Занятие по внеурочной деятельности курса Я - исследователь

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов Киданова Марина Николаевна.

2Б класс МБОУ «Бехтеевская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»

УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Курс «Я - исследователь» А.И. Савенкова


Занятие внеурочной деятельности Тема «Искусство делать сообщения» Цель: создать условия для максимального сбора информации о предмете, который хорошо известен, подготовить сообщение и выступить с ним перед друзьями. Задачи: 1) обучить основам самостоятельного составления сообщений. 2) формировать УУД: познавательные (находить информацию, уметь анализировать, обобщать, представлять информацию в сжатом виде), регулятивные (планировать деятельность, определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, высказывать свою версию), коммуникативные (излагать свое мнение, быть готовым изменить свою точку зрения, работать в группе, выполняя определённую роль, уметь договариваться), личностные (осваивать новые социальные роли, строить бесконфликтные отношения с другими людьми) 3) воспитывать стремление открывать что-то новое.

Тип занятия: практическое занятие в форме игры.

Форма деятельности обучающихся: коллективная игра-исследование.

Оборудование и материалы: большая ёмкость с водой, камешки, алгоритм действий; бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, ёмкости, стакан с водой, алгоритмы устройства различных фильтров, картинки с изображением воды в разных ситуациях.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Игра «Ты - мне, я - тебе» Для игры нужен небольшой мягкий (поролоновый) мячик. Учитель начинает игру, бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос. Ученик отвечает на вопрос и бросает мячик любому другому ученику класса, задавая свой вопрос. Тот, поймав мячик, отвечает на вопрос и бросает мячик следующему ученику. Если кто-нибудь из учеников затрудняется ответить на вопрос, ему помогает сосед по парте (или ученик, сидящий перед ним или за ним). Тему для вопросов отгадайте в загадке:

Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою. (Вода)

- Тема «Вода».

- Какая бывает вода?(горячая,холодная, сладкая или др. мнения) - Может ли вода замёрзнуть? - Для чего мы используем воду? - Какая вода в море? - Кто живёт в воде? И т.д.

III. Сообщение темы и цели занятия .(слайд 1,2) Учитель.- Тема занятия - «Искусство делать сообщения». Цельзанятия- научиться максимально собирать информацию о предмете, который хорошо известен, подготовить сообщение и выступить с ним перед друзьями. - Повторим алгоритм сбора информации. (Лист с алгоритмом лежит у каждого на столе.) (слайд 3)

- Вспомнить, что ты знаешь сам;

- спросить у другого человека;

- узнать из книг;

- посмотреть телепередачу, фильм;

- заглянуть в Интернет;

- понаблюдать;

- провести эксперименты.

IV. Практическая часть.

- Наша задача собрать как можно больше информации о воде, подготовить сообщение и выступить с ним перед товарищами. Работать будем по группам. Участник каждой группы будет исполнять свои обязанности.(слайд 4) (у каждого ребёнка на груди бэйджик с фамилией и его ролью в группе: 1. Помощник сотрудника - организатор. 2. Лаборант. 3. Докладчик. 4. Ответственный за фиксирование результатов.

I группа - вспоминают, что знают сами, спрашивают о воде у гостей,

(д/з) сообщают о полученных дома знаниях посредством наблюдения

(об испарении и впитывании воды).

II группа - работа с энциклопедией «Я познаю мир», «Почемучка»,

(д/з) сообщение сведений из фильма, сведения из Интернета.

III группа - провести эксперименты: «Звук в воде», «Фильтрование воды»

Алгоритм эксперимента (слайд 5) 1. Определить цель (как вы понимаете выражение «цель эксперимента» - это конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы) 2. Подготовить оборудование - (Что может относиться к оборудованию? - предметы, которыми мы будем пользоваться. Микроскоп, лупа, пинцет, таблицы, колбы и др. Приборы.) 3. Провести опыт - (Т.е. произвести определённые действия с предметами) 4. Зафиксировать результат - (Что означает слово «фиксировать?» - записать полученные результаты в карту эксперимента.)

5. Сделать вывод - Т.е. обобщить информацию, исходя из полученных результатов

(Слайд 6)

«Звуки в воде». Цель - Ребята, попробуйте сами поставить цель этого эксперимента. ( Ответить на вопрос: - Передаются ли звуки в воде?)

Алгоритм действий:

1.Бросить камешек и слушать звук его удара о дно ёмкости.

