обида на других. Предъявляя неадекватные требования к окружающим, обидчивые люди попадают в порочный круг неэффективного общения. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто. Непрощённые обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов и в конечном итоге деформируют личность человека. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего Я, свою непризнанность, незамеченность. У этим ситуациям относятся следующие:
- игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны;
- отказ в чём-то нужном и желанном;
- неуважительное отношение со стороны других;
- успех и превосходство других, отсутствие похвалы.
4. Демонстративные дети. Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнёру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. При этом способами привлечения внимания могут быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с учителем и одноклассниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путём снижения ценности или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребёнок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Для демонстративных детей характерна также высокая нормативность поведения: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы. Если демонстративные дети и делятся со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. Например: «Я дам Кате конфету, потому что хорошие дети всегда делятся с тем, кому не дали». В случае отсутствия взрослого демонстративные дети и не думают делиться с партнёром, несмотря на их просьбы. Таким образом, в просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально проявить помощь сверстнику. В отличие от других проблемных форм межличностных отношений, демонстративность не считается отрицательным и проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчёркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении.
Изучение научной литературы по проблеме профилактики девиантного поведения позволяет сделать вывод о необходимости введения своевременных мер для преодоления девиаций у детей, что, несомненно, должно привести к оздоровлению общества.
II. Практическая часть. «Профилактика девиаций».
1. Из опыта работы СОШ №17 г. Ульяновска. В практической работе по оказанию помощи детям и подросткам с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения СОШ №17 г. Ульяновска мы учитывали следующие важнейшие положения, выведенные в серии работ профессора Ю.А.Клейберга:
- Деятельность всего педагогического коллектива и отдельных специалистов с ребёнком и его семьёй представляет собой динамический процесс, развивающийся по мере изменения и перестройки социальных позиций, установок и способов взаимодействий в семье одновременно с формированием у несовершеннолетнего новых межличностных и социальных отношений, культурных форм деятельности.
- Социальная ситуация развития детей создаётся и позитивно перестраивается в совместной деятельности триады «Специалист - Ребёнок - Семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества, имеющих специфические функции и особенности на каждом этапе оказания помощи.
- В условиях совместной деятельности специалиста, ребёнка и родителей в процессе оказания помощи происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия - сотворчество и соразвитие, что открывает возможности интеграции девиантного ребёнка в нормальную социальную жизнь.
2. Организация сотрудничества. Для становления межличностных отношений в классе широко использую такую форму работы, как совместная, групповая работа детей на уроках и внеклассных мероприятиях. В нашей школе существует детская организация «Землячество». Каждый класс представляем отдельную семейку. В нашей семейке у нас подвижные группы, которые создаются на одну четверть. Это: книжники, айболиты, садовники, пчёлки, затейники. Ребята по своему желанию записываются в группы. Групповая форма работы нравится ребятам. Она стимулирует их, сплачивает. При построении учебного сотрудничества детей в начальных классах необходимо учитывать, что такой формы общение в их опыте ещё не было. Вводя каждую новую форму сотрудничества, необходимо давать её образец. Учитель вместе с кем-то из детей у доски показывает на примере весь ход работы, в том числе и форму обращения друг к другу. Типичные ошибки взаимодействия стоит обыграть, даже если их ещё не было в классе. Работа в парах не требует какой-либо перестановки парт, ребятам легче найти контакт с одним человеком. Для работы групп из трёх и более человек необходимо парты ставить так, чтобы детям удобно было смотреть друг на друга. Для срабатывания групп нужно несколько занятий. Но и закреплять единый состав групп на долгое время (на полугодие) не нужно: дети должны получить опыт сотрудничества с разными партнёрами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребёнок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять своё мнение с мнениями других. При оценке работы группы следует обращать внимание не только не правильность выполненного задания, но и на человеческие отношения: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость… Оценивать можно лишь общую работу группы. Ни в коем случае нельзя давать детям, работавшим вместе, разные оценки. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями. Хорошо сплачивает ребят проведение внеклассных мероприятий, экскурсий, походов, после чего остаются положительные впечатления, которыми дети делятся друг с другом. При подготовке внеклассных мероприятий прислушиваюсь к пожеланиям детей. Часто приходится что-то менять, дополнять, исправлять. Такие мероприятия им интересны, ведь они сами принимали участие в их разработке. В первом-втором классах общие разговоры являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры - это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в первом классе дети узнают о правилах гостевого метода. Главное - уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта. В третьем классе основная задача - создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и стимулируются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству. Игры в четвёртом классе носят творческий характер: дети сами их придумывают, организуют и чётко контролируют выполнение правил. У них формируется личностная позиция: могут высказывать и доказывать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить своё мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.
