- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка внеклассного занятия МОРОЗОВОЙ Л. В. , педагога дополнительного образования. Тема
Разработка внеклассного занятия МОРОЗОВОЙ Л. В. , педагога дополнительного образования. Тема
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова Л.В. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУ ДОД «Центр дополнительного образования» на базе МБОУ "Вознесенская средняя общеобразовательная школа" Савинский муниципальный район, Ивановская область.
Разработка внеклассного занятия
МОРОЗОВОЙ ЛИЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ, педагога дополнительного образования
Тема: "Компьютерные вирусы "
Цель урока:
-
Образовательная: дать понятие "компьютерный вирус"; рассмотреть различные классификации вирусов; изучить методы защиты от компьютерных вирусов; познакомиться с антивирусной программой «Антивирусная программа Касперского»;
-
Воспитательная: воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению; умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ.
-
Развивающая: развивать теоретическое, критическое, творческое, аналитическое мышление.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение и методическое обеспечение урока:
-
проектор, компьютеры, локальная сеть;
-
программное обеспечение: электронная презентация, программа Антивирусная программа Касперского;
-
опорный конспект, доска, мел.
Методы работы:
-
Словесный (беседа, изложение материала, опрос).
-
Наглядный (демонстрация учебного материала, презентация).
-
Игровой
-
Практическая работа.
После изучения данной темы учащиеся должны
Знать:
-
понятие "компьютерный вирус";
-
классификацию компьютерных вирусов;
-
основные источники вирусов;
-
признаки появления вируса;
-
способы предотвращения последствий вирусов.
Уметь:
-
проверять файлы и папки на вирус;
-
лечить зараженные вирусом файлы и папки;
Ход урока
(Слайд1) 1.Оргмомент.
На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит
Много нового узнать,
На компьютере работать
На вопросы отвечать.
Приготовились? Тогда,
В добрый путь вам всем, друзья.
Ребята, подарим друг другу улыбку. Пусть такое настроение вас сопровождает весь урок.
Тема нашего занятия: «Компьютерные вирусы»
2. Информационная минутка
Сейчас мы с вами поговорим о болезнях. Скажите, ребята, а как распространяются болезни?
Ответы детей необходимо прокомментировать: через грязные руки (поэтому руки надо чаще мыть!) или по воздуху (помещение тоже необходимо проветривать!). Так вот, чаще всего разносчиками болезней являются микробы или вирусы.
-
Вот и наш компьютер может заболеть. Вы, наверное, много уже слышали о компьютерных вирусах. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом и знаниями.
-
Так что же представляет собой компьютерный вирус?
Основной вывод, который должен сделать учитель после ответов детей: компьютерный вирус - это программа. И распространяются, как правило, вирусы через программы на дисках. После запуска зараженной программы вирус может поразить и "здоровые" программы.
-
Вирусы, как и все другие программы, создаются людьми, причем очень грамотными специалистами. И это тот случай, когда знания одних людей обращаются во вред другим людям. (Можно попросить высказаться детей о том, как они относятся к людям, которые создают программы-вирусы.)
-
Чтобы излечиться от какой-либо болезни, вы принимаете лекарства. Как же пролечить компьютер от вирусов? Есть программы, которые следят за "здоровьем" наших компьютеров. Об этом мы тоже узнаем.
3. Изучение новой темы
-
Понятие компьютерного вируса
-
Пути проникновения вируса в компьютер.
3. Типы компьютерных вирусов.
4.Методы защиты от компьютерных вирусов (презентация к уроку «Компьютерные вирусы»).
5.Антивирусные программы и лечение зараженных дисков.
(Слайд2) Понятие компьютерного вируса Компьютерный вирус - это специально написанная небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (то есть заражать их), размножаться,а также выполнять различные вредные действия на компьютере.
(Слайд3)В результате заражения происходят следующие неполадки, которые являются признаками заражения компьютера:
-
некоторые программы перестают работать или работают с ошибками;
-
размер некоторых файлов и время их создания изменяются. В первую очередь это происходит с командным процессором, его размер увеличивается на величину размера вируса;
-
на экран выводятся посторонние символы и сообщения, появляются странные видео и звуковые эффекты;
-
работа компьютера замедляется и уменьшается размер свободной оперативной памяти;
-
некоторые файлы и диски оказываются испорченными (иногда необратимо, если вирус отформатирует диск);
-
компьютер перестает загружаться с жесткого диска.