2.Приложить ухо к ёмкости и бросить камень.

3.Сравнить результаты.

Если звук передаётся по воде ,то его можно услышать.

Результат: во втором варианте звук был громче.

Вывод: через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

«Фильтрование воды». Цель -- Ребята, попробуйте сами поставить цель этого эксперимента. (Познакомиться с разными способами очистки воды.)

- Замутите воду крахмалом, очистите её разными способами. Рассмотрите алгоритмы устройства различных фильтров.

Алгоритмы устройства различных фильтров:

1.Фильтр из бумаги. (слайд 7)

2.Фильтр из песка. (слайд 8)

3.Фильтр из тряпочки. (слайд 9)

- Изготовьте фильтры и проверьте их действие.

- Какой фильтр лучше очищает воду?

Результат: Лучше всего очищает воду бумажный фильтр.

Вывод: Лучше всего очищает воду бумажный фильтр. Так в походе можно очистить воду с помощью любого бумажного пакета.

V. Обобщение полученной информации. Подготовка сообщения, выбор выступающего.

VI. Выступление учащегося перед товарищами класса.

VII. Рефлексия.(слайд 10) На занятии я научился … Мне было интересно… Я затруднялся… Я хочу узнать…

Приложение


Карта эксперимента


Предмет

Есть ли звук в стакане?

Где звук громче

Пустой стакан



Стакан с водой



Карта эксперимента

Фильтр из бумаги

Фильтр из песка

Фильтр из тряпочки



















ИНСТРУКЦИЯ * Цель нашего эксперимента: ответить на вопрос - Передаются ли звуки по воде? * Для проведения опыта мы использовали: … Ход эксперимента:

1.Бросить камешек и слушать звук его удара о дно ёмкости.

2.Приложить ухо к ёмкости и бросить камень.

3.Сравнить результаты. * Вывод: мы выяснили, что…




ИНСТРУКЦИЯ * Цель нашего эксперимента: познакомиться с разными способами очистки воды * Для проведения опыта мы использовали: … Ход эксперимента:

1. Замутить воду крахмалом.

2. Рассмотреть алгоритмы устройства различных фильтров.

3. Очистить воду разными способами. * Вывод: мы выяснили, что…

Сообщение

1.Вода - жидкость, которую мы пьём каждый день. Воду используют в приготовлении пищи .В воде моют посуду, стирают бельё, купаются, умываются. В воде живут рыбы и разные морские животные…

- Из домашних наблюдений мы узнали, что вода может испаряться или впитываться в отдельные предметы, если её разлить или капнуть (ткань, почва…

- Что сказали другие люди…


Сообщение

2.Из опытов мы узнали, что воду можно очищать с помощью фильтра, фильтр можно сделать самим, лучше всего очищать воду бумажным фильтром. Вода пропускает звуки лучше, чем воздух.


Сообщение

3. Из энциклопедии…

Из фильма…

Из Интернета…

Используемая литература.

1. Савенков, А.И. Я - исследователь[М.С. Емельяненко, Т.В.Дубровина, С.В.Золотарев]: Рабочая тетрадь для младших школьников/ А.И. Савенков. - 4-е изд. - Самара : Издательский дом "Федоров": Издательство "Учебная литература", 2012. - 32 с. -

( ISBN 978-5-393-00668-6 Издательский дом "Федоров"). -

(ISBN 978-5-9507-1445-0 Издательство "Учебная литература").

2. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления: 7-8 лет. Серия "Я - исследователь"[М.С. Емельяненко, Т.В.Дубровина, С.В.Золотарев]: Рабочая тетрадь для младших школьников / А.И. Савенков. - 2-е изд. - Самара: Издательский дом "Федоров": Издательство "Учебная литература", 2012. - 32 с. -

(ISBN 978-5-393-00822-2 Издательский дом "Федоров"). -

(ISBN 978-5-9507-1605-8 Издательство "Учебная литература").

3. Савенков, А.И. Развитие познавательных способностей: 6-8 лет. Серия "Я - исследователь"[М.С. Емельяненко, Т.В.Дубровина, С.В.Золотарев]: Рабочая тетрадь для младших школьников / А.И. Савенков. - 2-е изд. - Самара: Издательский дом "Федоров": Издательство "Учебная литература", 2012. - 32 с. -

(ISBN 978-5-393-00696-9 Издательский дом "Федоров"). -

(ISBN 978-5-9507-1477-1 Издательство "Учебная литература").

© 2010-2022