- Преподавателю
- Начальные классы
- СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наконечная Т.П. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ
Наконечная Татьяна Павловна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска «Средняя школа № 40» имени Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова [email protected]
Аннотация:
В условиях внедрения ФГОС НОО,утвержденного в 2009 году,важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Ключевыми должны стать идеи развивающего обучения,формирования УУД,системно-
деятельностного подхода к построению урока. Любая педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса.
Сотрудничество в обучении имеет три формы:
учитель - ученик;
ученик - ученик;
общегрупповое взаимодействие учеников.
Сотрудничество способно решать следующие задачи:
- обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за новое дело, попробовать что-то новое, высказать мысли о чем-то неизвестном;
- сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не «выпадать» из него;
- учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками - та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия;
- сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнения и действия с действиями других и общим результатом.
Какие технологии нашли место в обучении детей начальной школы? Педагогическая мастерская. Цель ее: совместный поиск знаний. Эта одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат. Данная технология была использована на уроке по здоровьесбережению: «Что ты знаешь о питании…?»
Алгоритм педагогической технологии следующий:
1. Индукция. Она направлена на создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность. На уроке индукция прозвучала
следующим образом: «Перед вами 3 ученика. Подумайте и скажите, на кого вы бы хотели быть похожим или похожей? Почему? Что нужно человеку, чтобы его фигура была красивой, чтобы он был здоров?
2. Самоконструкция предполагает создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
« Еще древние римляне говорили: «Мы едим для того, чтобы жить». Как вы понимаете это высказывание?»
- Социоконструкция. Организация групповой работы учащихся. На уроке каждая группа учеников обсуждала недостатки меню.
- Социализация. На этом этапе работы заслушивается мнение каждого ученика в группе. Ученик сопоставляет, сверяет свое мнение, свою оценку, корректирует полученные знания. Группа приходит к общему мнению.
5. Афиширование. Каждая рабочая группа предъявляет результат своей коллективной деятельности в виде проекта, рисунка, схемы, текста. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, дает необходимые пояснения. На уроке ребята пришли к выводу о том, что повар не указал время приема пищи, допустил ошибки в подборе продуктов. 6. Разрыв - это внутреннее осознание участниками неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задания, которые они не могут выполнить в силу неполноты своего знания. Это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями.
Ребятам были предложены игровые ситуации. Приведу пример:
«Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем, Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем, Съел потом я сыр с колбаской, Сделал с ними бутерброд.
А теперь, друзья, не знаю, Отчего болит живот?»
- Что же случилось с мальчиком?
(Питание без горячих блюд, всухомятку вредно для организма.)
7. Рефлексия. Самоанализ, размышление о своем внутреннем состоянии по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Ученики продемонстрировали поделки из овощей и фруктов, сделанные дома к уроку. Приведу пример: «Ёжик-Марсианин» Представляем вам Ёжика-Марсианина. Он привез для вас яблоко. В нем много витамина С, который нужен нам для того, чтобы мы не болели и росли здоровыми. В яблоке много железа. Оно необходимо для того, чтобы в крови было много кислорода и не было анемии. В винограде тоже много витамина С и калия. Калий нужен, чтобы наше сердце правильно работало и не болело.»
Мониторинг проведения подобного урока показал, что:
- создается творческая атмосфера на уроке и во внеурочное время;
- у детей нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка;
- формируется положительная мотивация к учению;
- растет профессиональное мастерство учителя.
Технология «Развитие критического мышления»
Цель проведения урока по этой технологии: развитие мыслительных навыков учащихся (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления). Термин «критическое мышление» по определению Дж.Брауса , Д.Вуда - «это поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также умение отказаться от собственных предубеждений». По мнению российских педагогов, особенностями критического мышления являются:
- оценочность
- открытость новым идеям;
- собственное мнение;
- рефлексия собственных суждений.
Основу технологии составляет трехфазовая структура:
- вызов;
- осмысление;
- рефлексия.
1. Вызов. На данном этапе урока необходимо:
- активизировать, заинтересовать учеников предстоящей работой;
- мотивировать его работу;
Так, на уроке окружающего мира по теме: «Значение крови» (4 класс) ребятам было предложено такое задание: «Рассмотрите рисунок и подготовьте ответ на вопрос, «Какую роль играет кровь в нашем организме?» 2. Осмысление. Этот этап урока предполагает непосредственную работу с информацией, которая содержится в учебнике. Ученики работают с научной статьей, используя условные знаки, которые проставляют на полях страницы:
« +» - знаю;
«V» - совершенно новая информация;
- ?» - не понял;
- =» - знал, но забыл.