- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Начальная школа 21 век 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Начальная школа 21 век 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина Ю.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. - М: Вентана - Граф, 2009). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство», на основании рекомендаций МО и Н Челябинской области от 24.07.2013 г. № 03-02 / 5639 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году», согласно положению о рабочей программе МОУ СОШ № 48.
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Национально-региональный компонент
№ урока
Тема урока
Дата проведения
1
Народная вышивка Урала. Составление узоров в полосе.
2
Узоры Уральских кружевниц
3
Рисование на тему «Проводы зимы»
4
Рисование по представлению «Яркие бабочки Урала»
5
Рисование элементов «Уральской росписи. Мои любимые цветы.»
6
Узор для деревянной ложки.
7
Мой любимый уголок в моем городе
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Результаты освоения учебного предмета
Дата
Предметные
Личностные, метапредметные
План
Факт.
Кто такой художник?
1
Чем работает художник?
1
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.
Рисование осеннего дерева
Знать материалы и инструменты художника.
Работать кистью и акварельными красками
Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности.
Формирование мотивации к деятельности
2
Палитра
1
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
Знать, что такое палитра? Названия главных и составных цветов.
Рисование картин осени.
Умение самостоятельно работать по образцу.
Освоение способов творческого и поискового характера
3
Как появилось изобразительное искусство?
1
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников:
К. Бритов В мае, А. Герасимов После дождя, К. Моне Стог сена
Знать, что такое наскальный рисунок или наскальная живопись.
Уметь увидеть, как художник передаёт звуки окружающего мира в своей картине.
Рисование пейзажных мотивом на основе прослушанной музыки
Формирование умения с помощью формы передавать характер предмета.
Умение организовать рабочее место, работать красками.
4
Гуашь
1
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
Рисование радуги
Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Смыслообразова-ние, формирование целостного взгляда на мир,
Овладение навыками технического исполнения рисунка.
5
Кисть в руке художника
1
Освоение основ смешивания двух цветов, передача настроения с помощью цвета.
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: А. Саврасова Зима, Э. Дега Танцовщицы, Ф. Малявин Вихрь.
Рисование картины-фантазии (гуашь).
Выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Формулирование познавательной цели,развитие эстетических чувств,доброже-лательностии эмоционально-нравственной отзывчивости.
6
Придумываем, сочиняем, творим.
1
Как смешиваются музыка и стихи? Передача звуков красками. Рисование музыки.
Уметь придумать загадку (словесный образ) и нарисовать к ней отгадку (художественный образ)
Смыслообразова-ние, формирование целостного взгляда на мир,
Овладение навыками технического исполнения рисунка.
Искусство видеть и творить.
7
Художник - живописец
1
Ознакомление с произведениями художников - живописцев: В. Ван Гог Куст, А. Венецианов Вот-те и батькин обед.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Рисование осеннего парка.
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.
8
Художник - график
1
Передача настроения в творческой работе с помощью графических линий.
Техника работы с карандашом. рисование графических узоров.(карандаш)
Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов, последовательно вести линейный рисунок на тему
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке своей детельности.
9
Фломастеры
1
Виды и жанры изобразительного искусства.
Рисование открытки.(фломастер)
Знать, что такое штрих и штриховка;
Уметь правильно штриховать рисунок.
Умение работать самостоятельно.
10
Придумываем, сочиняем, творим.
1
Вспомнить сказки с известными сказочными героями, охарактеризовать их, нарисовать этих героев, максимально передавая их характер (групповая работа)
Формирование умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Умение сотрудничать в группе.
11
Художник - скульптор
1
Знакомство с работами известных скульпторов: И. Савенкова Всадник, Ф. Каменского Мальчик-скульптор
Передача настроения в творческой работе с помощью объёма и композиции.
Изготовление различных гипсовых фигурок.
Знать отличия скульптуры, из чего делают скульптуры.
Формирование основ эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве.
12
Пластилин и глина.
1
Знакомство с особенностями пластилина и глины, с правилами лепки.
Правилам работы с пластилином.
Лепить животных по памяти и по представлению.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы.
13
Аппликация.
1
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация.
Правилам работы при изготовлении аппликации.
Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок.
Технике безопасности при работе с ножницами.
Технике выполнения аппликации.
Последовательно наклеивать элементы композиции.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы
14
Художник - архитектор.
1
Создание моделей зданий.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Изготовление макета дома для своей игрушки (из бросового материала)
Правилам и технике выполнения архитектурного проекта.
Уметь использовать подручные материалы для конструирования.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы
15
Художник - прикладник
1
Познакомить с народными промыслами, народными мастерами:
Городецкая игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка.
Изготовление из глины Дымковской игрушки.
