- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 1 классе «Заглавная буква Б в именах собственных»
Урок литературного чтения в 1 классе «Заглавная буква Б в именах собственных»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чунихина Т.И. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Заглавная буква Б»
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы Б в именах собственных.
Задачи:
- Углубление знаний об именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
- Воспитание интереса к происхождению фамилий, людям, которые их носят; уважение к людям.
Планируемые результаты
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- Познавательные УУД - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
- Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Букварь», 1 кл./ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В.Пронина: изд.-М.: БАЛЛАС, 2011.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- Компьютер и компьютерная презентация «Заглавная буква Б»;
- Карточки «Мы выбираем книги», «Откуда произошли фамилии», «Образуй фамилии»;
- портреты писателей В.Бианки и М. Пришвина;
- выставка книг В.Бианки и М.Пришвина;
- пословицы «Хорошая книга ярче звёздочки светит», «Кто много читает, тот много знает»;
- картинки - смайлики в конвертиках;
- ёлочка на доске;
- буквы.
ХОД УРОКА
-
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет целый век.
- Ребята, сегодня у вас необычный урок чтения. На этом уроке с вами буду я, Татьяна Ивановна. А ваша учительница, Елена Николаевна, посидит в сторонке и порадуется за вас, за своих детей.
- Мы с вами, надеюсь, подружимся и останемся добрыми друзьями.
- Сядьте, ребята, поудобнее, потрите ладошки, вы почувствовали тепло? (Да) - Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
-
Самоопределение к деятельности.
Цель:
1) определить содержательные рамки урока (имена собственные);
2) согласовать тему и цель
- А начну я наш урок со стихотворения Евгения Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
-
Формулирование темы урока
- Откройте Азбуку на стр. 116. Рассмотрите её, вспомните моё стихотворение. Какова тема сегодняшнего урока? («Заглавная буква Б»)
СЛАЙД 1
2. Формулирование задач урока - Попробуйте предположить, чем будем заниматься, какие задания выполнять?
-
уточнить представления об именах собственных;
-
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
-
Речевая разминка
Цель:
1) повторить изученного о буквах и звуках;
2) подготовка речевого аппарата к чтению.
- Ребята, что вы делаете каждое утро, когда встаёте? (зарядку)
- А зачем делать зарядку?
- Вот и я вам сейчас предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную.
- Сделаем зарядку, чтобы подготовиться к чтению.
а) Ряд букв
- Перед вами буквенный ряд.
г п т с м л у о р и к в н ы д а
- Назовите буквы.
- Делаем вдох и на каждой четвёртой букве - выдох.
- Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос, а выдох делаем не восьмой букве.
(Перед этим над каждой 8 буквой поставить ! знак).
- Какие группы вы могли бы выделить? (Гласные и согласные)
- Назовите первую группу. - Назовите вторую группу.
- Что вы знаете о гласных?
- А что о согласных?
-
Актуализация темы
Цель:
1) закрепить знания о правописании заглавной буквы в фамилиях;
2) дать понятие о происхождении фамилий.
1. Работа в учебнике стр.114.
- Прочитайте первое слово в первом столбике. (Борис)
- Что это? (Имя)
- Прочитайте следующие два слова.
- Что это? (Фамилии)
- Что интересного заметили?
(Фамилии образовались от имён)
- Кому принадлежат эти фамилии?
(Мужчине и женщине)
2.О происхождении фамилий
- Ребята, у каждого из нас есть фамилия, она даётся нам при рождении. 350 лет назад появились первые фамилии. Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки: Владимировы, Москвины; некоторые говорят о профессии: Кузнецовы, Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать - Беляков. Или, если у человека была борода, его звали - Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства - Москвичев, Питерцев.
СЛАЙД 2
3. Игра «Следопыты» (работа в парах)
«Образуйте фамилии мужчин и женщин от слов» - Вам надо соединить стрелками слова и фамилии, которые от них образованы. «Откуда произошла фамилия?» - Вам, ребята надо подумать от чего произошли фамилии, можно написать. - Если возникнут проблемы и нужна моя помощь, поднимите руку. - Какая группа будет готова, возьмитесь за руки и поднимите их. - Определи заранее, кто будет отвечать.