Зараженными также оказываются диски с завирусованного компьютера, и компьютеры, связанные с ним по сети. Кроме вирусов, деструктивными свойствами обладают троянские программы. Если вирус проникает в компьютер незаметно, то троянскую программу пользователь сам записывает на диск, полагая, что это полезная программа. Но при определенных условиях она может начать свою разрушительную работу.
Вопрос: могут ли вирусы появиться сами по себе?
Нет. Самозародиться вирусы не могут - это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей.
(Слайд4)Пути заражения компьютера вирусами:
-
через зараженные диски;
-
через компьютерную сеть.
Один из самых опасных из всех известных вирусов из Интернета - вирус "Чернобыль". Вирус активизируется 26 апреля, но модификации вируса могут принести вред и 26 числа каждого месяца. Он вывел из строя 45 млн. компьютеров во всем мире. Основная вирусная атака произошла 4 мая 2000 г. Вирус уничтожал графические .jpg и звуковые .mрЗ файлы. Материальный ущерб составил около 10 миллиардов $ (USD). В России ущерб был сравнительно невелик - около 1000 компьютеров.
(Слайд5)Типы вирусов:
Программные
(файловые)
Загрузочные
Макровирусы
Сетевые
вирусы
Это блоки программного кода, внедренные внутрь других прикладных программ. Вирусный код запускается при
запуске программы.
Вирусы, которые располагаются в служебных секторах носителей данных на (гибких и жестких дисках). Заражение происходит при загрузке данных с зараженного носителя.
Поражают документы, выполненные в некоторых прикладных программах (например, Word).
Заражение происходит при открытии файла документа в окне программы
Вирусы, обитающие в оперативной памяти компьютера и не могут располагаться на дискетках. На отдельных компьютерах, которые не соединены сетью, они существовать не могут
Вопрос: когда происходит заражение вирусом?
(Слайд6)Схема работы компьютерных вирусов:
-
Заражение (происходит при запуске инфицированной программы или при обращении к носителю, имеющему вредоносный код в системной области; обычно код вируса сначала поступает в оперативную память работающего компьютера, откуда он копируется на запоминающие устройства).
-
Размножение (происходит как серия последовательных заражений; в первую очередь поражаются файлы самой операционной системы, чем чаще срабатывает механизм, тем больше файлов поражается).
-
Атака (последняя фаза развития вируса; во время атаки вирус производит более или менее разрушительные действия и при этом непременно проявляет себя).
Вопрос: когда вы можете узнать, что в компьютере вирус?
Если есть антивирусная программа - она подаст сигнал при обнаружении, а если её нет - то только во время атаки вируса
(Слайд7)Методы борьбы с компьютерными вирусами:
-
Резервное копирование всех программ, файлов и системных областей дисков на дискеты, чтобы можно было восстановить данные в случае вирусной атаки.
-
Ограничение доступа к машине путем введения пароля.
-
Использование только лицензионного программного обеспечения, а не пиратских копий, в которых могут находиться вирусы.
-
Проверка всей поступающей извне информации на вирусы, как на дискетах, CD-ROM, так и по сети.
-
Применение антивирусных программ и обновление их версий.
-
Периодическая проверка компьютера на наличие вирусов при помощи антивирусных программ.
(Слайд8)Существуют программы- антивирусы. Эта программа знает о том ,как выглядит вирус, имеет в своей базе данных фрагменты программ-вирусов. При запуске антивирус ищет в файлах на вашем компьютере похожие фрагменты и, если находит, пытается провести процедуру лечения. Существуют также программы-мониторы, которые постоянно находятся в памяти компьютера и отслеживают все критические моменты и подозрительные действия. Но уповать на совершенство программ-антивирусов нельзя.
(Слайд9)Мы научимся использовать антивирусную программу «Антивирус Касперского» для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения. Но сначала немного отдохнём.
4. Физкультминутка (длительность -- 1 минута)
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже - Руки за спину положим.
Голову поднимем выше. И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках Столько раз,
сколько пальцев На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять. Топаем ногами
Раз, два, три, четыре, пять. Хлопаем руками.
