- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению Н. Носов Федина задача 3класс
Урок по литературному чтению Н. Носов Федина задача 3класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Удовенко Л.В. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема (название и кол-во часов)
Н. Носов «Федина задача», 1 час
Цель изучения темы Научить: - анализировать текст на примере рассказа Н. Носова; - различать произведения юмористического и сатирического характера; - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Формировать: - приёмы понимания и анализа текста; - интерес к чтению; - эмоциональность; - умение правильно оценивать поведение героя произведения.
Термины и понятия Рокочущий бас, борзая, титулярный советник, полуденное море, кафтан, чурбан, сатира, юмор.
Информационно образовательная среда
Ресурсы:
-
презентация к уроку (Н. Н. Носов) с музыкальным сопровождением (Л. Дуров)
-
портрет Н. Н. Носова
-
карточки с заданиями для групп
-
таблица для установления соответствия
-
листы формата А3, маркеры
-
смайлики с изображением эмоций
Межпредметные связи:
-
«Музыка» - прослушивание текста в исполнении Л. Дурова с целью правильно формировать детскую эмоциональность, восприимчивость для выявления первичного восприятия, приобщения к литературе как виду искусства, а также для расширения кругозора в области музыкальных произведений.
-
«Математика» - «Решение задач»- решение задачи с целью довести дело до конца за главного героя рассказа, доказать возможность выполнимости любого задания при условии правильной организации труда.
-
«Ознакомление с окружающим миром» - «Охрана здоровья» - составление памятки «Как правильно выполнять домашнее задание» с целью сравнения условий выполнения домашнего задания Федей и собственно детьми.
-
«Русский язык» - «Части речи»-составление синквейна к слову Федя для формирования умения представить портрет главного героя в краткой форме.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные
Метапредметные
Личностные
- работать с текстом произведения;
- кратко пересказывать по плану;
- проводить исследование поведения героя.
Регулятивные УУД
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание, используя план;
- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
- соотносить результат с поставленной целью.
Познавательные УУД
- раскрывать значения слов «рокочущий бас», «борзая», «титулярный советник», «полуденное море», «кафтан», «чурбан», «сатира», «юмор».
- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;
- определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
- определять особенности сатирического произведения.
Коммуникативные УУД
- формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
- проявлять интерес к изучению темы;
- желание читать произведения Н. Н. Носова.
Этап урока
Деятельность учителя
Планируемый результат
- Организационный этап
Цель: включение в учебную деятельность
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать! - Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу. Деление класса на 4 группы.
- проявлять желание работать в группе (К)
- Актуализация знаний
- Любители придумывать разные истории - «Фантазёры».
- Котёнок в головном уборе - «Живая шляпа».
- Зелёные пупырчатые овощи - «Огурцы».
- Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок - «Мишкина каша».
- Ученик в учебном учреждении и в домашней обстановке - «Витя Малеев в школе и дома».
- Большие охотники до работы на приусадебном участке - «Огородники».
- Маленький весёлый человечек на спутнике Земли - «Незнайка на Луне».
- Часть лестницы - «Ступеньки».
- Кусочек ткани, маскирующий дыру на одежде - «Заплатка».
- соотносить автора и название произведения (ПР)
- Работа над новым материалом
- Чтение автора, заглавия произведения, рассматривание иллюстрации.
- Прогнозирование по заглавию и содержанию иллюстрации.
Эмоциональное состояние
«Блоха» ♪
- Колокольчики, которые гремели в этой песне, словно звонок в школе, напоминали о возвращении к работе над задачей. Но рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача.
«Он был титулярный советник, она - генеральская дочь» ♪
- Проблема - «кто такой титулярный советник?» - осталась не разрешена, так такая преграда как небольшой словарный запас свойственна детям младшего школьного возраста.
«Легко на сердце от песни весёлой!» ♪
- Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди.
«Однозвучно гремит колокольчик» ♪
- Простые слова о колокольчиках ввели мальчика в полное замешательство.
«Колокольчики мои» ♪
- Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение - обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание».
«Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪
- Детское образное восприятие, отсутствие иронического настроя не позволили Феде постичь смысл широко известной песни М. Мусоргского. Вопрос - «как портной справился со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью.
Проблемная ситуация. - Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждой музыкальное произведение длилось около 3 минут? - Какая песня полностью затормозила работу над задачей? - Проследите по таблице, как меняется настроение героя. - Как автор относится к своему герою? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает понять? - Не случалось ли с вами подобных историй? - Какой это рассказ сатирический или юмористический? (Работа в парах) Н. Н. Носов говорил, что юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира - осмеивание с оттенком негодования. - Как вы думаете, для чего Н. Н. Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? Работа в группах. 1 группа - составить синквейн к слову Федя. 2 группа - решить Федину задачу На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки? 3 группа - составить список качеств, необходимых усердному ученику.
- Дисциплинированность
- Целенаправленность
- Чёткость выполнения
- Умение преодолевать трудности
- Ответственность
- Трудолюбие
- осознать успешность (Л)
- научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова (Л)
- самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р)
- прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям (ПР)
- раскрывать значение слов «рокочущий бас», «борзая» и др. и использовать их в активном словаре (П)
- воспринимать текст на слух (ПР)
- высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному (ПР);
- осознанно, правильно читать вслух (ПР)
- определять черты характера героя и обосновывать своё мнение (П)
- устанавливать соответствия (П);
- пользоваться разными видами чтения (П);
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в паре) (К);
- выполнять взаимопроверку задания (Р)
-определять направление текста обосновывать своё
мнение (П)
- строить рассуждения (П)
- работать по плану, корректировать деятельность (Р);
- составить рассказ-характеристику (ПР)
- слушать и слышать других, приходить к общему мнению (К)
- договариваться, выражать свою точку зрения (К)
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (Р)
- Рефлексия. Оценивание.
... баллов «5» - 9 баллов «4» - 7-8 баллов «3» - 5-6 баллов - С помощью смайлика дайте оценку своему настроению:
- осознать успешность при изучении темы (Л);
- оценивать результат собственной деятельности
- Домашнее задание (выбрать по желанию)
- Прочитать рассказы Н.Н.Носова
- Нарисовать рисунки
- Придумать продолжение рассказа
- Пересказ
- Попробуйте сами написать смешной рассказ
9