Урок по литературному чтению Н. Носов Федина задача 3класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Аннотация урока: Данный материал будет полезен учителям начальной школы, работающим по программе «Школа России». Основная цель данного урока: формирование читательской компетенции младшего школьника. Основные виды деятельности - восприятие на слух, чтение шепотом, про себя, прогнозирование содержания текста, участие в диалогах с учителем и сверстниками -позволяют поддерживать мотивацию к уроку на необходимом уровне. Учащиеся высказывают и аргументируют своё отношение к прочитанному, анализируют текст и постигают замысел автора, при этом формируются УУД. Текст несёт большой воспитательный потенциал. В непринуждённой обстановке, созданной благодаря прослушиванию аудиозаписи в исполнении Л. Дурова, работе в группах и в парах, юные читатели сами приходят к выводу о необходимости серьёзного подхода к выполнению домашнего задания. Н. Н. Носов приоткрывает завесу о секрете своего произведения, который заключается в его умении захватывающим образом превращаться в ребенка и, как ребёнок, испытывать психологические затруднения при выполнении работы, а особенно, если она сопровождаются музыкой.

Тема (название и кол-во часов)

Н. Носов «Федина задача», 1 час

Цель изучения темы Научить: - анализировать текст на примере рассказа Н. Носова; - различать произведения юмористического и сатирического характера; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Формировать: - приёмы понимания и анализа текста; - интерес к чтению; - эмоциональность; - умение правильно оценивать поведение героя произведения.

Термины и понятия Рокочущий бас, борзая, титулярный советник, полуденное море, кафтан, чурбан, сатира, юмор.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • презентация к уроку (Н. Н. Носов) с музыкальным сопровождением (Л. Дуров)

  • портрет Н. Н. Носова

  • карточки с заданиями для групп

  • таблица для установления соответствия

  • листы формата А3, маркеры

  • смайлики с изображением эмоций

Межпредметные связи:

  • «Музыка» - прослушивание текста в исполнении Л. Дурова с целью правильно формировать детскую эмоциональность, восприимчивость для выявления первичного восприятия, приобщения к литературе как виду искусства, а также для расширения кругозора в области музыкальных произведений.

  • «Математика» - «Решение задач»- решение задачи с целью довести дело до конца за главного героя рассказа, доказать возможность выполнимости любого задания при условии правильной организации труда.

  • «Ознакомление с окружающим миром» - «Охрана здоровья» - составление памятки «Как правильно выполнять домашнее задание» с целью сравнения условий выполнения домашнего задания Федей и собственно детьми.

  • «Русский язык» - «Части речи»-составление синквейна к слову Федя для формирования умения представить портрет главного героя в краткой форме.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

- работать с текстом произведения;

- кратко пересказывать по плану;

- проводить исследование поведения героя.

Регулятивные УУД

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя план;

- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

- соотносить результат с поставленной целью.

Познавательные УУД

- раскрывать значения слов «рокочущий бас», «борзая», «титулярный советник», «полуденное море», «кафтан», «чурбан», «сатира», «юмор».

- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

- определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

- определять особенности сатирического произведения.

Коммуникативные УУД

- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

- проявлять интерес к изучению темы;

- желание читать произведения Н. Н. Носова.

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемый результат

  1. Организационный этап

Цель: включение в учебную деятельность

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать! - Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу. Деление класса на 4 группы.

- проявлять желание работать в группе (К)

  1. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» В стране Литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения, которые он читал. Игра «Отгадай произведение»
  • Любители придумывать разные истории - «Фантазёры».
  • Котёнок в головном уборе - «Живая шляпа».
  • Зелёные пупырчатые овощи - «Огурцы».
  • Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок - «Мишкина каша».
  • Ученик в учебном учреждении и в домашней обстановке - «Витя Малеев в школе и дома».
  • Большие охотники до работы на приусадебном участке - «Огородники».
  • Маленький весёлый человечек на спутнике Земли - «Незнайка на Луне».
  • Часть лестницы - «Ступеньки».
  • Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде - «Заплатка».
- Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова)


- соотносить автора и название произведения (ПР)

