Урок по русскому языку для 3 класса «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Никитина Наталья Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ «Мстёрская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района»

Класс: 3

Тема урока: «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»


Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа 2100»)

Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. В данной теме урок № 2. Цель: развитие умений находить разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания согласных букв в корне слова. Задачи: Образовательные: -создать условия для закрепления умений учащихся проверять буквы согласных звуков в корне слов по обобщённому правилу и развивать умение видеть изученные орфограммы в словах; - отрабатывать умение правописания слов с изученными орфограммами. Воспитательные: - воспитание у учащихся: чувства любви к родному языку и окружающему миру, уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи. Развивающие: - развивать у учащихся: речь, память, мышление и мотивацию к изучению предмета. Оборудование: кроссворд, семафоры, презентация к уроку, задания от Осени,. осенние листья, учебники Ход урока:

  1. Оргмомент.
Учитель:

Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди - покруче, будут старты,
И посерьёзней, будут, а пока:
Нас ждёт урок ...русского языка.

  1. Словарная работа.

Отгадайте загадку: Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно, круглый год Точный счёт он дням ведёт. (Календарь.) (Календарь - способ счисления дней в году.)
  1. Пальчиковая гимнастика:
На руке моей 5 пальцев: 5 - держальцев, 5- хватальцев, Чтоб держать и чтоб пилить, чтобы брать и чтоб дарить, Чтобы их же посчитать: 1, 2, 3, 4, 5…



Учитель: - Запишите это слово самостоятельно, выделите корень, подчеркните «опасные места». Составьте и напишите два однокоренных слова слову «календарь» (календарный, календарик). - Какие слова называют однокоренными? (Слова близкие по значению, с общей частью - корнем.)
- Какое время года на календаре? (осень)
  1. Чтение учителем стихотворения Бунина И. «Листопад», показ иллюстрации с изображением осени:
(СЛАЙДЫ 2,3,4,5 с изображением осени)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
- Посмотрите, на это разнообразие цвета листьев в осеннее время…(5 слайд) Меняя окраску, листья напоминают узоры игры «Калейдоскоп». А что такое «калейдоскоп»?
Калейдоскоп - оптический прибор - трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающиеся в разнообразные узоры, (детская игрушка). - Ребята, а у кого в детстве была эта игрушка?
- Сегодня на уроке русского языка мы поиграем в игру, а её название нам скажет Осень. А принесла их нам красавица - Осень (входит Осень, показывает название игры: «Осенний калейдоско…», раскладывает осенние листья, на обратной стороне которых даны задания). Только узоры нашего калейдоскопа составят задания по русскому языку. Дети хором: Осень, осень, в гости просим! Осень: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам сыграть в игру «Осенний калейдоскоп». Только сменой узоров будут разнообразные задания по русскому языку, написанные на листочках. - А какие орфограммы присутствуют в слове «осенний»? (удвоенная согласная в корне слова - осенний). - А можно ли проверить? (нет, такие слова надо запомнить). - Какая буква пропущена в слове «калейдоскоп»? - На какую орфограмму? - Как проверить? - Сегодня, это одна из орфограмм нашего урока.


- Какие ещё орфограммы согласных в корне слова вы знаете? (непроизносимая согласная в корне слова). - А как её проверить? Давайте вспомним правило (стр. 83) (Слайд 6)

ПРАВИЛО:

Когда мы проверяем написание букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в корне и непроизносимые согласные звуки в корне слова, мы действуем одинаково.
















Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 5. Задания из «Осеннего калейдоскопа»: - Какая орфограмма станет ещё одной героиней нашего урока, вы сможете ответить, выполнив задание «Осеннего калейдоскопа». ЗАДАНИЕ № 1 Игра «Найди лишнее», это задание содержит орфограмму… ( Слова: справедливость, доброта, хвастливость - даны на СЛАЙДЕ 7) - По какому признаку определите «лишнее» слово? (доброта - на конце слова нет мягкого знака; хвастливость - отрицательная черта характера человека). - А по какому ещё признаку можно выбрать это слово? (непроизносимая согласная «т» в корне слова). - Прочитайте ключевые слова темы, стр. 85 (СЛАЙД № 8) - Кто догадался, какая будет сегодня тема урока? Тема записана на доске: «Правописание проверяемых согласных в корне слова». 6. Сформулируйте цель нашего урока? - Находить слова с орфограммами-буквами согласного в корне, с непроизносимыми согласными звуками, обозначать их на письме, применять общее правило правописания. ЗАДАНИЕ № 2 «Составь предложение». - Составьте и запишите предложение со словом (на слайде № 7), обозначающим положительную черту характера (доброта, справедливость). - Ребята, а из какого источника информации будет следующее задание нашего калейдоскопа, вы поймёте, собрав слово… ЗАДАНИЕ № 3 Игра «Шифровка» У - ч-е-б-н-и-к. Работа по учебнику: стр. 83, упр. 94 - работа с текстом упражнения; - самостоятельное выполнение упражнения (с последующей проверкой по эталону «По - секретику»). - Дети, выполнив задание до конца, просигнальте семафорами. 7.Физкультминутка (под музыку): Учитель называет парный согласный, дети «рисуют» движениями туловища его пару, строчную согласную: «т», «з», «к», «ж», «ф ЗАДАНИЕ № 4 Отгадывание кроссворда (класс делится на 6 групп)

КРОССВОРД:





Задания:

  1. Этот овощ убирают в конце осени…
  2. Опадание листьев у деревьев…
  3. Осенью оно светит реже…
  4. Существительное, образованное от глагола - моросить…

Ключевое слово: осень




1.

м

о

р

к

о

в

ь

2.

л

и

с

т

о

п

а

д

е

3.

С

о

л

н

ц

е

4.

и

з

м

о

р

о

с

ь


8.Д/з: упр. 99, стр. 85 9.Рефлексия: Учитель: Посмотрите на листья клёна, на что они похожи? (на пальцы руки) Зажмите пальцы в кулак и … - Кому было интересно - разожмите мизинец; - Кто считает, что знания пригодятся в жизни - безымянный; - Кто хорошо работал на уроке - средний; - Кто помогал работе в группе - указательный; - Кому урок понравился - большой; Осень: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания «осеннего калейдоскопа». Вы хорошо знаете русский язык. До новых встреч! Учитель: Ребята, а мы достигли цели, которую ставили в начале урока?- Чему мы учились на уроке?

© 2010-2022