3. Игры и упражнения. В основе метода ненасильственного разрешения конфликтов лежит тезис о том, что в каждом человеке есть положительное начало, которое нужно выявить. Занятия по профилактике конфликтов должны проходить регулярно, по возможности один-два раза в неделю. Поскольку успешная реализация программы в значительной мере зависит от активности детей, очень полезно хотя бы отчасти удовлетворять их желания и потребности. Лучше всего, разумеется, проводить игры и упражнения, которые по душе и вам самому, и классу. Важно не бояться экспериментировать и не отчаиваться. Реализация программы будет проходить более успешно, если её принципы и методы найдут применение и в рамках обычных учебных занятий. То есть если вы не станете ограничиваться одними лишь упражнениями на развитие положительной самооценки, а и во всём остальном будете стремиться к тому, чтобы дети чувствовали уважение к себе со стороны педагогов, и чтобы умение слушать развивалось не только в ролевых играх, но и в обычном, повседневном общении. Важно не настраивать себя на ожидание скорого успеха. Чтобы научить ребёнка читать и писать, нужно вновь и вновь повторять с ним буквы, слоги и слова. То же самое происходит и при развитии навыков ненасильственного разрешения конфликтов. Тому, кто сомневается в способность детей менять свои решения сообразно ситуации, следует вспомнить, как тяжело бывает взрослым, и ему самому в том числе, отказываться от привычных форм поведения. Даже если опыт ненасильственного разрешения конфликтов в ролевых играх невозможно перенести непосредственно на обычное поведение, дети всё же, по меньшей мере, однажды подумают про себя или скажут: «Оказывается, можно иначе!».
Игры на знакомство. Эти игры помогают освободиться от предрассудков при знакомстве. Дети узнают об общих для всех и индивидуальных качествах своих соучеников, их интересах и симпатиях. Кроме того, они ближе знакомятся с отдельными детьми из своего класса.
- «Это - здорово!»
- «Бродячие репортёры»
- «Три мушкетёра»
Анкета
«ТРИ МУШКЕТЁРА»
Вот три вещи, которые мы все любим:
1 ____________________________________________________________________________
2 ____________________________________________________________________________
3 ____________________________________________________________________________
Вот три вещи, которые мы не любим:
1 ____________________________________________________________________________
2 ____________________________________________________________________________
3 ____________________________________________________________________________
В этом мы отличаемся друг от друга:
Имя: ________________________________________________ Я отличаюсь от других тем,
что __________________________________________________________________________
Имя: ________________________________________________ Я отличаюсь от других тем,
что __________________________________________________________________________
Имя: ________________________________________________ Я отличаюсь от других тем,
что __________________________________________________________________________
Игры на разрядку. Игры на разрядку применяются в конце урока или в промежутке между двумя серьёзными упражнениями. В таких играх дети обязательно должны сотрудничать, а не конкурировать друг с другом.
- «Надувной шар»
- «Краски»
- «Гроза»
Игры на развитие чувства самоуважения и уважения других. В предлагаемых играх и упражнениях дети должны постигать свою собственную ценность как индивидуума, а также ценность других. Они учатся выражать и принимать признание вне зависимости от успеваемости. В представленных играх и упражнениях дети получают возможность отметить то положительное, что есть в них самих и в их товарищах. Важно не допускать, чтобы дети смеялись над другими.
- Пантомима: «Мои любимые занятия»
- «Отгадай: "Кто я?"»
