- Преподавателю
- Начальные классы
- Приемы коррекционной работы на уроках чтения в 3 классе специальной, коррекционной школы 8 вида
Приемы коррекционной работы на уроках чтения в 3 классе специальной, коррекционной школы 8 вида
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тешкина П.Ю. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад по теме
«Приёмы коррекционной работы на уроках чтения в начальных классах специальной (коррекционной) школы YШ вида»
(выступление на методическом объединении)
Тешкина П.Ю.
04.06.15 г.
Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов. Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:
- Беглость
- Правильность
- Выразительность
- Осознанность
Приемы работы по формированию беглого чтения:
- многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям)
- чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
- речевая разминка
- замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
- пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
- добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).
- Многократность прочтения текста со сменой заданий:
- чтение по заданию;
- эстафета цепочкой;
- выборочное чтение;
- чтение по ролям (с 3-го класса).
- Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
- Использование различных игровых приемов:
- игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели);
- игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
- игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).
- Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:
- отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
- хоровое чтение;
- чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);
- Дети завтра пойдут в кино.
- Дети завтра пойдут в кино.
- Дети завтра пойдут в кино.
- Дети завтра пойдут в кино.
- Доброе братство | лучше богатства.
- Один в поле | не воин.
- Согласье | крепче каменных стен.
- Одна пчела | не много меду натаскает.
ключ - родник
воин - солдат, боец
зябнуть - стынуть, мерзнуть
забор - изгородь, плетень
стеречь - охранять, караулить, сторожить
храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Веселый - грустный (рассказ).
Веселое - грустное (выражение лица).
Веселый - скучный (день). Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста. а) Найди ошибку. У котенка белая лапки Дедушке Ване семь лет Я вчера буду купаться Мы завтра были на даче Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом
Список используемой литературы.
1. Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждения 8 вида. ПОдготов. 1-4 классы (под редакцией В. В. Воронковой). М. : Просвещение. 2013 г. 2. Г.И. Данилкина «Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе». 3. Л.И. Рудченко «Обучению чтению в специальных классах». 4. Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка начальных классов». 5. М.И. Оморокова «Преодоление трудностей». 6. М.И. Оморокова «Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения»
9