- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукоянова Н.П. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Леньковская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор
_____________Сорокина М.А.
Приказ № 121-о_от 30.08.2014
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
__________А.А. Лисовская
«Рассмотрено»
На ШМО учителей начальных классов
Руководитель
____________ В.П. Бизяева
Протокол №1 от 30.08.2014
Рабочая программа
по окружающему миру
(Автор: Плешаков А.А.)
3 класс
УМК «Школа России»
учителя Лукояновой Натальи Петровны
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Место предмета в базисном учебном плане В рабочей программе общее число часов 270, из них в 3 классе- 68 часов. Количество часов рабочей программы соответствует учебному плану. В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы.
Результаты изучения курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- человек - часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Темы учебного курса
1 «Как устроен мир»
6
6
2 «Эта удивительная природа»
18
18
3 «Мы и наше здоровье»
10
10
4 «Наша безопасность»
7
7
5 «Чему учит экономика»
12
12
6 «Путешествия по городам и странам»
15
15
68
68
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса, 2 часа в неделю, всего 68 часов Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс. - М.: Просвещение, 2013 Программа: Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Планируемые результаты
Дата
Примечание
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
по плану
факт.
Раздел 1. Как устроен мир (6 ч)
1
Знакомство с учебником.
1
Формирование личного отношения к окружающему миру; формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос
взаимосвязь природы и человека способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке
2
Человек - разумное существо
1
3
Общество. Народы мира
1
4
Проект «Богатства, отданные людям»
1
5
Мир глазами эколога
1
6
Природа в опасности. Охрана природы
1
7
Обобщение и систематизация изученного материала
1
Раздел 2. Эта удивительная природа (22 ч)
8
Тела, вещества, частицы
1 формирование образа Я, тесно связанного с миром природы, культуры окружающих людей Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы
Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми
9
Разнообразие веществ
1
10
Воздух и его охрана
1
11
Вода и жизнь. Свойства воды
1
12
Превращения и круговорот воды
1
13
Берегите воду! Меры по охране воды
1
14
Что такое почва?
1
15
Разнообразие растений
1
16
Солнце, растения и мы с вами
1
17
Размножение и развитие растений
1
18
Охрана растений
1
19
Разнообразие животных
1
20
Кто что ест? Цепи питания
1
21
Проект «Разнообразие природы родного края»
1
22
Размножение и развитие животных
1
23
Охрана животных
1
24
В царстве грибов
1
25
Великий круговорот жизни
1
26
Обобщение, повторение и систематизация изученного материала
1
Раздел 3. Мы и наше здоровье (9 ч)
27
Организм человека.
1
конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире
Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья
отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре
28
Органы чувств
1
29
Надёжная защита организма
1
30
Опора тела и движение
1
31
Наше питание
1
32
Проект «Школа кулинаров»
1
33
Дыхание и кровообращение
1
34
Умей предупреждать болезни
35
Здоровый образ жизни
1
36
Обобщение, повторение и систематизация изученного материала. Проверка знаний и умений
1
Раздел 4. Наша безопасность (8 ч)
37
Огонь, вода и газ
1
усвоение действий
при пожаре, аварии водопровода и т.д.
усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности
умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения
усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д
-уметь слаженно действовать в ситуациях опасности; установка на безопасный, здоровый образ жизни.
38
Чтобы путь был счастливым
1
39
Дорожные знаки
40
Проект «Кто нас защищает»
1
41
Опасные места
1
42
Природа и наша безопасность
1
43
Экологическая безопасность
1
44
Обобщение знаний по теме
1
Раздел 5. Чему учит экономика (12 ч)
45
Для чего нужна экономика
1 понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике
умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье
формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке
46
Природные богатства и труд людей - основа экономики
1
47
Полезные ископаемые
1
48
Растениеводство
1
49
Животноводство
1
50
Какая бывает промышленность
1
51 Проект «Экономика родного края»
1
52
Что такое деньги?
1
53
Государственный бюджет
1
54
Семейный бюджет
1
55
Экономика и экология
1
56
Обобщение и систематизация знаний. Проверка знаний и умений
1
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (12 ч)
57-59
Золотое кольцо России
3
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,
умение самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему
конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно-
стях
формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности
60
Проект «Мир путешествий»
1
61
Наши ближайшие соседи
62
На севере Европы
1
63
Что такое Бенилюкс?
1
64
В центре Европы
1
65
По Франции и Великобритании
1
66
На юге Европы
1
67
По знаменитым местам мира
1
68
Обобщение и систематизация знаний. Проверка знаний и умений
1