Разработка урока по литературному чтению на темуПионеры-герои 2 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Пионеры-герои

Цель формирование представления о пионерах-героях, через ознакомление с биографией героев.

Планируемый результат:

Личностные:

- формировать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

- Коммуникативные УУД:

-оценивать правильность выполнения действий и работать в группах, строить понятные для других высказывания.

- Познавательные УУД:

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.), отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

Предметные:

Знать пионеров-героев

Уметь называть их подвиги

Основные понятия: пионер, партизан, подвиг, герой

Межпредметные связи: литература, история, география

Ресурсы:

- основные:

- дополнительные: презентация, книги, фильмы, музыка, тексты, таблица

Организация пространства: групповая, индивидуальная, парная работы

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Что вы ожидаете от урока?

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Поработаем в парах

Рассмотрите таблицу и предположите о чем будем говорить на уроке. Попробуйте друг другу задать вопрос по этой таблице

Война

подвиг

Погибло 27 миллионов человек

Германия

Герой

22 июня 1941г

дети

пионер

70-летие Победы

партизаны

9 мая 1945г.

Советский народ

Кто желает задать вопрос... Кто ответит?

Какие слова вам не понятны?

Пионер, подвиг, герой (слайды)

ПО́ДВИГ

Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Боевые подвиги. Патриотический подвиг.

ПИОНЕР в СССР:

член добровольной детской организации, объединявшей детей и подростков от 10 до 15 лет. Вступить, принять в пионеры. Стать пионером. Выйти из пионеров.

Герой

1. Главное действующее лицо литературного произведения.

2. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Герои труда.

ПАРТИЗА́Н

1. Участник вооружённой народной борьбы, проводимой в тылу противника

ТЫЛ

1. Задняя сторона чего-н. Т. ладони (ее тыльная сторона). 2. Территория позади фронта, за боевой линией.

Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ: пионеры - герои

Навечно остались в строю

Сформулируйте тему нашего урока? Пионеры-герои

3.Выявление места и причины затруднения.

Назовите мне подвиги пионеров-героев. Что возникло?...затруднение

Сформулируйте цель урока.

Как вы думаете, а зачем мы будем говорить о них?

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Узнать - это наша цель

Какие задачи перед собой поставим на уроке, чтобы достичь цели?

-поработать с текстами

-поработать в группах и парах

-получить информацию

-узнать новое

Это задачи на наш урок.

На защиту Родины встали все, в том числе и дети. Они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда, разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. О некоторых из них мы поговорим сегодня.

5. Реализация построенного проекта.

Вспомните о правилах работы в группе.

Разошлись по группам.

Задание: составить коллаж и приготовиться к выступлению.

1 группа: Казей Марат

2 группа: Валя Котик

3 группа: Лёня Голиков

4 группа: Зина Портнова

( фото героя, карта, где воевал, памятник )

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Выступление групп: Марат Казей Марат родился в 1929 году в деревне Станьково в Белоруссии. Был он обычным мальчишкой - невысоким, озорным, с весёлыми и добрыми глазами. Как и все его сверстники, мечтал о подвигах. Хотелось ему быть и моряком - героем, и красным командиром, и разведчиком. Когда мальчику не было и семи лет, отец его, бывший матрос Балтийского флота служил на корабле «Марат» и имя дал сыну в честь своего корабля. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена его мама, и вскоре Марат узнал, что немцы её повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой Марат ушел к партизанам в лес. Наравне со старшими товарищами он ходил в разведку - как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". В мае 1944-го при выполнении очередного задания 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие - две гранаты, с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.

