Конспект урока окружающего мира Лесные опасности (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цель урока: Выяснить, какие опасности нас могут подстерегать в лесу, закрепить понятия « съедобные и несъедобные грибы и ягоды», обеспечить усвоение учащимися детей правила поведения, если рядом жалящие насекомые (пчёлы, осы, шмели); содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся, помочь учащимся осознать личностную значимость нового материала, развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности; способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитание культурного поведения в лесу. Оборудование: Учебник "Окружающий мир" 2 класс, А.А.Плешаков. Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point. Знаки к памятке «Чтобы не было пожара» Набор карточек(названия продуктов питания, названия одежды, обуви), аптечка Наборы карточек для работы в группах (ягоды и грибы), маленькие детские плетёные корзинки Карточки с нарисованными окошками для рефлексии деятельности. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Ход урока: 1. Организационный момент. (задача учителя: создать положительный настрой на урок) - Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу. Всё у нас получится, в добрый час! 2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.(задача: актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках) - Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (Здоровье и безопасность) - Вот уже несколько уроков мы узнаём правила безопасности, которые учат нас правильному поведению на улице, в доме. Перед нами, ребята, условные знаки к памятке «Чтобы не было пожара», которые вы нарисовали дома. Давайте сейчас с помощью знаков повторим правила противопожарной безопасности. (Учитель показывает знак, дети называют правила) Доп. вопрос: Как нужно вести, если пожар всё-таки возник? ( как только вспыхнул пожар, нужно звать взрослых. Они могут погасить огнь, набросив на пламя одеяло, могут залить водой, засыпать песком. Если пламя не удаётся сразу погасить, надо выбегать на улицу. Нужно вызвать пожарных по телефону 01. При этом надо чётко сказать, по какому адресу пожар) 3. . Целеполагание - Итак, мы повторили, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы было уютно и безопасно жить в своей квартире. (Слайд №1) 3.1.Создание мотивации на изучение новой темы. (задача учителя: заинтересовать детей, подвести к самостоятельной формулировке цели данного урока) Но ведь мы находимся не только в доме, школе, на улице. Есть ещё много мест в окружающем нас мире, куда мы любим ходить. Скажите, где вы любите проводить время летом? (мнения детей) Отгадайте загадку и узнайте, куда мы сегодня с вами отправимся. Загадка про лес - Сегодня мы отправляемся путешествовать в лес. Лес - это замечательный уголок природы, где можно отдохнуть от суеты города, послушать звуки леса, ведь музыка леса действует на людей лучше самого благотворного лекарства. Давайте представим, что сейчас лето. . Сегодня мы не только полюбуемся дарами леса, послушаем его музыку. Наша прогулка имеет ещё одну важную цель, помогите мне её сформулировать, для этого вспомните, как называется раздел учебника. (дети высказывают идеи, цель: выяснить опасности, которые подстерегают нас в лесу.) Скажите, зачем нам это нужно знать? Давайте подготовимся к нашей небольшой прогулке. Нам надо продумать, какие продукты, медикаменты возьмём с собой, как лучше одеться. 3.2..Работа в группах. (задача: формировать учебные умения работать в группе, развивать мыслительные операции: сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать внимание и кругозор) А сейчас мы разделимся на группы и для каждой группы будет своё задание. Первая группа должна выбрать из предложенных только те продукты, которые пригодятся нам во время путешествия (хлеб, сыр, варёные яйца, варёный картофель, мытые свежие овощи (помидор, огурец), фрукты (яблоки, бананы, чай в термосе, варёная колбаса, свежая свекла.) Вторая группа должна из представленных предметов выбрать те, которые могут пригодиться на прогулке ( бинт, вата, носовой платочек, перекись водорода, йод, лейкопластырь, чистая вода, тонометр, шампунь) Третья группа должна приготовить одежду для прогулки (футболка, шерстяные носки, футболка с длинными рукавами, спорт. брюки, спорт. обувь, панама, лёгкая куртка.) Учитель даёт карточки, дети вспоминают основные правила работы в группах. Выступление первой группы. Предполагаемый ответ: раз мы идём на прогулку на несколько часов, то не будем разводить костёр и готовить еду, поэтому нам нужно взять немного продуктов, которые за это время не испортятся - А что лучше всего утоляет жажду? (мнения детей) - Оказывается лучше всего её утоляет чай, причём не обычный, а зелёный. А ещё минеральная вода. А вот « Фанта», « Спрайт» очень плохо утоляет жажду. Выступление второй группы. Предполагаемый ответ: Нужно взять бинт, вату, перекись водорода, йод, пластырь, чистую воду, носовой платок) Учитель: Во время прогулки нам может понадобиться медицинская помощь. Как обработать ссадину? (мнения детей) Вывод: промыть водой, обработать перекисью водорода, смазать зелёнкой, заклеить пластырем) Выступление третьей группы. Предполагаемый ответ: нужно надеть футболку с длинными рукавами, спорт. брюки, спорт. обувь, панаму, лёгкую куртку). Дети объясняют, почему они так считают. Учитель: Отправляемся в путь. 4Физкультминутка. Мы входим с вами в лес (Марш) Сколько здесь вокруг чудес! (удивляемся, разводим руки в стороны) Посмотрели вправо, влево (повороты вправо, влево) Наклонились и присели. Заниматься тихо сели. Звучит музыка , слайд №1-3 5. Работа по новой теме. Ягоды.(задача учителя: закрепить понятия « съедобные и несъедобные ягоды», познакомить с ядовитыми растениями - вороний глаз, волчье лыко) Что удивительного можно увидеть в лесу? (Ответы детей) А какие лесные ягоды можно есть, они съедобны, более того, очень полезны? (мнение детей: черника, земляника, малина) Показ слайдов про эти ягоды.(слайды 5-7) Учитель говорит, что эти лесные ягодки очень полезны для здоровья. В лесу много растений, которые могут вызвать ожоги или отравления, они опасны для человека. Два ученика (подготовленные сообщения) рассказывают о ядовитых растениях (волчье лыко, вороний глаз) - слайды 8-12 Учитель про волчье лыко: Действительно, ребята, животные предпочитают не трогать это растение. Например, зайцы. Они, как известно, любят объедать кору многих деревьев и кустарников, но никогда не кормятся волчьим лыком. А вот птички склёвывают ягодки волчьего лыка без всякого вреда для себя. И пчёлы без вреда для себя и для мёда собирают сахаристый сок этого растения во время цветения ранней весной. - Что нужно делать, чтобы прогулка не была омрачена неприятностями.(мнение детей) Вывод. Не бери в рот незнакомые ягоды!!! В лесу в летнюю пору можно увидеть много грибов, собрать их в корзинку и принести домой. 6 Продолжение работы по новой теме Грибы. .(задача учителя: закрепить понятия « съедобные и несъедобные грибы», познакомить с ядовитыми грибами - мухомор и бледная поганка) Какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей) А есть грибы несъедобные, которые представляют опасность для человека.( 2 ученика рассказывают про мухомор и поганку) - слайды14-17 Учитель о поганке: Самый опасный гриб - бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления - головная боль, ухудшение зрения - проявляются только через 12 часов. За это время яд успевает очень сильно навредить организму 7Физкультминутка. Мы шагаем, мы шагаем Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко (ходьба на месте) На полянку мы выходим Много ягодок находим Земляника там видна, (имитация еды земляники) Мы едим её с куста. 8 Первичное закрепление нового материала Работа в группах (задача учителя: закрепить новый материал, формировать учебные умения работать в группе, развивать коммуникативную культуру учащихся) 1группа - даны разные ягоды на карточках, нужно собрать в корзинку только съедобные 2 группа даны разные грибы, нужно собрать только съедобные 3 группа - даны разные грибы и ягоды, нужно выбрать только съедобные Проверка - представитель группы выходит с корзинкой, рассказывает и показывает, что положили в корзинку, другой человек показывает , что не положили в корзинку. 8. Работа по теме урока. Насекомые.(задача учителя: научить детей правилам поведения, если рядом жалящие насекомые (пчёлы, осы, шмели); учить работать самостоятельно с учебником - сравнивать своё высказывание с текстом в учебнике) слайды 27-33 А каких насекомых можно увидеть в лесу? (мнения детей) Некоторых насекомых называют жалящими. Почему их так называют? (мнение детей) -Кого можно к ним отнести? (шмель, оса, пчела, слепень) Они не нападают на человека первыми, а кусают лишь для самозащиты. - Что нужно делать, когда тебя укусило жалящее насекомое? (мнения детей) (удалить жало, ранку обработать перекисью водорода, чтобы уменьшить боль, положить что то холодное.) Давайте попробуем сформулировать правила, которые помогут нам обезопасить себя от укуса жалящих насекомых. (ребята высказывают мнения) Затем учитель предлагает сверить свои высказывания с текстом учебника. Самостоятельная работа с информацией в учебнике. Правила!

