Конспект урока по русскому языку Обучающее изложение

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема. Обучающее изложение Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь. Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока Организационный момент Проверка домашнего задания Назовите имена существительные, которые встретились в тексте, их падеж и склонение. (Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.) Актуализация знаний Работа в группах по карточкам Запишите слова в три столбика в зависимости от вида орфограмм. Кричит, вокруг, гнездо, криком, знак, клювом, зелёный, клюв, телом, гнёзд, ядовит, птичке, ползёт, близко, в воздухе, скала, узкая, знаком, змея. Какие группы у вас получились? (Слова с безударными гласными в корне слова, слова с парными согласными в корне слова, слова с безударными падежными окончаниями.) Объясните правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне. (Учащиеся по цепочке называют проверочные слова.) Как проверить написание слов третьей группы? (Словом с ударным окончанием этого же склонения в этом же падеже.) Приведите примеры. (Клювом - слоном, телом - окном, птичке - земле, в воздухе - в коне.) Самоопределение к деятельности Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем писать сегодня изложение. Деревья лечит день-деньской. По веткам, по стволам лазучит. Деревьям всё же много лучше, Когда несёт им непокой. В дупле прописаны они... Заботой живы... (поползни). Работа по теме урока I Знакомство с текстом, беседа по содержанию Упр. 180 (с. 101). I Учащиеся самостоятельно читают текст про себя. Затем один ученик с хорошими навыками чтения читает выразительно вслух.) Определите тип текста. (Повествование.) О ком говорится в тексте? Какова его тема? Что вы знаете о поползнях? Рассказ учителя о птице Когда солнце немного отогреет еще не проснувшийся лес, начинает заливать свою песню поползень. Поползень это маленькое живое существо, которое относится к классу птиц. У него очень сильные ноги и красивый заостренный клюв, кстати, тоже очень-очень сильный, потому что именно он служит ему главным добытчиком пищи бегая по стволу, птица то и дело засовывает его в щелочки, трещинки, отверстия, вытаскивая оттуда насекомых и личинок. Иногда отрывает кусочки коры, иногда даже долбит ствол, как дятел, почувствовав, что в древесине личинка. Пойманных насекомых поползень расклевывает, прижав своей изящной лапкой, а крупные семена вставляет в трещины коры и разбивает ударом его мощного клюва. А вообще, поползень великолепное создание. Оранжево- коричневая окраска грудки и серые, бледные крылышки не позволяют хищнику узнать среди леса свою, возможно, будущую добычу. Также в птице есть и особая отличительная черта темная, почти черная полоска, начинающаяся от крыла и проходящая через глаза и клюв. Она играет роль маски, ив ней птица напоминает мушкетера. Будто она встала на защиту кого-то, а клюв это и есть ее шпага. И глаза у поползня все время бегают, светятся - А птенчики? Сколько маленьких пушистых комочков выводит одна птица Обычно их кладка составляет 7-8 белых яиц с коричнево красными пятнышками. Насиживает кладку только самка на это уходит около 13-16 дней , а затем птенцы находятся еще около трех недель в гнезде, где о них заботятся их родители. Сначала их кормят пауками, а затем, когда птенцы становятся более самостоятельными, они сами вводят в свой рацион семена ели, сосны, лещины. Перед пополнением поползни устраивают гнезда, обычно в дуплах. Как вы поняли, почему птица так называется? Какая птица по размеру? Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй? Ч го вы можете сказать о родителях-поползнях? 2. Составление плана текста На сколько частей разделили текст? О чём говорится в каждой части? Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их. Примерный план 1. Тревога. 2. Опасность. 3. Отважная птичка. 3. Лексическая работа Что такое ущелье? Найдите значение слова в толковом словаре. (Узкая и глубокая, с извилистыми склонами долина, расселина в горах.) Почему птица называется «скалистый поползень»? (Он гнездится на скалах.) Как называется ядовитая змея? Рассмотрите иллюстрацию к тексту в учебнике. Опишите змею. Как вы понимаете выражение зашёлся криком? Как вы понимаете выражение крутится юлой? (Ведёт себя беспокойно, суетится, мечется туда-сюда.) Как автор показывает, что опасность уже совсем близко? (Тело змеи изогнулось вопросительным знаком, она приготовилась схватить добычу.) Почему Н. Сладкое называет произошедшее дальше чудом? (Маленький поползень смог победить змею.) Как это случилось? (Он ударил змею в голову всем тельцем.) 4. Пересказ текста по плану Физкультминутка Продолжение работы по теме урока Орфографическая подготовка Найдите группу однокоренных слов. (Поползень, ползёт, заползёт.) Какая орфограмма корня в этом слове требует проверки? (Безударный гласный в корне слова.) Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте? ] (Скала, змея, гнездо, ядовитая, зелёное и т. д.) Какие слова с этой орфограммой мы проверили в начале урока? Выпишите слова с непроверяемыми написаниями. Анализ предложений текста Объясните постановку запятых в последней части текста. Работа над изложением (Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.) Подведение итогов урока Какие умения мы закрепляли при написании изложения? Какие орфограммы встретились в тексте? Кто доволен своей работой? Какие затруднения вы испытывали? Что интересного вы узнали из текста? Домашнее задание Работа по карточкам


© 2010-2022