За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В центре Минска в парке пионеру-герою был установлен памятник.
Валя Котик В маленьком украинском городке Шепетовка жила семья по фамилии Котики. Отец был плотником, мама работала в колхозе. Росли у них два сына - Витя и Валя. Осенью Витю проводили в первый класс. Валя тоже запросился в школу. Время шло, и вот Валя уже с похвальной грамотой окончил пятый класс. Началась война. Отец Вали ушёл на фронт. Немцы подступали к Шепетовке, в городе началась эвакуация. Семья Котиков решила уйти из города. Но далеко уйти не удалось. Немцы прорвались вперёд и отрезали путь на восток. Пришлось вместе с другими беженцами возвращаться обратно. В занятом немцами селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. Вел собственную маленькую войну: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры немцев. Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг. "Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Одну за другой швырнул две гранаты... Задание партизан Валя выполнил: начальник жандармерии и семеро немецких солдат погибли. 16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав разведчик был смертельно ранен. Валя Котик похоронен в центре парка города Шепетовка. Он погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен памятник. Именем Вали Котика были названы школы, улицы во многих городах. Снят фильм «Орлёнок», посвящённый Вале Котику и Марату Казею. Леня Голиков В маленькой деревушке Лукино Новгородской области, жил весёлый паренёк. Звали его Лёнька Голиков. Был Лёнька ловким, сильным, бесстрашным. Помогал отцу перегонять по реке большие плоты, дома носил воду из колодца, ухаживал за коровой и овцами, возился с младшими сестрёнками. Однажды в семье Голиковых случилась беда, тяжело заболел отец. Лёньке пришлось устроиться на работу. Но недолго Лёньке пришлось работать. Началась война. Летом 1941 года его родные места были оккупированы фашистами. Мальчик видел все ужасы немецкого господства и поэтому, когда стали формироваться партизанские отряды, парень не задумываясь, решил в них вступить. Вместе с взрослыми он пилил и колол дрова, чистил картошку. Лёня стойко переносил все тяготы партизанской жизни: не боялся ни холодов, ни бессонных ночей. Лёнька мог, и костёр в лесу разжечь, и спать под открытом небом, не боясь простудиться. Скоро Лёнька начал ходить в разведку. Вместе с другим маленьким партизаном, Митяйкой, они одевались в лохмотья и отправлялись в деревню. Выпрашивая милостыню, ребята всё примечали и запоминали: сколько солдат, сколько пушек, где стоят орудия и автомашины. Сведения, которые добывали маленькие партизаны, были просто незаменимыми. С каждым разом ребята получали всё более сложные задания. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Через некоторое время из Москвы пришла радиограмма, в которой говорилось представить к самой высшей награде кто захватил такие важные документы. В Москве, конечно, не знали, что захватил их один Лёня Голиков, которому было всего четырнадцать лет. 4 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою. Похоронен на родине в Лукино на деревенском кладбище, где на его могиле установлен величественный памятник. За проявленное мужество и совершенные неоднократно подвиги, он посмертно был удостоен Звания Героя Советского Союза. Зина Портнова Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в деревню в Белоруссии. Там ее и застала война. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала.

Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.
В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена.10 января 1944 года Зину расстреляли. Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза. В Ленинграде, на тихой Балтийской улице, сохранился дом, в котором жила легендарная Зина. Рядом школа, в которой она училась. А немного подальше, среди новостроек, широкая улица имени Зины Портновой, на которой установлена мраморная стена. Физминутка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Поработаем с текстом «Соловушка» в группах. Ответим на вопросы: 1 группа: Кого увидели немцы, и о чем просил немец мальчика? 2 группа: Что спросил у мальчика лейтенант и, что он ответил? 3 группа: Как партизаны узнали «Сколько человек у немцев в отряде, сколько у них пулеметов?» 4 группа: Что делал Соловушка на следующий день, после выполненного задания? Выступление групп

8. Включение в систему знаний и повторение.

Поработаем на карточках Соедините подвиг и героя Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял. Но однажды он на время отлучился, и выполнить задуманное получилось. (Зина Портнова) Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать, он - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. (Лёня Голиков) В занятом немцами селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. Вел собственную маленькую войну: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры немцев. (Валя Котик) Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие - две гранаты, с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними. (Марат Казей)

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Вернемся к нашим задачам: Какую задачу вам удалось решить? Прикрепите свои полоски. Прокомментируйте свой выбор. Сегодня я узнал... Мне было интересно... Меня удивило...

Один немецкий солдат сказал: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у

них сражаются и погибают как герои». Я вам желаю ребята мирного неба над головой и никогда не видеть войны. Исполнение песни.

© 2010-2022