Урок литературного чтения в 1 классе «Заглавная буква Б в именах собственных»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Заглавная буква Б»
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы Б в именах собственных.
Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание интереса к происхождению фамилий, людям, которые их носят; уважение к людям.

Планируемые результаты
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
  • Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления об именах собственных , закрепить знания о правописании заглавной буквы Б в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Букварь», 1 кл./ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В.Пронина: изд.-М.: БАЛЛАС, 2011.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
  • Компьютер и компьютерная презентация «Заглавная буква Б»;
  • Карточки «Мы выбираем книги», «Откуда произошли фамилии», «Образуй фамилии»;
  • портреты писателей В.Бианки и М. Пришвина;
  • выставка книг В.Бианки и М.Пришвина;
  • пословицы «Хорошая книга ярче звёздочки светит», «Кто много читает, тот много знает»;
  • картинки - смайлики в конвертиках;
  • ёлочка на доске;
  • буквы.

ХОД УРОКА



  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет целый век.

- Ребята, сегодня у вас необычный урок чтения. На этом уроке с вами буду я, Татьяна Ивановна. А ваша учительница, Елена Николаевна, посидит в сторонке и порадуется за вас, за своих детей.

- Мы с вами, надеюсь, подружимся и останемся добрыми друзьями.


- Сядьте, ребята, поудобнее, потрите ладошки, вы почувствовали тепло? (Да) - Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!


  1. Самоопределение к деятельности.

Цель:

1) определить содержательные рамки урока (имена собственные);

2) согласовать тему и цель

- А начну я наш урок со стихотворения Евгения Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!


  1. Формулирование темы урока

- Откройте Азбуку на стр. 116. Рассмотрите её, вспомните моё стихотворение. Какова тема сегодняшнего урока? («Заглавная буква Б»)

СЛАЙД 1


2. Формулирование задач урока - Попробуйте предположить, чем будем заниматься, какие задания выполнять?


  • уточнить представления об именах собственных;

  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

  1. Речевая разминка

Цель:

1) повторить изученного о буквах и звуках;

2) подготовка речевого аппарата к чтению.

- Ребята, что вы делаете каждое утро, когда встаёте? (зарядку)

- А зачем делать зарядку?

- Вот и я вам сейчас предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную.

- Сделаем зарядку, чтобы подготовиться к чтению.

а) Ряд букв

- Перед вами буквенный ряд.

г п т с м л у о р и к в н ы д а

- Назовите буквы.

- Делаем вдох и на каждой четвёртой букве - выдох.

- Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос, а выдох делаем не восьмой букве.

(Перед этим над каждой 8 буквой поставить ! знак).

- Какие группы вы могли бы выделить? (Гласные и согласные)

- Назовите первую группу. - Назовите вторую группу.

- Что вы знаете о гласных?

- А что о согласных?



  1. Актуализация темы

Цель:

1) закрепить знания о правописании заглавной буквы в фамилиях;

2) дать понятие о происхождении фамилий.

1. Работа в учебнике стр.114.

- Прочитайте первое слово в первом столбике. (Борис)

- Что это? (Имя)

- Прочитайте следующие два слова.

- Что это? (Фамилии)

- Что интересного заметили?

(Фамилии образовались от имён)

- Кому принадлежат эти фамилии?

(Мужчине и женщине)

2.О происхождении фамилий

- Ребята, у каждого из нас есть фамилия, она даётся нам при рождении. 350 лет назад появились первые фамилии. Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки: Владимировы, Москвины; некоторые говорят о профессии: Кузнецовы, Гончаровы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать - Беляков. Или, если у человека была борода, его звали - Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства - Москвичев, Питерцев.

СЛАЙД 2
3. Игра «Следопыты» (работа в парах)
«Образуйте фамилии мужчин и женщин от слов» - Вам надо соединить стрелками слова и фамилии, которые от них образованы. «Откуда произошла фамилия?» - Вам, ребята надо подумать от чего произошли фамилии, можно написать. - Если возникнут проблемы и нужна моя помощь, поднимите руку. - Какая группа будет готова, возьмитесь за руки и поднимите их. - Определи заранее, кто будет отвечать.
4. Вывод - Как образуются фамилии? (От имён, от профессии, от местопроживания, от кличек, от названий животных)
V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

Цель:

1) закрепить знания о написании имён собственных;

