Разработка внеклассного занятия МОРОЗОВОЙ Л. В. , педагога дополнительного образования. Тема

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУ ДОД «Центр дополнительного образования» на базе МБОУ "Вознесенская средняя общеобразовательная школа" Савинский муниципальный район, Ивановская область.


Разработка внеклассного занятия



МОРОЗОВОЙ ЛИЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ, педагога дополнительного образования



Тема: "Компьютерные вирусы "

Цель урока:

  • Образовательная: дать понятие "компьютерный вирус"; рассмотреть различные классификации вирусов; изучить методы защиты от компьютерных вирусов; познакомиться с антивирусной программой «Антивирусная программа Касперского»;

  • Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.

  • Развивающая: развивать теоретическое, критическое, творческое, аналитическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • проектор, компьютеры, локальная сеть;

  • программное обеспечение: электронная презентация, программа Антивирусная программа Касперского;

  • опорный конспект, доска, мел.

Методы работы:

  • Словесный (беседа, изложение материала, опрос).

  • Наглядный (демонстрация учебного материала, презентация).

  • Игровой

  • Практическая работа.

После изучения данной темы учащиеся должны
Знать:

  • понятие "компьютерный вирус";

  • классификацию компьютерных вирусов;

  • основные источники вирусов;

  • признаки появления вируса;

  • способы предотвращения последствий вирусов.

Уметь:

  • проверять файлы и папки на вирус;

  • лечить зараженные вирусом файлы и папки;



Ход урока

(Слайд1) 1.Оргмомент.
На урок пришли вы в класс,

Настроенье, как у вас?

Вам сегодня предстоит

Много нового узнать,

На компьютере работать

На вопросы отвечать.

Приготовились? Тогда,

В добрый путь вам всем, друзья.

Ребята, подарим друг другу улыбку. Пусть такое настроение вас сопровождает весь урок.

Тема нашего занятия: «Компьютерные вирусы»

2. Информационная минутка

Сейчас мы с вами поговорим о болезнях. Скажите, ребята, а как распространяются болезни?
Ответы детей необходимо прокомментировать: через грязные руки (поэтому руки надо чаще мыть!) или по воздуху (помещение тоже необходимо проветривать!). Так вот, чаще всего разносчиками болезней являются микробы или вирусы.

  1. Вот и наш компьютер может заболеть. Вы, наверное, много уже слышали о компьютерных вирусах. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом и знаниями.

  2. Так что же представляет собой компьютерный вирус?

Основной вывод, который должен сделать учитель после ответов детей: компьютерный вирус - это программа. И распространяются, как правило, вирусы через программы на дисках. После запуска зараженной программы вирус может поразить и "здоровые" программы.

  1. Вирусы, как и все другие программы, создаются людьми, причем очень грамотными специалистами. И это тот случай, когда знания одних людей обращаются во вред другим людям. (Можно попросить высказаться детей о том, как они относятся к людям, которые создают программы-вирусы.)

  2. Чтобы излечиться от какой-либо болезни, вы принимаете лекарства. Как же пролечить компьютер от вирусов? Есть программы, которые следят за "здоровьем" наших компьютеров. Об этом мы тоже узнаем.

3. Изучение новой темы

  1. Понятие компьютерного вируса

  2. Пути проникновения вируса в компьютер.

3. Типы компьютерных вирусов.

4.Методы защиты от компьютерных вирусов (презентация к уроку «Компьютерные вирусы»).

5.Антивирусные программы и лечение зараженных дисков.

(Слайд2) Понятие компьютерного вируса Компьютерный вирус - это специально написанная небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (то есть заражать их), размножаться,а также выполнять различные вредные действия на компьютере.

(Слайд3)В результате заражения происходят следующие неполадки, которые являются признаками заражения компьютера:

  1. некоторые программы перестают работать или работают с ошибками;

  2. размер некоторых файлов и время их создания изменяются. В первую очередь это происходит с командным процессором, его размер увеличивается на величину размера вируса;

  3. на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются странные видео и звуковые эффекты;

  4. работа компьютера замедляется и уменьшается размер свободной оперативной памяти;

  5. некоторые файлы и диски оказываются испорченными (иногда необратимо, если вирус отформатирует диск);

  6. компьютер перестает загружаться с жесткого диска.

