- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья
Статья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давыдова Т.Н. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Доклад на педагогическом совете: «Способы коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей с нарушением слуха раннего школьного возраста» Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Идёт урок математики, дети выполняют самостоятельное решение примеров в тетради. Карина начинает запись вместе с другими детьми. Но вдруг взор её отрывается от тетради, перемещается на доску, затем на окно. Лицо девочки неожиданно озаряется улыбкой и, повозившись в кармане, она достает оттуда новый разноцветный платок. С шумомразвернувшисьнастуле, начинаетдемонстрировать платок соседке по парте - Софии. Не получив достойной оценки своего платка, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает под партой, карандаш скатывается с парты, Карина начинает искать карандаш на парте, не найдя его, вскакивает с парты и ищет на полу. После замечания учителя Карина усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно «сползать» со стула. И снова замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения, когда девочка записывает в тетради примеры при этом, допуская много исправлений... Наконец звонок, Карина первая выбегает из класса. Описанное поведение характерно для детей с так называемым гиперкинетическим, или гиперактивным, синдромом. Одной из специфичных его черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Что же такое гиперактивностъ? Это проявление целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля в коре головного мозга. Поэтому такое нарушение называют «синдром дефицита внимания». СДВГ Синдром дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. Когда ребенок идет в школу, создаются серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию функции внимания. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы. Выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей: - Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
- Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии т.д.).
- Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
- Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
- Болтливость.
- Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.).
- Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока, детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых, и всегда требуют только высоких оценок. Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго игратьсо сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они не дисциплинированы, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. В своем поведении, они агрессивны, упрямы лживы, склонны держать в жестком подчинении других детей. В работе с гиперактивными детьми большое значение я уделяю знанию причин наблюдаемых нарушений поведения. Рассмотрим причины синдромов дефицитавнимания: 1) органические поражения мозга(черепно-мозговая травма, нейроинфекция - менингит и пр.); 2) перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного); 3) генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер); 4) особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС); 5) пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания); 6) социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.). Поэтому работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей, учителей, психологов. В работе с гиперактивными детьми следует учесть, что главное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями. Родители должны понять, что поступки ребенка не являются умышленными и только с их помощью и поддержкой такой ребенок сможет справиться с существующими у него трудностями. Родителям гиперактивного ребенка необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой- постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения. В своей работе по коррекции СДВГ использую следующие рекомендации дляродителей:
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида»
Доклад на педсовете:
«Способы коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей с нарушением слуха раннего школьного возраста»
Подготовила: Учитель 1 категории Давыдова Т.Н.
Январь, 2014.