- Преподавателю
- Начальные классы
- Применение информационных технологий на уроках в начальной школе
Применение информационных технологий на уроках в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чичирова М.А. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ Большеполянская средняя общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Тема:
«Применение информационных технологий на уроках в начальной школе».
Выполнила: Чичирова М. А.
учитель начальных классов
2014 год
Содержание
-
Введение…………………………………………………………………….. 3
-
Применение пакета СПО в начальной школе………………………… 4
-
Фрагмент урока с использованием программы для рисования Tux Paint (рисуй вместе с Tux)………………………………………………... 7
-
Заключение………………………………………………………………… 9
-
Литература………………………………………………………………… 10
-
Введение.
В своей работе, после установки в школе операционного обеспечения на базе свободного российского ПО - Alt Linux, я использую на своих уроках это программное обеспечение. Здесь все по-своему, то, что кажется поначалу странным и непривычным, начинает нравиться всем как учителям, так и ученикам. Мне, как учителю начальных классов, понравился Linux тем, что он имеет достаточное количество образовательных программ уже установленных в дистрибутиве. Он не требует дополнительного поиска программного обеспечения, которые можно использовать и используются мной на уроках в начальной школе. Развитие способностей ученика зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Интересный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и воздействие друг на друга. Что может помочь сделать урок интересным, эмоциональным, ярким, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у детей интерес к предмету, желание познания нового? Математические игры, головоломки развивают память детей, их внимание, творческое воображение во время игры. Учащимся более наглядно предоставляется изучаемый материал - при этом развивается зрительная память. При анализе изучении тем подчеркну, что на уроках, где была использована компьютерная поддержка, результаты работ учащихся оказались намного выше.
-
Применение информационных технологий на уроках в начальной школе.
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в 21 веке необходимым становится применение информационных технологий на уроках уже в начальной школе. Всем известно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реализациям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям - позитивно сказываются на мотивации учения. Развитие способностей ученика зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Интересный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и воздействие друг на друга. Что может помочь сделать урок интересным, эмоциональным, ярким, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у детей интерес к предмету, желание познания нового? В своей работе, после установки в школе операционного обеспечения на базе свободного российского ПО - Alt Linux, использую на своих уроках это программное обеспечение. Здесь все по-своему, то, что кажется поначалу странным и непривычным, начинает нравиться всем как учителям, так и ученикам. Мне, после работы в стандартном Уиндоусе, понравился Linux тем, что он имеет достаточное количество образовательных программ уже установленных в дистрибутиве. Он не требует дополнительного поиска программного обеспечения, которые можно использовать и используются мной на уроках в начальной школе. О некоторых программах мне хочется рассказать и поделиться с точки зрения применения на уроках в начальной школе. Известно, что ребенок лучше и быстрее усваивает знания во время игры. Игровую форму дают мне реализовать именно приложения в Linux: одна из программ - Kanagram - игра с перестановкой букв (анаграммы) используется мною на уроках окружающего мира, математики по следующим темам: «Космос», «Люди», «Страны мира», «Деньги», «Компьютеры». На мой взгляд, данная игра развивает у детей логическое мышление, вызывает интерес, как сам процесс отгадывания анаграмм, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Анаграммы расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также в приложениях Linux включен сборник обучающих игр: GCompris - коллекция обучающих игр и упражнений для детей. Эти игры применимы на уроках:
- чтения: а) при изучении алфавита (1кл.);
3. Фрагмент урока с использованием программы для рисования Tux Paint (рисуй вместе с Tux) - привожу пример только заключительной части урока. Урок ИЗО по теме: «Зимние забавы». Класс 2а Вид занятия: сюжетная композиция, тематическое рисование. Цели: - развитие у детей творческого воображения и пространственных представлений; - передача промысловой связи между предметами и пространственных отношений между ними; - передача цветом пространства, цветовой гаммы зимней природы, своих впечатлений, своей радости от восприятия ее красоты; - формирование умения компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом; - овладение компьютерными графическими умениями и навыками. Оборудование: учитель - ноутбук, проектор, интерактивная доска (можно экран), муз. колонки; для учеников - компьютер, принтер. Музыкальный ряд: песни. Ход урока: 1 2
- Предлагаю прослушивание стихотворений, новогодних песен о зиме, встрече Нового года и провожу беседу с учащимися на тему: «Зимние забавы»
- Самостоятельная работа с использованием компьютера (не более 15 минут).
4. Заключение. В своей работе подчеркну, что уроки с применением компьютерной поддержки помогают мне, как учителю начальных классов в проведении уроков, вызывают живой интерес у учащихся, активизируют их практическую деятельность, а также способствуют формированию компьютерной грамотности. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий высока. Состояние комфорта на уроке несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что, в свою очередь, ведет к росту каждого ученика. Применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствуют развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся, закладываются самые прочные умения и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе. Существенное влияние на результат включения современных средств обучения в традиционный урок оказывают содержание, структура и интерфейс применяемых учителем электронных учебных материалов. Так же, на мой взгляд, еще один из эффективных приемов использования компьютера в учебном процессе - работа с электронными учебными материалами в группе, чаще всего в паре. Если предложить детям задание исследовательского характера, требующее переноса знаний, обсуждения, то подобная совместная работа помимо учебных целей позволит достичь очень важных психолого-педагогических и воспитательных результатов. Речь идет о формировании и развитии умения работать в группе, о толерантности, взаимовыручке, о личной ответственности за коллективно полученный результат. Общаясь с компьютером, детям хочется не только поиграть в компьютерные игры, но и научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт - дисками, Интернетом. Компьютерные программы Linux способны быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной школы (преемственность). Используя возможность выделения в тексте ключевых слов и фраз, ученик учится выбирать главное. Одновременно учитель формирует у детей навыки рационального запоминания материала. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
5. Использованная литература Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Молокова А. В. Информатизация начальной школы.
10