- Преподавателю
- Начальные классы
- Особенности использования лингвокраеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе
Особенности использования лингвокраеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова О.В. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Особенности использования лингвокраеведческого материала на уроках русского языка в начальной школе. Учитель начальных классов МБОУ гимназии № 5 г. Владикавказа
Лингвокраеведение - раздел лингвистики, который изучает языковую ситуацию края, региона в тесной связи с его историей и современным укладом жизни. В методическом аспекте под лингвокраеведением понимают ознакомление школьников с региональными языковыми особенностями, т.е. с региональной лексикой и фразеологией, ономастикой, речевым этикетом, фольклором, творчеством местных писателей и поэтов. Топонимика - (греч. topos - «место, местность», onyma - «имя, название») важнейший элемент краеведческой работы. Топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа и поэтому является ценным источником познания истории языка и культуры народа, служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связи между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Топонимический материал вызывает у учащихся большой интерес. Для элементарных топонимических исследований в условиях городской школы можно привлекать архивные материалы, документальную, научно-популярную и художественную литературу о родном крае, географические карты, схемы и справочники административного деления разных лет, словари М.Фасмера, В.И.Даля. Конечно, нужны и городские экскурсии, и экспедиции за пределы города, и посещение музеев. Начать топонимическое изучение родных мест можно со сбора известных названий улиц, площадей, переулков нашего города или отдельных его микрорайонов, окрестности села, рек, прудов и озер, лесов, которые имеются в нашей местности. Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, изучение топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Работа с микротопонимической лексикой (названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров и т.д.) может проводиться на разных этапах урока. Однако особенно эффективными являются речевые уроки языка, где в качестве лексического материала используется микротопонимическая лексика. В доступной форме можно познакомить младших школьников с различными семантическими типами микротопонимов и таким образом сформировать понятие о различных типах микротопонимической номинации. Приведем возможный способ знакомства с антропонимическими микротопонимами (лексическая тема «Улицы нашего города, происходящие от имен и фамилий писателей и поэтов»). Микротопонимы можно использовать для проведения различных видов лингвистического анализа, в процессе выполнения грамматических заданий, включать в минутки чистописания и т.п. Так, при изучении темы «Словообразование и словоизменение» во II классе можно предложить следующие задания:
- Вставьте в предложения пропущенные слова (север, северный, Северная): Дул … ветер. Самолет полетел на… . В нашем городе есть … улица.
- Определите, где происходит процесс словообразования, а где процесс словоизменения.
- Объясните происхождение названия улицы.
Енабин цад - горное озеро в Северной Осетии; находится в окрестностях селения Дзуарикау. Гидроним переводится с осетинского, как «бездонное озеро». Ойконимы (греч. oikos - дом, oikeo - населяю) - названия населенных пунктов: городов, поселков, деревень, станиц, аулов. Беслан - расположен на Осетинской равнине, на правом берегу р. Терек, в 22 км к северу от Владикавказа. Основан в 1847 переселенцами из других районов Осетии и назван Бесланыкау - "селение Беслана" по имени местного феодала Беслана Тулатова. В 1941 село Тулатовское переименовано в Иристон ("Осетинское"), а оно в 1950 при преобразовании в город переименовано в Беслан. Владикавказ - осетинское наименование Дзауджикау - столица Республики Северная Осетия-Алания. Расположен на юге Российской Федерации, на Северном Кавказе. Город основан 6 мая 1784 года в царствовании императрицы Екатерины II как русский форпост близ осетинского селения Дзауджикау на правом берегу реки Терек. Название «Владикавказ» со значением «Владей Кавказом» было дано крепости графом П.С. Потемкиным. Татартуп - развалины древнего города (ныне сохранилась лишь одна башня); находятся на левом берегу Терека, в северной части республики Северная Осетия. Развалины города относят ко временам владычества татар. В основе первой части топонима лежит этноним татары; во второй - туп - «дно» или тепе - «бугор» (тюрк.). Урбанонимы (лат. urbanus - городской) - названия внутригородских объектов: улиц, площадей, переулков, набережных, проспектов, памятников, крепостей, театров, музеев, гостиниц и т.д. Памятник Петру Барбашову - 9 ноября 1942 года на окраине с.Гизель сибиряк Пётр Барбашов закрыл амбразуру вражеской огневой точки своим телом, обеспечив успешное продвижение своей роты. За этот подвиг Петру Барбашову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. У дороги на въезде в Гизель стоит памятник Барбашову. Во Владикавказе его именем названа улица. Библиотека им. В.Г. Шредерс - Республиканская научная библиотека - одна из старейших на Северном Кавказе, основана жительницей Владикавказа В.Г.Шредерс в 1895г. Первоначальный фонд библиотеки составили книги, пожертвованные передовой интеллигенцией города. В настоящее время в фондах библиотеки свыше 1млн.200 тыс. книг. С 1967г. библиотека получила статус научного учреждения. В 1981г. - справила новоселье во дворце книги на берегу Терека. Таким образом, использование регионального материала в процессе преподавания русского языка, в частности микротопонимов, будет способствовать обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку, к родной земле, позволит научить видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном. Такая работа будет способствовать сохранению традиций того или иного региона и, следовательно, даст возможность решать не только образовательные задачи, но и воспитывать патриотов своей страны и своего края.
4