Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса УМК Перспективная начальная школа

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное автономное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»


Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол №______________

«_____»_____________________ 2015 г.

Руководитель ШМО

__________________Селиванова Е.Г.

Согласовано:

Зам.дир. по УВР МОАУ СОШ № 35 г.Орска

___________________________Кубрякова Н.С.

«_____»_____________________ 2015г.

Утверждаю:

Директор МОАУ СОШ № 35 г. Орска

_________________________Бадаева Е.Н.

«_____»_____________________ 2015г.








Рабочая программа

по окружающему миру для 1 класса





Составитель:

учитель начальных классов

Юрьева Рушана Шамильевна



г. Орск, 2015



Рабочая программа по окружающему миру.


1 класс. УМК «Перспективная начальная школа».

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального образования МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» и авторской программы Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа» ) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная рабочая программа по «Окружающему миру» разработана для обучения в 1 классе и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ , программы «Окружающий мир» авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., которая создана на основе концепции «Перспективная начальная школа» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2009) серии «Стандарты второго поколения».

1.Общая характеристика учебного предмета

Целью уроков предмета «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий.

Основные задачи уроков «Окружающий мир»:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта - опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.

В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа - растения - животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) - труд человека - образцы поведения в природе.

Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию.

2.Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения. . Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. Структура учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в обучаемого, то в роли обучающего ( консультант, экспериментатор). Виды организации учебной деятельности: - наблюдения природы и общественной жизни, - практические работы, - опыты, - творческие задания, - дидактические и ролевые игры, - учебные диалоги, - моделирование объектов и явлений окружающего мира.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане


Согласно программе на изучение программного материала в 1 классе отводятся 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.


4.Особенность по отношению к ФГОС НООО: требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса «Окружаю­щий мир» являются: • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ­ственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства (самоопре­деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать з делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежнос­ти в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окру­жающий мир» являются: • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружаю­щий мир» являются:
  • усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из­ученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по­лучения дальнейшего образования в области естественно-на­учных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать ин­формацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружаю­щего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элемен­тарными правилами нравственного поведения в мире приро­ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и ис­торико-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и куль­туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

5.Универсальные учебные действия, формируемые на предмете.


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях

отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или

плохие.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих

нравственных ценностей).

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на

уроке.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого

текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Выразительно читать и пересказывать текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

6. Планируемые результаты освоения программы

-сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

-различать предметы и выделять их признаки;

-проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

-объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

-сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную

информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

-называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

-проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года;

-называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

-описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

-наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года

-приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

-проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

-различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

-называть органы чувств человека и их основные функции;

-называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

-проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

-оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

-проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

-различать и оценивать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

-оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

-называть имя своего города и название своей улицы;

-называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;

-узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб, герб Оренбургской области и города Орска;

-выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и в других присутственных местах;

-подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;

-называть имя своего края, города (села, поселка), название своей школы, адрес школы;

-называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях; о достопримечательностях города

Орска;

-узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

-рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и

памятникам истории и культуры родного края.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

-называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

-использовать мобильный телефон для связи с родителями;

-выполнять правила перехода проезжей части улицы;

-называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

-называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего

сугроба);

-приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

-использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями или учителем;

-соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

-соблюдать правила безопасного поведения на улице;

-соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

-соблюдать правила сбора лекарственных растений;

-оказывать первую помощь при укусе пчелы и осы.

7.Содержание учебного предмета (66 ч.)

Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и

неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки

объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма,

сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы

(например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое - лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных

исследований.

Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет,

тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с

разнообразием плодов и семян на основе наблюдений (по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения.

Распознавание растений (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.

Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора

грибов.

Животные - как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.

Примеры явлений природы. Смена времен года.

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет

перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание

воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в

зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега

и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных

весной (забота птиц о будущем потомстве).

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений,

потомство у животных). Летний отдых.

Человек и общество

Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником. Человек и общество

Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном

классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и

сменная обувь.

Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России», Примеры

животных из Красной книги России и Оренбургской области(изображение животных из Красной книги на юбилейных монетах России).

Разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.

Труд людей в осенний период года.

Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю. Наша Родина - Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва - столица России.

Достопримечательности столицы - Красная площадь, Кремль, метро. Достопримечательности города Орска. Знакомство с

государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; герб

Оренбургской области и города Орска; правила поведения при прослушивании гимна.

Правила безопасного поведения

Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила

безопасного поведения на улице.

Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).

Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов

(не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).

Правила поведения при сборе лекарственных трав.

Первая помощь при укусе насекомыми (пчёлы, осы).

8. Материально-техническое обеспечение.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир 1 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Тематическое планирование


Календарные

сроки

урока

Раздел

(кол-во часов,

тема)

Планируемый результат

Возможные виды деятельности



Тема

Кол-во часов

Освоение предметных знаний

УУД


Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

1 четверть (18 часов)

1. Где живет семья Ивановых

1.