  1. Не приближайся к пчелиным ульям, не делай вблизи них резких движений.
  2. Не разоряй осиные гнёзда.
  3. Если насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой форточку, подожди, когда оно улетит.
  4. Будьте осторожны, когда едите или пьёте сладкое.
Если мы будем соблюдать все эти простые правила, то наша прогулка в лес будет познавательной и запомнится всем очень надолго. Учитель: Вы познакомились с правилами в учебнике, скажите, какие из них вы не назвали ?
10Закрепление пройденного (тест). слайды 19-24 (задача этапа: закрепить новый материал, проверить степень усвоения нового материала) Сейчас вы с вами должны будем определить, насколько внимательны вы были на уроке. Проведём тест. Тест будет картинным. Вам нужно на листочке записать только букву под правильной, на ваш взгляд, картинкой или фотографией. 11Подведение итогов урока. Что новое для себя вы взяли сегодня из нашей прогулки? 12.Домашнее задание Приготовить сообщение о съедобных грибах, задание в тетради по теме « Лесные опасности»
12. Рефлексия.(оценивание своей деятельности) Перед вами карточка с окошками. Я хочу попросить вас закрасить окошки цветными карандашами. Если задание, которое я назову, вам понравилось, его было интересно выполнять, то закрасьте окошко зелёным цветом, а если было задание выполнять трудно и неинтересно, то давайте такое окошко закрасим … предложите мне сами любой цвет. (Пусть будет красный) Найдите 1 окошко - проверка д/з, 2 окошко - подготовка к лесной прогулке (работа в группах) 3 окошко - рассматривание опасных растений(ягод), слушание сообщений детей 4 окошко - рассматривание опасных грибов 5 окошко - игра «Собери в лукошко только съедобные грибы и ягоды» 6 окошко - Изучение правил поведения, если рядом находятся жалящие насекомые. 7 окошко - картинный тест По возможности, можно спрашивать у ребят, о том, какой этап урока будем в следующем окошке! Покажите мне карточки!. Спасибо за честность и откровенность. Мне было с вами интересно и приятно работать! Урок окончен. Спасибо за урок!





5

© 2010-2022