СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ

Наконечная Татьяна Павловна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска «Средняя школа № 40» имени Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова [email protected]

Аннотация:

В условиях внедрения ФГОС НОО,утвержденного в 2009 году,важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Ключевыми должны стать идеи развивающего обучения,формирования УУД,системно-

деятельностного подхода к построению урока. Любая педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса.

Сотрудничество в обучении имеет три формы:

учитель - ученик;

ученик - ученик;

общегрупповое взаимодействие учеников.

Сотрудничество способно решать следующие задачи:

  • обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за новое дело, попробовать что-то новое, высказать мысли о чем-то неизвестном;
  • сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не «выпадать» из него;
  • учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками - та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия;
  • сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнения и действия с действиями других и общим результатом.

Какие технологии нашли место в обучении детей начальной школы? Педагогическая мастерская. Цель ее: совместный поиск знаний. Эта одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат. Данная технология была использована на уроке по здоровьесбережению: «Что ты знаешь о питании…?»

Алгоритм педагогической технологии следующий:

1. Индукция. Она направлена на создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность. На уроке индукция прозвучала

следующим образом: «Перед вами 3 ученика. Подумайте и скажите, на кого вы бы хотели быть похожим или похожей? Почему? Что нужно человеку, чтобы его фигура была красивой, чтобы он был здоров?

2. Самоконструкция предполагает создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

« Еще древние римляне говорили: «Мы едим для того, чтобы жить». Как вы понимаете это высказывание?»

  1. Социоконструкция. Организация групповой работы учащихся. На уроке каждая группа учеников обсуждала недостатки меню.
  2. Социализация. На этом этапе работы заслушивается мнение каждого ученика в группе. Ученик сопоставляет, сверяет свое мнение, свою оценку, корректирует полученные знания. Группа приходит к общему мнению.

5. Афиширование. Каждая рабочая группа предъявляет результат своей коллективной деятельности в виде проекта, рисунка, схемы, текста. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, дает необходимые пояснения. На уроке ребята пришли к выводу о том, что повар не указал время приема пищи, допустил ошибки в подборе продуктов. 6. Разрыв - это внутреннее осознание участниками неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задания, которые они не могут выполнить в силу неполноты своего знания. Это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями.

Ребятам были предложены игровые ситуации. Приведу пример:

«Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем, Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем, Съел потом я сыр с колбаской, Сделал с ними бутерброд.

А теперь, друзья, не знаю, Отчего болит живот?»

- Что же случилось с мальчиком?

(Питание без горячих блюд, всухомятку вредно для организма.)


7. Рефлексия. Самоанализ, размышление о своем внутреннем состоянии по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Ученики продемонстрировали поделки из овощей и фруктов, сделанные дома к уроку. Приведу пример: «Ёжик-Марсианин» Представляем вам Ёжика-Марсианина. Он привез для вас яблоко. В нем много витамина С, который нужен нам для того, чтобы мы не болели и росли здоровыми. В яблоке много железа. Оно необходимо для того, чтобы в крови было много кислорода и не было анемии. В винограде тоже много витамина С и калия. Калий нужен, чтобы наше сердце правильно работало и не болело.»

Мониторинг проведения подобного урока показал, что:

  • создается творческая атмосфера на уроке и во внеурочное время;
  • у детей нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка;
  • формируется положительная мотивация к учению;
  • растет профессиональное мастерство учителя.

Технология «Развитие критического мышления»


Цель проведения урока по этой технологии: развитие мыслительных навыков учащихся (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления). Термин «критическое мышление» по определению Дж.Брауса , Д.Вуда - «это поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также умение отказаться от собственных предубеждений». По мнению российских педагогов, особенностями критического мышления являются:

- оценочность

  • открытость новым идеям;
  • собственное мнение;
  • рефлексия собственных суждений.
Технология «Развитие критического мышления», как считают американские педагоги К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил, Ч.Темпл, развивает познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание и восприятие. Развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре, творчестве.

