- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад по теме: Портфолио ученика
Доклад по теме: Портфолио ученика
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Исмаилова У.С. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности - «разучить» думать самостоятельно».
А. Дистервег
Актуальность проблемы:
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.
Одна из важных задач российского образования -создание системы мониторинга достижений школьников, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как -либо проявившегося себя.
Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель - обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.
Что такое портфолио?(Слайд2)
Портфолио для ученика начальной школы - это, своего рода, дневник роста - «Дневник моих достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности.
Портфолио ученика - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.Если говорить проще, портфолио - это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные контрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и т.п.(слайд 3)
Одной из основных целей составления портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком.(Слайд 4)
Ученики младших классов при оформлении портфолио не смогут обойтись без помощи родителей. Их помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, формировать личное отношение к полученным результатам.Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. поощрять их активность и самостоятельность;
3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;
4. формировать умение учиться., т. е. УУД - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат - способствовать повышению качества образования и воспитания.
Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио - нечто большее, чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.
Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.
Роль педагога в создании портфолио.
-
Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.
-
Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.
-
Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.
Всё это помогает формироваться личности ребенка.Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Портфолио - как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно - ориентированного образования..
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:
«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».(слайд 6)
На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе,но нет единых подходов и требований к ведению данной технологии.
Содержание к оформлению портфолио.
Портфолио наших учеников состоит из следующих разделов и работа с каждым из них построена так, чтобы эффективно шло формирование Универсальных Учебных Действий.
Титульный лист .
Содержит основную информацию(фамилия,имя и отчество ;учебное заведение, класс)контактную информацию и фото ученика.
Раздел 1 «Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя. возможные заголовки листов:
«Мое имя» -информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших это имя .Также, если фамилия ребенка интересная можно рассказать и о ней.
«Моя семья» -здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» -рассказ о родном городе(селе, деревни),о его интересных местах. Здесь также можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута то дома в школу.
«Мои друзья» -фотографии друзей, информацию об их интересах,увлечениях.
«Мои увлечения» -небольшой рассказ о том,чем увлекается ребенок.Можно написать о занятиях в спортивных секциях, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях.
«Мои любимые школьные предметы» -небольшие заметки о любимых школьных предметах,построенные по принципу «мне нравится….,потому что…».,высказывая о каждом предмете, найдя в нем что -то важное и нужное для себя.
«Моя школа» -рассказ о школе и о педагогах.
Раздел 2 «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами, а также рисунками, докладами, собираются таблицы, графики, показывающих динамику обученности по различным предметам, что позволяет увидеть и проследить уровень сформированности УУД. Данный раздел заполняется как учителем, так и детьми. В результате работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и личностные УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать, и корректировать свои действия, давать оценку своей учебной деятельности, формируется мотивация к дальнейшему обучению.
Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Раздел 4 «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать.
Раздел 5 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев и отзывов к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие, что позволяет развивать навыки рефлексии.
Раздел 6 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.
Раздел 7«Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. Ценность этой рубрики в том, что позволяет увидеть учащемуся себя глазами других и поднять свою самооценку.
Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка.
Важно помнить.
В 1 классе ,когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио ,без помощи взрослых ему не обойтись.Но по мере того,как он взрослеет эту помощь нужно сводить к минимуму.С самого начала необходимо построить работу ребенка таким образом,чтобы он сам прикладывал усилия к формированию портфолио.В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений,формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Вывод:
К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».
Закончить наше выступление я бы хотела словами Э. Хаббарта:
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
А портфолио , при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.
УКРОМНОВСКАЯ ОШ ! -!!! ступеней
Доклад
Портфолио ученика 1 класса,как средство создании ситуации успеха
Подготовила:
учитель начальных классов
Исмаилова У.С.
Симферополь 2014/2015 уч.г.