- Преподавателю
- Начальные классы
- Формы и способы организации проектной деятельности
Формы и способы организации проектной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Воронина Е.В. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формы и способы организации проектной деятельности
Метод проектов находит все большее распространение в системах образования разных стран. Причины лежат не только в сфере педагогики, но и в сфере социальной:
·необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
·актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);
·значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Исследователь Н.М. Конышева считает, что проект - это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация, в состав которого входит:
формулирование цели (что и почему надо сделать),
разработка или выбор путей выполнения проекта, слайд 1
работа над проектом,
оформление результатов,
обсуждение результатов работы.
Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Проект может быть индивидуальным, но обычно является результатом совместных действий. При работе над проектом учитель выполняет следующие функции: помогает учащимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников.
Можно приготовить памятки начинающему исследователю Слайд 2
Необходимо соблюдать правила работы в группе Слайд 3
Чтобы проектная деятельность действительно достигла своей цели нужно качественная подготовка. В 4 классе я проводила урок в рамках Дня открытых дверей, тема которого « Как Московская Русь стала Российской империей. Пётр 1» ( слайд 4 ,5 ). Ребятам было предложено поработать в группах т.к. тема очень объёмная и часто на уроках окружающего мира проводила уроки организуя работу в группах где каждая группа имела свою тему и, отработав с ней представляла полученные знания другим группам. Практика показала , что хорошо удаётся такая работа , если заранее ребят делишь на группы и выбираешь командира с которым дополнительно занимаешься и учишь организовывать работу в группе.(как распределить роли, помогала выявить лучшие кандидатуры на ту или иную роль, как оформить свою информацию на бумаге, создать опорную схему, кому раздать стихи для лучшего оформления работы)
Ребята работали в 3 группах . вопросы были отобраны заранее и обсуждались с командирами.( Слайд 6, 7 , 8)
Для работы были указаны страницы учебника, ребята принесли на урок энциклопедии, толковые словари, я раздала распечатки статей . в которых тоже можно было найти нужную информацию, были выданы опорные слова для того, чтобы оформить свои мысли на бумаге в виде опорной таблицы, чтобы для других групп было понятнее и легче воспринимать информацию.
1 группа Личность Петра Первого 1. Каким был Петр 1 и почему его называли царем-плотником? 2. Что отличало Петра от других царей? -узнать каким было детство Петра; -когда он стал царем?;
-чем Петр отличался от других царей?
2 группа : «Что такое империя?». Проблемные вопросы: 1. Что такое империя? 2. Кто такой император? 3. Какие особенности имеет империя?
Когда основан Петербург ?
Какое событие произошло в1721 году?
3 группа «Что изменилось за время правления Петра 1 ?» Проблемные вопросы: 1. Какие изменения произошли при Петре 1 в России? 2. Почему Петра Первого назвали Великим? 3. Откуда пошло выражение, что «прорубил окно в Европу»?
При изучении раздела «И кот учёный свои мне сказки говорил…» в 3 классе по литературному чтению будет интересен исследовательский проект «По следам героев сказок». В ходе работы над проектом дети изучают и систематизируют имеющиеся сведения о героях различных сказок, их характерах и повадках. На этапе защиты проекта дети могут сочинить свою сказку, используя известных героев изученных на уроках произведений.
Интересен ребятам мини-проект по произведениям какого-либо автора, например, «У Лукоморья» (по произведениям А. С. Пушкина). Работая в группах на уроке, учащиеся готовят выступление о творчестве писателя.
Очень актуален для младших школьников творческий проект «Сценарий мультфильма» по изученному произведению. На этапе подготовке дети выполняют рисунки-кадры будущего мультфильма. Для озвучивания фильма, составленного из заранее подготовленных кадров, осуществляется работа над выразительностью чтения.
Другой пример творческого проекта - это инсценировка фрагмента или всего произведения. Данный проект требует большой подготовительной работы.
На уроках русского языка возможны мини-проекты, когда учащиеся в группах составляют тесты, кроссворды, загадки по какой-либо изученной теме. Далее эти тесты или кроссворды предлагаются для всеобщего решения.
В рамках изучения темы по русскому языку «Имена собственные» может быть реализован индивидуальный проект «Моя фамилия». В ходе работы над проектом учащиеся проводят исследовательскую работу по происхождению их собственной фамилии. Расспрашивают родных и близких, используют различные источники информации, делают свои выводы и заключения. Научная информация, которая преподносится на уроках, превращается в прочные знания, если она «пропущена» через свой жизненный опыт.
Творческий мини-проект на уроках русского языка по написанию сочинений в группах может очень понравится учащимся. Ведь «Один ум - хорошо, а два - лучше». Сочинение для учащихся начальной школы - задача не из лёгких. Работая над ним в группе, школьники совместно учатся различным видам речевой деятельности. Продуктом такой деятельности может стать сборник сочинений ребят класса по той или иной теме.
При изучении темы по русскому языку «Слова с удвоенной согласной» возможна реализация проекта средней продолжительности «Мой словарик». По ходу работы над темой дети создают свой словарик со словами с удвоенной согласной. На презентационном этапе работы над проектом дети рекламируют свой словарик как самый красивый (оформление словарика), самый грамотный (безошибочность), а также самый наполненный (количество слов с изученной орфограммой).
Пример: Проект «Разведка осенних примет». Проект может реализовываться на разных возрастных ступеньках. Данный проект ориентирован на детей 1 класса. Цель данного проекта: узнать, наступила ли осень - не по календарю, а в природе. Цель конкретизируется: провести разведку осенних примет. Проект реализуется в игровой форме - играем в разведчиков. Составляется карта разведки. 1-ый этап маршрута. Сбор информации о приметах осени: -«Копилка народной мудрости»; -«Советы взрослых»; -«Школьный учебник»; -«По страницам книг и журналов». Старт представляет собой конкурсную программу: 1. Конкурс стихов об осени; 2.Конкурс художников (нарисовать осенний пейзаж); 3.Конкурс «Одень прохожих» ( из предложенной одежды - в рисунках- необходимо отобрать наиболее подходящую для осени); 4. «Копилка народной мудрости» (конкурс знатоков народных примет). 5. «Осенняя мелодия» (исполнение песен об осени). Конкурсная программа заканчивается, им вручаются маршрутные листы. Второй этап - путешествие по намеченному маршруту: 1-я остановка «Облака» (наблюдение за небом); 2-я остановка «Вода» (наблюдение за водоёмом); 3-я остановка «Цветы» (наблюдение за цветами, сбор семян); 4-я остановка « Плодовый сад» (созревшее яблоко или другой фрукт); 5-я остановка «Полянка: насекомые»; 6-я остановка «В гостях у пернатых»; 7-я остановка «Сбор урожая» и т.д.
При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали «разведчики». По окончании разведки дети оформляют свои «донесения» в форме газет с рисунками