- «Добрый гном»
- «Ты мне нравишься, потому что…»
Игры на сотрудничество. В этих играх дети действуют сообща, в непринуждённой обстановке. Игра должна доставлять им удовольствие и в то же время помогать в приобретении навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса.
- «Лиса и заяц»
- «Ловля мух»
- «Как нам договориться»
- «Узелки»
- «Картина двух художников»
Игры на умение управлять своими эмоциями. Умение управлять своими эмоциями играет положительную роль в межличностном общении.
- «Чувства и животные»
- «Зеркало»
Игры на снятие напряжения.
- «Кто?»
- «Ералаш»
- «Олени»
- «Шарики»
Заключение.
В работе рассмотрены важнейшие проблемы, имеющие непосредственное отношение к практике общения с детьми. Социально-психологические знания и навыки анализа ситуации имеют большое значение для педагога. Они позволяют лучше понять детей, создать такую ситуацию общения с ними, которая наиболее плодотворно отражалась бы на их внутреннем психическом состоянии, давала бы детям чувство социальной защищённости, способствовала их творческому развитию. Группа сверстников играет огромную роль в жизни ребёнка. Знание группы, умение всесторонне анализировать её, представление о способах взаимодействия с группой детей - важнейшая составная профессионализма педагога. Следует помнить, что успешное решение проблемы межличностного общения школьников возможно только в результате соответствующей целенаправленности всего учебного процесса. В данной работе нет рецептов на все случаи жизни, так как сама проблема - профилактика девиантного поведения носит творческий характер. У детей младшего школьного возраста психокоррекция эмоциональных реакций может происходить в игре. Во время игровой терапии мы имеем возможность восстановить сбитый механизм реагирования, помочь ребёнку реконструировать свои личностные нарушения и подготовить ребёнка к формированию более продуктивных и гибких способов реагирования на события. В начальной школе часто резко выступают индивидуальные особенности поведения детей, их отношение друг к другу в коллективе: одни дети общительны, инициативны, другие застенчивы, робки, третьи угрюмы, неприветливы. Эти особенности детей влияют на их положение в коллективе. Часто возникает необходимость изменить положение личности в коллективе, найти пути создания для каждого ребёнка состояния эмоционального благополучия, к которому он внутренне стремится. Одним из важнейших условий перестройки межличностных отношений является включение ребёнка в интересную, увлекательную деятельность. Игровая ситуация действует на воображение любого ребёнка: активного, застенчивого, медлительного, робкого и т.д. Все дети сходятся в одном желании: они хотят получить интересную роль в игре. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании младших школьников. В игре, используя положительный эмоциональный настрой школьника, легче преодолеть детское упрямство, страхи, непослушания, формировать положительные привычки и навыки.
Библиография.
- Аникеева Н.Л. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1993.
- Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Блонский П.П. Педология. - М.: Владос, 2000.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. Как нам договориться? - СПб.: Светлячок, 2001.
- Волчков И.П. Умение владеть эмоциями // Воспитание школьников. 1998. - №5.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. - Ленинград: Медицина, 1990.
- Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкого. - М.: Владос, 2001.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1988.
- Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. - СПб.: Речь, 2002.
- Лебедева Л.Д. Арт - терапия детской агрессивности // Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 26-30.
- Леви В. Нестандартный ребёнок. - М.: Знание, 1988.
- Позднякова Е.В. Кузнецова В.С., Долматова Т. И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников // Начальная школа. - 1993. - №2. - С.17-20.
- Попова А.И. Сотрудничество в обучении с первых дней школьной жизни // Начальная школа. - 1993. - №2. - С. 17-20.
- Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю.А. Клейберга и Г.В. Юдаковой. - Ульяновск, 2004.
- Психологические знания в помощь учителю. - Выпуск III. / Под ред. М.И. Лукьяновой. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Л.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.
- Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003
- Смолева Л.П. Воспитание доброты // Начальная школа. - 1994. - №6. - С. 6-10.
- Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1998.
- Цуканова Е.Г. Психологические трудности межличностного общения. - Киев, 1985.
- Школьная психологическая служба: достижения и перспективы. - Выпуск IV. / Под ред. М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.