Применение информационных технологий на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Большеполянская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан














Тема:

«Применение информационных технологий на уроках в начальной школе».
















Выполнила: Чичирова М. А.

учитель начальных классов


2014 год

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….. 3

  2. Применение пакета СПО в начальной школе………………………… 4

  3. Фрагмент урока с использованием программы для рисования Tux Paint (рисуй вместе с Tux)………………………………………………... 7

  4. Заключение………………………………………………………………… 9

  5. Литература………………………………………………………………… 10

































  1. Введение.


В своей работе, после установки в школе операционного обеспечения на базе свободного российского ПО - Alt Linux, я использую на своих уроках это программное обеспечение. Здесь все по-своему, то, что кажется поначалу странным и непривычным, начинает нравиться всем как учителям, так и ученикам. Мне, как учителю начальных классов, понравился Linux тем, что он имеет достаточное количество образовательных программ уже установленных в дистрибутиве. Он не требует дополнительного поиска программного обеспечения, которые можно использовать и используются мной на уроках в начальной школе. Развитие способностей ученика зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Интересный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и воздействие друг на друга. Что может помочь сделать урок интересным, эмоциональным, ярким, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у детей интерес к предмету, желание познания нового? Математические игры, головоломки развивают память детей, их внимание, творческое воображение во время игры. Учащимся более наглядно предоставляется изучаемый материал - при этом развивается зрительная память. При анализе изучении тем подчеркну, что на уроках, где была использована компьютерная поддержка, результаты работ учащихся оказались намного выше.



















  1. Применение информационных технологий на уроках в начальной школе.


Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в 21 веке необходимым становится применение информационных технологий на уроках уже в начальной школе. Всем известно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реализациям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям - позитивно сказываются на мотивации учения. Развитие способностей ученика зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Интересный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и воздействие друг на друга. Что может помочь сделать урок интересным, эмоциональным, ярким, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у детей интерес к предмету, желание познания нового? В своей работе, после установки в школе операционного обеспечения на базе свободного российского ПО - Alt Linux, использую на своих уроках это программное обеспечение. Здесь все по-своему, то, что кажется поначалу странным и непривычным, начинает нравиться всем как учителям, так и ученикам. Мне, после работы в стандартном Уиндоусе, понравился Linux тем, что он имеет достаточное количество образовательных программ уже установленных в дистрибутиве. Он не требует дополнительного поиска программного обеспечения, которые можно использовать и используются мной на уроках в начальной школе. О некоторых программах мне хочется рассказать и поделиться с точки зрения применения на уроках в начальной школе. Известно, что ребенок лучше и быстрее усваивает знания во время игры. Игровую форму дают мне реализовать именно приложения в Linux: одна из программ - Kanagram - игра с перестановкой букв (анаграммы) используется мною на уроках окружающего мира, математики по следующим темам: «Космос», «Люди», «Страны мира», «Деньги», «Компьютеры». На мой взгляд, данная игра развивает у детей логическое мышление, вызывает интерес, как сам процесс отгадывания анаграмм, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Анаграммы расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также в приложениях Linux включен сборник обучающих игр: GCompris - коллекция обучающих игр и упражнений для детей. Эти игры применимы на уроках:

  1. чтения: а) при изучении алфавита (1кл.);
б) чтение слов по горизонтали и вертикали (прочитать список слов и сказать, есть ли среди них указанное слово) - на развитие беглого чтения, обогащения речи, словарного запаса учащихся, внимания; в) практика чтения слов, соответствующих рисунку (1кл.), названия предметов. 2. русского языка: вставить пропущенные буквы - эту игру использую при проверке словарных слов, можно разнообразить уроки при изучении тем «Слово и слог», «Перенос слов» (2кл.), например, предложив ученику задания: запиши получившиеся слова, разделив на слоги, поставь ударение. Ученик с большим интересом выполняет эту работу. Эти игры имеют неоценимое значение в формировании у детей интеллектуальных компонентов способности к творчеству. Развивается логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Элементы эвристического мышления (способности выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). 3. математики: а) на сегодняшний день геометрия в начальной школе, является предметом, интегрированным в начальный курс математики, поэтому можно использовать упражнения по геометрии: нарисовать рисунок из правой области в левой области (изучение симметрии); б) при изучении темы «Рубль. Копейка» применяем игру - практику использования денег; в) при изучении темы «Час. Минута» - изучение часов (понимание времени на часах); г) игра «Цифроед равных чисел» - это упражнения на сложение, вычитание, умножение, деление. Математические игры, головоломки развивают память детей, их внимание, творческое воображение во время игры. Учащимся более наглядно предоставляется изучаемый материал - при этом развивается зрительная память. При анализе изучении тем подчеркну, что на уроках, где была использована компьютерная поддержка, результаты работ учащихся оказались намного выше. Младший школьник живет удивительным миром детства. Он много играет, двигается и, конечно, рисует. Развитию творческих способностей ребенка способствует программа для рисования Tux Paint (рисуй вместе с Tux). Урок изобразительного искусства в школе помогает учащимся развивать навыки художественного восприятия, умение работать с различными художественными материалами, закреплять цветоразличительные способности зрения. Младшим школьникам всегда нужны ключи к познанию и восприятию мира. Именно программа - рисуй вместе с Tux - помогает малышам раскрыть свои творческие способности. Да, здесь ребенок не держит в руках кисть, не смешивает краски. Но он не боится испортить свой рисунок - всегда можно удалить ненужный элемент рисунка, не испачкав руки, не помяв альбомный лист. Преимущество рисования с помощью компьютера состоит в том, что даже тот ребенок, который не умеет рисовать - верит в свои силы. Он придумывает, творит, составляет свою картину, выражающую чувства и мысли маленького художника. «Волшебные краски» предстают перед младшими школьниками в виде маленьких разноцветных точек, звездочек, изображений животных, которые могут творить чудеса. Я считаю, что эстетическое воспитание дает возможность наиболее широко развивать органы чувств, творческие способности, воображение, эстетический вкус и желание постоянного движения к красоте. По желанию ученик может дать название рисунку, написать на своем «произведении» любой текст. Это может быть - поздравление, стихотворение, которое можно отправить маме или папе через Интернет. Всем известно, что в работе педагога всегда встречаются трудности, но каждый учитель старается справляться с ними по-своему. При составлении отчетов, анализа работы я пользуюсь электронной таблицей Linux - это своеобразная база данных. Удобен набор текстов. Разработала родительские собрания для родителей учащихся начального звена «Школа молодого родителя» по темам «Любовь и воспитание детей в семье», «Педагогика воспитания - педагогика понимания» с применением компьютерного сопровождения (презентации). Также применяю презентации на уроках, что способствует большому интересу детей к обучению. К сожалению, на данный момент не все классы школы оборудованы компьютерами, хотя есть компьютерные классы, где дети могут поработать и освоить азы компьютерной грамотности, даже во внеурочное время, посещая компьютерные кружки. Не смотря на все эти трудности нашего времени, хотелось бы на каждом уроке и на внеклассных занятиях дети приучались к работе на компьютере. В целях сохранения здоровья учеников, мы - учителя - должны помнить: работа детей на компьютере не должна превышать 15 минут! Но и эти счастливые минуты могут многому научить малыша. Работа в Linux более разнообразна. Форматы сохраненных документов не всегда открываются в программах Windows. Но первое время я стараюсь сохранять материалы в двух форматах, что Linux поддерживает - это намного облегчает мою работу: обмен опытом работы с коллегами.
3. Фрагмент урока с использованием программы для рисования Tux Paint (рисуй вместе с Tux) - привожу пример только заключительной части урока. Урок ИЗО по теме: «Зимние забавы». Класс 2а Вид занятия: сюжетная композиция, тематическое рисование. Цели: - развитие у детей творческого воображения и пространственных представлений; - передача промысловой связи между предметами и пространственных отношений между ними; - передача цветом пространства, цветовой гаммы зимней природы, своих впечатлений, своей радости от восприятия ее красоты; - формирование умения компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом; - овладение компьютерными графическими умениями и навыками. Оборудование: учитель - ноутбук, проектор, интерактивная доска (можно экран), муз. колонки; для учеников - компьютер, принтер. Музыкальный ряд: песни. Ход урока: 1 2
  1. Предлагаю прослушивание стихотворений, новогодних песен о зиме, встрече Нового года и провожу беседу с учащимися на тему: «Зимние забавы»
  2. Самостоятельная работа с использованием компьютера (не более 15 минут).
Предлагаю ребятам сесть за компьютер и даю задание: составить с помощью программы для рисования Tux Paint (рисуй вместе с Tux) сюжетную композицию на тему «Зимние забавы». На мой взгляд, дети с большим интересом работали за компьютером, составляя каждый свою картину. У детей в работу включалась фантазия, воображение, очевиден был азарт. Глаза учащихся радостно блестели, когда на экране появлялось их творение. В ходе работы дети обменивались мнениями, оказывали друг другу помощь. Когда были составлены композиции, я попросила дать название, сохранить и распечатать свои рисунки. Ребята с интересом дали название рисунку, и с восторгом стояли у принтера, пока допечатывалось их творение. В последствии, каждый из детей показал рисунки своим родителям. И, на мой взгляд, использование свободного российского ПО помогло мне на данном и последующих уроках, и главное, детям это очень нравится. Пример рисунка: Ученика 2 класса

Применение информационных технологий на уроках в начальной школе


4. Заключение. В своей работе подчеркну, что уроки с применением компьютерной поддержки помогают мне, как учителю начальных классов в проведении уроков, вызывают живой интерес у учащихся, активизируют их практическую деятельность, а также способствуют формированию компьютерной грамотности. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий высока. Состояние комфорта на уроке несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что, в свою очередь, ведет к росту каждого ученика. Применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, математике, на уроках чтения и окружающего мира и других предметов не только способствуют развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся, закладываются самые прочные умения и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе. Существенное влияние на результат включения современных средств обучения в традиционный урок оказывают содержание, структура и интерфейс применяемых учителем электронных учебных материалов. Так же, на мой взгляд, еще один из эффективных приемов использования компьютера в учебном процессе - работа с электронными учебными материалами в группе, чаще всего в паре. Если предложить детям задание исследовательского характера, требующее переноса знаний, обсуждения, то подобная совместная работа помимо учебных целей позволит достичь очень важных психолого-педагогических и воспитательных результатов. Речь идет о формировании и развитии умения работать в группе, о толерантности, взаимовыручке, о личной ответственности за коллективно полученный результат. Общаясь с компьютером, детям хочется не только поиграть в компьютерные игры, но и научиться рисовать, писать, искать интересующую их информацию, пользоваться компакт - дисками, Интернетом. Компьютерные программы Linux способны быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной школы (преемственность). Используя возможность выделения в тексте ключевых слов и фраз, ученик учится выбирать главное. Одновременно учитель формирует у детей навыки рационального запоминания материала. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
5. Использованная литература Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Молокова А. В. Информатизация начальной школы.

10


© 2010-2022