  1. Работа над новым материалом
Цель: включение нового знания в систему знаний 1) Вступительная беседа - Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Расскажите, что вы знаете о писателе Н. Носове. Рассказ одного ученика Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили. - Представьте себе, что вы на встрече с писателем, и он рассказывает о себе. Его слова будете читать с экрана. - Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое о писателе Н. Носове. «… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что они всё на свете уже постигли и им ничему не надо учиться». (представитель 1 группы) - Почему Носов стал детским писателем? «Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет». (представитель 2 группы) - Почему Николай Николаевич стал юмористом? - А с какими рассказами мы с вами уже знакомы? («Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Фантазеры», «Ступенька») Некоторые из них вошли в сборник «Фантазёры» (показать). Можете взять в нашей школьной библиотеке и почитать. - Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» (Добрые, смешные, весёлые) - Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные, насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени». (представитель 3 группы) «Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми. - Так какие же эти Носовские мальчишки? - Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех - дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка») - Это смешно? А попавший в беду товарищ? - Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного. Объявление темы и цели урока. (Учащиеся сами выводят цель урока) - С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте. Ачадаз анидеф («Федина задача») - Сформулируйте цель урока. Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение. Первичное восприятие 1) Работа над текстом до начала чтения:
  1. Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.
  2. Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации.
2) Словарная работа На слайде: Рокочущим басом - низким мужским голосом Борзая - быстрая ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ - в море в середине, в полдень. КАФТАН - удлинённый пиджак Чурбан - глупый человек 3) Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова. - Понравилось вам произведение? - Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку? - К какому жанру относится произведение? Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». (напомнить детям, что слова песни принадлежат Н. Н. Носову) Самостоятельное чтение рассказа. - Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая обратите внимание на задания. Работа в группах. 1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя? 2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя? 3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу? 4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? - Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает? - Он разговаривает с кем-то или с самим собой. - Какой тип речи он использует? (монологич. или диалог) Работа над произведением. - Какое настроение вызвал у вас рассказ? - Как Федя готовился делать уроки? - Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку. - Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку. - Почему Феде так и не удалось решить задачу? Работа в парах. (Проверка по образцу - слайд.) Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. Музыкальный номер (песня)
Эмоциональное состояние

«Блоха» ♪

  • Колокольчики, которые гремели в этой песне, словно звонок в школе, напоминали о возвращении к работе над задачей. Но рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача.
Федя начал злиться, даже ругаться.

«Он был титулярный советник, она - генеральская дочь» ♪

  • Проблема - «кто такой титулярный советник?» - осталась не разрешена, так такая преграда как небольшой словарный запас свойственна детям младшего школьного возраста.
Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи.

«Легко на сердце от песни весёлой!» ♪

  • Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди.
Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде.


«Однозвучно гремит колокольчик» ♪

  • Простые слова о колокольчиках ввели мальчика в полное замешательство.
Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования. - Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! - восклицает Федя.

«Колокольчики мои» ♪

  • Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение - обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание».
- Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу - и ничего не понял! Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину.


«Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪

  • Детское образное восприятие, отсутствие иронического настроя не позволили Феде постичь смысл широко известной песни М. Мусоргского. Вопрос - «как портной справился со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью.
«Плохая песня», - решил мальчик.
Проблемная ситуация. - Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждой музыкальное произведение длилось около 3 минут? - Какая песня полностью затормозила работу над задачей? - Проследите по таблице, как меняется настроение героя. - Как автор относится к своему герою? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает понять? - Не случалось ли с вами подобных историй? - Какой это рассказ сатирический или юмористический? (Работа в парах) Н. Н. Носов говорил, что юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира - осмеивание с оттенком негодования. - Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? Работа в группах. 1 группа - составить синквейн к слову Федя. 2 группа - решить Федину задачу На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки? 3 группа - составить список качеств, необходимых усердному ученику.
  • Дисциплинированность
  • Целенаправленность
  • Чёткость выполнения
  • Умение преодолевать трудности
  • Ответственность
  • Трудолюбие
4 группа - составить памятку «Как правильно выполнять домашнее задание». - Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами? - Над чем задумались?

- осознать успешность (Л)


- научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова (Л)






- самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р)


- прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям (ПР)

- раскрывать значение слов «рокочущий бас», «борзая» и др. и использовать их в активном словаре (П)

- воспринимать текст на слух (ПР)



- высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному (ПР);

- осознанно, правильно читать вслух (ПР)

- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение (П)

- устанавливать соответствия (П);

- пользоваться разными видами чтения (П);

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в паре) (К);

- выполнять взаимопроверку задания (Р)







-определять направление текста обосновывать своё

мнение (П)

- строить рассуждения (П)

- работать по плану, корректировать деятельность (Р);

- составить рассказ-характеристику (ПР)

- слушать и слышать других, приходить к общему мнению (К)

- договариваться, выражать свою точку зрения (К)

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (Р)


  1. Рефлексия. Оценивание.
Цель: Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности - Оцените свою работу на уроке. Ф. И. уч.____________________________ Активно работал на уроке Соблюдал правила совместной работы Участвовал в обсуждении Был внимательным читателем Результат теста Итого




... баллов «5» - 9 баллов «4» - 7-8 баллов «3» - 5-6 баллов - С помощью смайлика дайте оценку своему настроению: Урок по литературному чтению Н.Носов Федина задача 3классУрок по литературному чтению Н.Носов Федина задача 3классУрок по литературному чтению Н.Носов Федина задача 3класс

- осознать успешность при изучении темы (Л);

- оценивать результат собственной деятельности


  1. Домашнее задание (выбрать по желанию)


  1. Прочитать рассказы Н.Н.Носова
  2. Нарисовать рисунки
  3. Придумать продолжение рассказа
  4. Пересказ
  5. Попробуйте сами написать смешной рассказ


9

© 2010-2022