Зараженными также оказываются диски с завирусованного компьютера, и компьютеры, связанные с ним по сети. Кроме вирусов, деструктивными свойствами обладают троянские программы. Если вирус проникает в компьютер незаметно, то троянскую программу пользователь сам записывает на диск, полагая, что это полезная программа. Но при определенных условиях она может начать свою разрушительную работу.

Вопрос: могут ли вирусы появиться сами по себе?

Нет. Самозародиться вирусы не могут - это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей.

(Слайд4)Пути заражения компьютера вирусами:

  1. через зараженные диски;

  2. через компьютерную сеть.

Один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета - вирус "Чернобыль". Вирус активизируется 26 апреля, но модификации вируса могут принести вред и 26 числа каждого месяца. Он вывел из строя 45 млн. компьютеров во всем мире. Основная вирусная атака произошла 4 мая 2000 г. Вирус уничтожал графические .jpg и звуковые .mрЗ файлы. Материальный ущерб составил около 10 миллиардов $ (USD). В России ущерб был сравнительно невелик - около 1000 компьютеров.

(Слайд5)Типы вирусов:

Программные
(файловые)

Загрузочные

Макровирусы

Сетевые
вирусы

Это блоки программного кода, внедренные внутрь других прикладных программ. Вирусный код запускается при
запуске программы.

Вирусы, которые располагаются в служебных секторах носителей данных на (гибких и жестких дисках). Заражение происходит при загрузке данных с зараженного носителя.

Поражают документы, выполненные в некоторых прикладных программах (например, Word).
Заражение происходит при открытии файла документа в окне программы

Вирусы, обитающие в оперативной памяти компьютера и не могут располагаться на дискетках. На отдельных компьютерах, которые не соединены сетью, они существовать не могут

Вопрос: когда происходит заражение вирусом?

(Слайд6)Схема работы компьютерных вирусов:

  • Заражение (происходит при запуске инфицированной программы или при обращении к носителю, имеющему вредоносный код в системной области; обычно код вируса сначала поступает в оперативную память работающего компьютера, откуда он копируется на запоминающие устройства).

  • Размножение (происходит как серия последовательных заражений; в первую очередь поражаются файлы самой операционной системы, чем чаще срабатывает механизм, тем больше файлов поражается).

  • Атака (последняя фаза развития вируса; во время атаки вирус производит более или менее разрушительные действия и при этом непременно проявляет себя).

Вопрос: когда вы можете узнать, что в компьютере вирус?

Если есть антивирусная программа - она подаст сигнал при обнаружении, а если её нет - то только во время атаки вируса

(Слайд7)Методы борьбы с компьютерными вирусами:

  1. Резервное копирование всех программ, файлов и системных областей дисков на дискеты, чтобы можно было восстановить данные в случае вирусной атаки.

  2. Ограничение доступа к машине путем введения пароля.

  3. Использование только лицензионного программного обеспечения, а не пиратских копий, в которых могут находиться вирусы.

  4. Проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CD-ROM, так и по сети.

  5. Применение антивирусных программ и обновление их версий.

  6. Периодическая проверка компьютера на наличие вирусов при помощи антивирусных программ.

(Слайд8)Существуют программы- антивирусы. Эта программа знает о том ,как выглядит вирус, имеет в своей базе данных фрагменты программ-вирусов. При запуске антивирус ищет в файлах на вашем компьютере похожие фрагменты и, если находит, пытается провести процедуру лечения. Существуют также программы-мониторы, которые постоянно находятся в памяти компьютера и отслеживают все критические моменты и подозрительные действия. Но уповать на совершенство программ-антивирусов нельзя.

(Слайд9)Мы научимся использовать антивирусную программу «Антивирус Касперского» для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения. Но сначала немного отдохнём.

4. Физкультминутка (длительность -- 1 минута)

Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже - Руки за спину положим.

Голову поднимем выше. И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках Столько раз,

сколько пальцев На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять. Топаем ногами

Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем руками.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, дружно сели.