Друг на друга посмотрели, улыбнулись, дружно сели.
(Слайд10)5. Практическая работа: «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Цель работы: научиться использовать антивирусную программу «Антивирус Касперского» для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения.
Задание: Проверить диск на наличие вирусов с использованием антивирусной программы.
Ход практической работы:
-
Запустите программу Антивирус Касперского
-
Поиск вирусов - выбрать проверяемый диск (Е, С или А)
-
При обнаружении вирусов нажать кнопку Лечить все - Удалить
4. Просмотреть статистику
В заключение темы приведем два простых правила, соблюдая которые Вы легко предотвратите потерю ценной информации на случай сбоя или заражения машины вирусом:
(Слайд11) Правило №1. Создав любой новый файл (содержащий, например, текст, программу или рисунок), обязательно сразу скопируйте его на дискету.
Правило №2. Любую дискету, побывавшую на чужой машине, обязательно проверьте антивирусными программами с обновленными антивирусными базами.
Звучит музыка.
6. Сценка: Под грозную музыку входит Компьютерный вирус. На голове у него парик, закутан в черный плащ. На спине горб. Показывает детям, насколько он страшен. Появляется волшебница, останавливает его.
Волшебница: Здравствуйте, дети. Вы, наверное, гадаете, кто мы такие. Сейчас я объясню. Я волшебница страны Роботландии. А это злой Компьютерный вирус. Раньше в нашей Роботландской стране все было спокойно. Жители жили счастливо и мирно. Но однажды на нашу страну напал этот кровожадный Компьютерный вирус. Он заколдовал всех жителей страны. И теперь не запускается ни одна Роботландская программа. Поэтому я и здесь. Я верю в силу своей волшебной палочки. Но одной мне этого жестокого червяка не одолеть. Надеюсь на вашу помощь. Нам предстоят не простые испытания. Ребята, вы поможете мне?
Ребята: ДА!
Компьютерный вирус: Хе, хе, хе. Ничего у вас не получится. Никто не сможет вылечить ваши машинки и программки.
Волшебница: Это мы еще посмотрим. Ребята, давайте покажем этому Компьютерному вирусу какие вы умные, ловкие, смекалистые
Компьютерный вирус: Что ж, проверим, на что вы годитесь. Мое первое «вирус-задание». (Читает вопрос, дети отвечают...)
(Слайд12)Что такое компьютерный вирус?
-
Прикладная программа.
-
Системная программа.
-
Программы, которые могут "размножаться" и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков и документы.
Компьютерный вирус: Ничего себе. Отгадали. Но рано радоваться, дальше будет сложнее. (Слайд13)Какова схема работы компьютерных вирусов?
а) заражение - размножение - атака
б) размножение - заражение - атака
в) атака - размножение - заражение
Волшебница: Так держать ребята! Вот видишь злобный, компьютерный червяк, даже твое волшебство можно разрушить. Ребята, наберитесь терпения. Мы обязательно одолеем его.
Компьютерный вирус: Сейчас посмотрим. Заражение вирусом происходит при:
(Слайд14)а) загрузке операционной системы
б) включении питания
в) запуске инфицированной программы или при обращении к носителю, имеющему вредоносный код в системной области
Волшебница: Ну что, злодей, посмотри. дети правильно ответили.
Компьютерный вирус: Вижу, что вы ребята - не промах. Но я так этого не оставлю. Заколдую-ка я ваши головы. Не пройти вам следующего испытания. Вытаскивает водяной пистолет и делает вид, что брызгает ребят, бегая по классу. Ха-ха-ха-ха. Вот я вам!
Волшебница: Ах, ты старый колдун, рано радуешься. Ребята, готовы ли вы к испытанияю? Ребята: ДА!
Компьютерный вирус: сейчас проверим: Удаление вируса называется
(Слайд15)а) атакой
б) лечением
в) обеззараживанием
Ну и ну. Они справляются.
Волшебница: Ребята! Вы такие молодцы! Никакие вирусы вам не страшны. Вы победили. Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями. Пожелаем им здоровья, чтобы никакие вирусы им не были страшны, как и вам.
7.Подведение итогов занятия. Вопросы учащимся:
1.что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.это может вам пригодиться в будущем?
3.Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?
(Слайд16)Спасибо вам, ребята, за работу. До свидания.