Основу технологии составляет трехфазовая структура:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

1. Вызов. На данном этапе урока необходимо:

  • активизировать, заинтересовать учеников предстоящей работой;
  • мотивировать его работу;
-«вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу.

Так, на уроке окружающего мира по теме: «Значение крови» (4 класс) ребятам было предложено такое задание: «Рассмотрите рисунок и подготовьте ответ на вопрос, «Какую роль играет кровь в нашем организме?» 2. Осмысление. Этот этап урока предполагает непосредственную работу с информацией, которая содержится в учебнике. Ученики работают с научной статьей, используя условные знаки, которые проставляют на полях страницы:

« +» - знаю;

«V» - совершенно новая информация;

  • ?» - не понял;
  • =» - знал, но забыл.
Ребята строят свои ответы с учетом того, что они знали, что забыли, но знали, что стало новым знанием для них, что не поняли в тексте. Учитель корректирует знания учеников, дополняет, поясняет. Итогом обсуждения стала схема состава крови. 3. Рефлексия - это размышление учеников о полученной информации на уроке, которая ими анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. На уроке учащиеся составили синквейн, в котором коротко, предельно четко высказали основную мысль изученного материала. Например: «Кровь, красная, солоноватая, течет, снабжает кислородом, защищает наш организм. Без крови мы не сможем жить.» Технология «Развитие критического мышления» отвечает целям образования на современном этапе, вооружает учителя ученика способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута. В целях повышения качества обучения учителя нашей школы стали использовать новые формы проведения уроков. Это занятийная форма, поляризованные уроки и уроки погружения. Остановлюсь на уроках погружения. Чтобы провести такой урок, необходима тщательная подготовка самих учеников по заданной теме. В течение нескольких дней они начитывают материал, делают записи, составляют схемы, чертежи, рисунки, которые пригодятся на уроке. На самом уроке ученики становятся не пассивными слушателями, а активными участниками учебной деятельности: они высказывают собственное мнение, свою оценку, корректируют полученные в ходе подготовки знания, применяют их во время выполнения заданий. Такая картина наблюдалась при изучении темы: «Состав слова» в 3-ем классе. Весь день на всех уроках ученики вместе с учителем работали по данной теме. На уроке русского языка ребята углублялись в изучение состава слова, на уроке окружающего мира находили слова к предложенным схемам, объясняли значение слов через составляющие его морфемы. На интегрированном уроке русского языка и изобразительного искусства ученики превращались в ученых - фантазеров, которые изображали представляемую в их воображении модель корня слова. Одна из групп предложила такой вариант: «Вы знаете, что корень - это самая главная часть слова. И поэтому мы его изобразили в виде короля. У этого короля есть слуги-помощники: приставка, суффикс. Они служат и помогают королю составлять слова. Вот почему они стоят так близко к королю. Не было бы короля, не было бы слуг, а значит, и слов.» После изучения данной темы был проведен мониторинг, который показал, что: -ученики научились распознавать структуру слова; -умеют составлять слова по предложенным схемам; -умеют подбирать однокоренные слова к заданным корням; -не допустили ошибки в написании приставок и предлогов . Однако тестирование выявило, что многие ученики испытывают затруднения в различении понятий «словообразование» и «словоизменение», что является исключительно важным для языкового развития детей, т.к. способствует обобщению знаний о составе слова и частях речи. Ученики допустили ошибки в словообразовании и словоизменении. Уроки погружения показали, что ученики способны находить нужную информацию, творчески подходить к подаче начитанного материала. Подобные уроки помогают ученику осознать себя как социально значимую личность. Учащиеся стали серьезнее работать с учебным материалом, со справочной литературой. В заключение хочется сказать, что современные педагогические технологии, основанные на совместной деятельности, призваны максимально упростить организацию учебного процесса, сохранив принципы личностно-ориентированного обучения и воспитания, сохранить здоровье ученика.



© 2010-2022