(Слайд10)5. Практическая работа: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Цель работы: научиться использовать антивирусную программу «Антивирус Касперского» для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения.
Задание: Проверить диск на наличие вирусов с использованием антивирусной программы.
Ход практической работы:

  1. Запустите программу Антивирус Касперского

  2. Поиск вирусов - выбрать проверяемый диск (Е, С или А)

  3. При обнаружении вирусов нажать кнопку Лечить все - Удалить

4. Просмотреть статистику

В заключение темы приведем два простых правила, соблюдая которые Вы легко предотвратите потерю ценной информации на случай сбоя или заражения машины вирусом:

(Слайд11) Правило №1. Создав любой новый файл (содержащий, например, текст, программу или рисунок), обязательно сразу скопируйте его на дискету.

Правило №2. Любую дискету, побывавшую на чужой машине, обязательно проверьте антивирусными программами с обновленными антивирусными базами.

Звучит музыка.

6. Сценка: Под грозную музыку входит Компьютерный вирус. На голове у него парик, закутан в черный плащ. На спине горб. Показывает детям, насколько он страшен. Появляется волшебница, останавливает его.

Волшебница: Здравствуйте, дети. Вы, наверное, гадаете, кто мы такие. Сейчас я объясню. Я волшебница страны Роботландии. А это злой Компьютерный вирус. Раньше в нашей Роботландской стране все было спокойно. Жители жили счастливо и мирно. Но однажды на нашу страну напал этот кровожадный Компьютерный вирус. Он заколдовал всех жителей страны. И теперь не запускается ни одна Роботландская программа. Поэтому я и здесь. Я верю в силу своей волшебной палочки. Но одной мне этого жестокого червяка не одолеть. Надеюсь на вашу помощь. Нам предстоят не простые испытания. Ребята, вы поможете мне?

Ребята: ДА!

Компьютерный вирус: Хе, хе, хе. Ничего у вас не получится. Никто не сможет вылечить ваши машинки и программки.

Волшебница: Это мы еще посмотрим. Ребята, давайте покажем этому Компьютерному вирусу какие вы умные, ловкие, смекалистые

Компьютерный вирус: Что ж, проверим, на что вы годитесь. Мое первое «вирус-задание». (Читает вопрос, дети отвечают...)

(Слайд12)Что такое компьютерный вирус?

  1. Прикладная программа.

  2. Системная программа.

  3. Программы, которые могут "размножаться" и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков и документы.

Компьютерный вирус: Ничего себе. Отгадали. Но рано радоваться, дальше будет сложнее. (Слайд13)Какова схема работы компьютерных вирусов?

а) заражение - размножение - атака

б) размножение - заражение - атака

в) атака - размножение - заражение

Волшебница: Так держать ребята! Вот видишь злобный, компьютерный червяк, даже твое волшебство можно разрушить. Ребята, наберитесь терпения. Мы обязательно одолеем его.

Компьютерный вирус: Сейчас посмотрим. Заражение вирусом происходит при:

(Слайд14)а) загрузке операционной системы

б) включении питания

в) запуске инфицированной программы или при обращении к носителю, имеющему вредоносный код в системной области

Волшебница: Ну что, злодей, посмотри. дети правильно ответили.

Компьютерный вирус: Вижу, что вы ребята - не промах. Но я так этого не оставлю. Заколдую-ка я ваши головы. Не пройти вам следующего испытания. Вытаскивает водяной пистолет и делает вид, что брызгает ребят, бегая по классу. Ха-ха-ха-ха. Вот я вам!

Волшебница: Ах, ты старый колдун, рано радуешься. Ребята, готовы ли вы к испытанияю? Ребята: ДА!

Компьютерный вирус: сейчас проверим: Удаление вируса называется

(Слайд15)а) атакой

б) лечением

в) обеззараживанием

Ну и ну. Они справляются.

Волшебница: Ребята! Вы такие молодцы! Никакие вирусы вам не страшны. Вы победили. Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями. Пожелаем им здоровья, чтобы никакие вирусы им не были страшны, как и вам.

7.Подведение итогов занятия. Вопросы учащимся:

1.что нового вы узнали сегодня на уроке?

2.это может вам пригодиться в будущем?

3.Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?

(Слайд16)Спасибо вам, ребята, за работу. До свидания.

© 2010-2022