4. Вывод - Как образуются фамилии? (От имён, от профессии, от местопроживания, от кличек, от названий животных)
V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».
Цель:
1) закрепить знания о написании имён собственных;
2) развивать познавательные способности.
Азбука стр. 114. 1. - Прочитайте имена и фамилии в третьем столбике. Как одним словом сказать, кто это? (И.Бунин, А.Блок, В.Берестов - поэты) 2. - Прочитайте слова в четвёртом столбике. - Кто такая Елена Благинина? (Поэтесса) - А кто такой Олег Басилашвили? (Он актёр театра и кино) - Кто такой Владимир Бородин? (Он композитор) - А чем занимается композитор? (Он сочиняет и записывает музыку)
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
3. - Прочитайте слова в следующих столбиках. - Что такое Башкортостан? (Это республика в составе России)
4. Вывод - Какие слова пишутся с заглавной буквы? (Имена, фамилии людей, географические названия)
- ФИЗМИНУТКА
Цель:
1) снятие утомляемости учащихся
2)повторение написания буквы б в словах.
Игра «Карлики - великаны»
- Как вы думаете, какие буквы называют за их размер «великанами», а какие - «карликовыми»? (заглавные - строчные)
- Я буду называть вам слова: если они пишутся с заглавной буквой - поднимаете руки вверх и хлопаете, если со строчной - приседаете.
- баран;
- Брянск;
- булочка;
- Брест;
- берёза;
- Барсик;
- Барбос
- белка.
VII. Работа с текстом «Мы выбираем книги» (технология продуктивного чтения)
Цель:
1) формирование правильной читательской деятельности.
2) развивать навыки чтения.
Азбука стр. 114 - читающие дети;
Текст на карточке - слабочитающие дети.
- Работа с текстом до чтения
2. Чтение с доски ключевых слов. Словарная работа.
- Библиотека
- Елена Борисовна
- Выставка
- Бианки
- Пришвин
- Библиотекарь
3.Чтение детьми текста (самостоятельно)
СЛАЙД 5
4. Работа с текстом - Читаем 1 пр. по листочку - Куда пришли дети после уроков? - А в каком классе учатся дети? (Три строчки диалога до слов.. «Елена Борисовна» читают дети по Азбуке) - Кто встретил ребят? Прочитайте 2 пр. по листочку. - Что было в библиотеке? - О чём были книги на выставке? (Две следующих строчки читают читающие дети по Азбуке) - Кто же писал книги о природе? Прочитайте 3 пр. по листочку. - Что долго делали дети? Продолжите чтение до слов… «поблагодарил Павлик». - Книгу какого автора попросил Павлик? - Сколько таких книг подобрала Павлику Елена Петровна? - Какие это книги? - Как Павлик поблагодарил Елену Петровну? Читаем следующие предложения. - С чем ушли первоклассники из библиотеки?
5. Работа с выставкой книг М.Пришвина и В. Бианки - О чём же писали М.Пришвин и В.Бианки? - Вот портреты этих писателей и несколько книг, которые они написали. - Если прочитаете эти книги, вы узнаете много интересного о природе.
VIII.Итог урока.
Цель:
1)закрепить в речи новые случаи употребления заглавной буквы в именах собственных:
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?
IX.Домашнее задание (творческое)
- Ребята, вас, наверное, заинтересовало, а откуда произошла ваша фамилия?
- Как вы можете это узнать? (Спросить у родителей, прочитать в других источниках: энциклопедии, интернете и т. Д.)
X.Рефлексия деятельности.
Цель:
-
оценить свою деятельность на уроке.
- Ребята, подходит к концу наш урок. Я довольна вами, вы меня не подвели. Спасибо вам и вашей учительнице!
- Скажите мне, пожалуйста, какой у нас приближается праздник? (Новый год)
- А какой же Новый год без ёлки?
Ёлка есть. А ей нужны украшения. У вас есть конвертики, а в них смайлики. Кому понравилось на уроке, кому было всё понятно - прикрепите весёлого смайлика. А кто грустил на уроке - тот грустного.
- Эта ёлка останется у вас на память о нашем уроке. А я хочу поставить под ёлку для каждого из вас подарки.
- Всего хорошего!
СЛАЙД 6.