2) развивать познавательные способности.
Азбука стр. 114. 1. - Прочитайте имена и фамилии в третьем столбике. Как одним словом сказать, кто это? (И.Бунин, А.Блок, В.Берестов - поэты) 2. - Прочитайте слова в четвёртом столбике. - Кто такая Елена Благинина? (Поэтесса) - А кто такой Олег Басилашвили? (Он актёр театра и кино) - Кто такой Владимир Бородин? (Он композитор) - А чем занимается композитор? (Он сочиняет и записывает музыку)

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4


3. - Прочитайте слова в следующих столбиках. - Что такое Башкортостан? (Это республика в составе России)
4. Вывод - Какие слова пишутся с заглавной буквы? (Имена, фамилии людей, географические названия)

  1. ФИЗМИНУТКА

Цель:

1) снятие утомляемости учащихся

2)повторение написания буквы б в словах.

Игра «Карлики - великаны»

- Как вы думаете, какие буквы называют за их размер «великанами», а какие - «карликовыми»? (заглавные - строчные)

- Я буду называть вам слова: если они пишутся с заглавной буквой - поднимаете руки вверх и хлопаете, если со строчной - приседаете.

- баран;

- Брянск;

- булочка;

- Брест;

- берёза;

- Барсик;

- Барбос

- белка.

VII. Работа с текстом «Мы выбираем книги» (технология продуктивного чтения)

Цель:

1) формирование правильной читательской деятельности.

2) развивать навыки чтения.

Азбука стр. 114 - читающие дети;

Текст на карточке - слабочитающие дети.


  1. Работа с текстом до чтения
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 114. - Кого вы здесь видите? - А что он несёт? - А где всегда много книг? - Сделайте предположение, о чём мы будем читать? - Проверим ваши предположения. - прочитайте название рассказа.
2. Чтение с доски ключевых слов. Словарная работа.
  • Библиотека
(Читает один, а потом все с ударением)
  • Елена Борисовна
- Почему эти слова написаны с большой буквы?
  • Выставка
- Что это такое? (Что - то выставляется на всеобщее обозрение) - Тут у вас в классе была выставка ваших поделок.
  • Бианки
  • Пришвин
- Кто это? (Писатели)
  • Библиотекарь
- Кого так называют? (Человека, который работает в библиотеке) - Как вы думаете, а кто библиотекарь в нашем в рассказе?
3.Чтение детьми текста (самостоятельно)

СЛАЙД 5
4. Работа с текстом - Читаем 1 пр. по листочку - Куда пришли дети после уроков? - А в каком классе учатся дети? (Три строчки диалога до слов.. «Елена Борисовна» читают дети по Азбуке) - Кто встретил ребят? Прочитайте 2 пр. по листочку. - Что было в библиотеке? - О чём были книги на выставке? (Две следующих строчки читают читающие дети по Азбуке) - Кто же писал книги о природе? Прочитайте 3 пр. по листочку. - Что долго делали дети? Продолжите чтение до слов… «поблагодарил Павлик». - Книгу какого автора попросил Павлик? - Сколько таких книг подобрала Павлику Елена Петровна? - Какие это книги? - Как Павлик поблагодарил Елену Петровну? Читаем следующие предложения. - С чем ушли первоклассники из библиотеки?
5. Работа с выставкой книг М.Пришвина и В. Бианки - О чём же писали М.Пришвин и В.Бианки? - Вот портреты этих писателей и несколько книг, которые они написали. - Если прочитаете эти книги, вы узнаете много интересного о природе.



VIII.Итог урока.

Цель:

1)закрепить в речи новые случаи употребления заглавной буквы в именах собственных:

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?

IX.Домашнее задание (творческое)

- Ребята, вас, наверное, заинтересовало, а откуда произошла ваша фамилия?

- Как вы можете это узнать? (Спросить у родителей, прочитать в других источниках: энциклопедии, интернете и т. Д.)

X.Рефлексия деятельности.

Цель:

  1. оценить свою деятельность на уроке.

- Ребята, подходит к концу наш урок. Я довольна вами, вы меня не подвели. Спасибо вам и вашей учительнице!

- Скажите мне, пожалуйста, какой у нас приближается праздник? (Новый год)

- А какой же Новый год без ёлки?

Ёлка есть. А ей нужны украшения. У вас есть конвертики, а в них смайлики. Кому понравилось на уроке, кому было всё понятно - прикрепите весёлого смайлика. А кто грустил на уроке - тот грустного.

- Эта ёлка останется у вас на память о нашем уроке. А я хочу поставить под ёлку для каждого из вас подарки.

- Всего хорошего!

СЛАЙД 6.


© 2010-2022