Знать места народных промыслов,отличия одной игрушки от другой;
Знать, что такое композиция;
Уметь вылепить из пластилина любую игрушку народного промысла.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы
16
Делаем игрушки сами.
1
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в изделии. Передача настроения в творческой работе с помощью композиции, объёма.
Изготовление из пластилина игрушек.
Передавать в изделии формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
Формирование основ художественной культуры на материале родного края, родной природы
Какие бывают картины?
17
Пейзаж
1
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Знакомство с картинами художников - пейзажистов: В. Курдюмов Зима в любимее; П. Сезан Дом с красной крышей.
Экскурсия в парк.
Рисование зимнего пейзажа.
Знать, что такое пейзаж;
Элементарным правилам работы с гуашью.
Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
18
Портрет
1
Виды и жанры изобразительного искусства: портрет.
Знакомство с картинами художников - портретистов: А. Венецианов Портрет Венециановой, К. Петров-Водкин Мать.
Особенности изображения человеческого лица.
Рисование портрета своего близкого человека.
Знать, что такое портрет и его особенности;
Уметь соблюдать пропорции при изображении лица человека.
Формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
19
Сюжет
1
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
Передавать в рисунке смысловые сюжетные связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги
20
Натюрморт
1
Дать толкование понятия «натюрморт»
Знакомство с произведениями художников: П. Сезан Фрукты, А. Матисс красные рыбки.
Знать отличие натюрморта от других жанров изобразительного искусства;
Уметь изображать натюрморт.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
21
Иллюстрация: рисунок в книге.
1
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях
Природа - великий художник
22
Акварель.
1
Ознакомление с техникой выполнения рисунка акварелью, с приёмами работы «по - сырому»
Знать особенности рисования акварелью.
Уметь пользоваться различными приёмами рисования акварелью: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.
Формирование основ художественной культуры на материале родной природы. Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.
23
Рассказываем сказку с помощью линий.
1
Особенности зарисовки деревьев: выбор стиля, формы, цвета, приёма.
Рисование деревьев
Пониманию линии и пятна как художественно - выразительных средствах живописи.
Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Развитие воображения и фантазии.
24
Рисуем животных из кляксы.
1
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, пятна.
Рисование кота из кляксы
Уметь увидеть в обычном необычное: клякса - рисунок.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности.
Развитие воображения и фантазии
25
Лепим животных.
1
Выбор и применение соразмерности для реализации собственного замысла в изделии.
Передача настроения в творческой работе с помощью композиции, объёма.
Изготовление животного и его детёныша.
Передавать в изделии формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии
26
Наблюдаем за птицами.
1
Представление о богатстве и разнообразии природы России и мира.
Освоение приёмов складывания из бумаги
Уметь выполнять простейшие приёмы складывания из бумаги.
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии
Музей в твоей книжке.
27
Изготавливаем птицу из бумаги.
1
Ознакомление с техникой оригами.
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов
Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.
28
Разноцветный мир природы.
1
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов
Овладение практическими умениями располагать изображение на листе бумаги. Развитие воображения и фантазии
29
Разноцветный мир природы.
1
Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.
Рисование состояния природы после дождя
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами
Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.
30
Состояния природы.
1
Познакомить с временами года, что модно изобразить в конкретное время года?
Знакомство с произведениями выдающихся художников:
А. Саврасов,
К, Юон.
Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства
31
Деревья
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала.
Рисование берёзовой рощи.
Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке;
Выбор способов решения поставленной задачи.
Формирование основ эстетического отношения к миру.
32
Цветы.
1
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Рисовать с натуры разнообразные цветы.
Выделять характерные особенности изображения цветов
Предвосхищение результата и уровня усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.
33
Придумываем, сочиняем, творим.
1
Коллективная работа:
«Скоро лето» (гуашь)
Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками на уроке. Развитие воображения и фантазии
Резерв - 1 ч.
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Ученик получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях
Учебно-методический комплекс
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф,2010г.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2010г.
Е.А.Ермолинская. Методические разработки уроков. Органайзер для учителя. 1 класс. - М.: «Вентана - Граф», 2010г.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт. - перераб. - М.: Просвещение, 2011
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1- 4-е изд., перераб.- М.:Просвещение,2011.-400 с.-(Стандарты второго поколения)
2. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М.,Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: - Просвещение, 2011.-23 с.
4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века».- М.: Вентана - Граф, 2011.
11.Декоратино-прикладное искусство./набор таблиц.-1999.
Интернет - ресурсы
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа:schkol-collection.edu.ru
-
Презентация уроков «Начальная школа».-.Режим доступа: nachalka.info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: festival.1september.ru
-
Презентации к урокам в начальной школе viki.rdf.ru