Знакомство с героями учебника. Беседа о городе, его достопримечательностях, понимание слова «адрес», заучивание своего адреса, адреса школы.

Адекватная

мотивация учебной деятельности Учебные и познавательные мотивы

Ориентация на моральные нормы и их выполнение

Нравственно-этическая ориентация

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Использование знаково-символических средств

Овладение действием моделирования

Умение структурировать Знания

постановка и формулирование проблемы

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Установление причинно-следственных связей

Учёт позиции собеседника (партнера)

Организация и осуществление сотрудничества

Кооперация с учителем и сверстниками

Постановка вопросов Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Изображать путь от дома до шко­лы с помощью условных обозначений. Обсуждать коллективно необходи­мость соблюдения правил здорового образа жизни.

2.

1.

3. Мы познаем мир

1.

Наблюдение природных объектов, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности Оценивать результаты своих на­блюдении о природе родного края.

4.

1.

5. Мы познаем мир с помощью органов чувств

1.

Что такое окружающий мир. Природа как важ­нейшее условие жизни человека. Органы чувств: нос, глаза, уши, кожа Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыт.

Познакомиться с органами чувств. Опытное определение признаков предметов с помощью органов чувств.

6.

1.

7. Что нас окружает

1.

Как человек познает природу. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и жи­вой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Признаки живой природы Группировать (классифициро­вать) объекты живой или неживой природы по отличительным призна­кам. Приводить примеры веществ, опи­сывать их.

8.

1.

Живая природа (10 ч)

9.

Животные - часть природы

1.

Животные: разнообразие

(насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Отличительные признаки животных

Адекватная мотивация учебной деятельности

Учебные и познавательные мотивы

Ориентация на моральные нормы и их выполнение

Нравственно-этическая ориентация

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Использование знаково-символических средств

Овладение действием моделирования

Умение структурировать знания

Постановка и формулирование проблемы

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Установление причинно-следственных связей

Учёт позиции собеседника (партнера)

Организация и осуществление сотрудничества

Кооперация с учителем и сверстниками

Постановка вопросов

Различать животных по признакам. Приводить примеры

животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида

10.

Дикие и домашние животные

1.

Знакомство с отличительными признаками диких и домашних животных.

Характеризовать диких и домашних животных. Классифицировать по признакам: домашние - дикие.

11.

1.

12.

Насекомые - часть природы

1.

Ознакомление с отличительными признаками насекомых

Раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть на­секомых родного края

13.

1.

14.

Растения - часть живой природы

1.

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Части растения

Классифицировать дикорастущие и культурные растения. Различать растения используя информацию полученную в ходе наблюдения, чтения, работы с иллюстрациями

15.

1.

16.

Что общего у трав, кустарников и деревьев

1.

Выявление черт сходства и отличия растений, ознакомление с термином «органы растений»

Передача своих впе­чатлений об окру­жающем мире в ри­сунках, поделках, устных рассказах. Приводить примеры хвойных и листвен­ных деревьев своего края; примеры кустарни­ков и травянистых растений своего края

17.

Как растения расселяются на новые места

1.

Выявление особенностей распространения семян растений, отличительных признаков плодов и семян.

Анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения. Использование ис­точников инфор­мации для получе­ния дополнитель­ных сведений об окружающем мире

18.

1.

2 четверть (14 часов)

Природа и ее сезонные изменения (38 ч)

19. Природа и ее сезонные изменения

1.

Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Времена года, их особенности

Адекватная мотивация учебной деятельности

Учебные и познавательные мотивы

Ориентация на моральные нормы и их выполнение

Нравственно-этическая ориентация

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Использование знаково-символических средств

Овладение действием моделирования

Умение структурировать знания

Постановка и формулирование проблемы

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Установление причинно-следственных связей

Учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

Кооперация с учителем и сверстниками

Постановка вопросов

Описывать сезонные изменения в природе. Пересказывать и понимать тексты о природе. Анализировать народные предметы связанные с погодой.

20. Жизнь растений осенью

1.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Анализировать изменения природы осенью.

21.

1.

22. Труд людей осенью

1.

Изменения в жизни растений осенью. Признаки осени. . Различение овощей и фруктов.

Приводить примеры трудовой деятельности человека осенью. Работа с дополнительным материалам по сбору информации. Составление рассказа «Труд людей осенью»

23. Как животные готовятся к зиме

1.

Признаки зимы (на основе наблюдений). Подготовка животных к зиме. Перелетные и зимующие

птицы

Классифицировать животных по способу зимовки, птиц на перелетных и зимующих. Приводить примеры подготовки животных к зиме.

24.

1.

25. Пришла зима

1.

Времена года. Изменение в природе с приходом зимы (на основе наблюдений)

Характеризовать природные изменения с приходом зимы. Анализировать народные приметы о зиме.

26.

1.

27. Снежные загадки

1.

Обобщение знаний о сезонных изменениях в природе. Опыты со снегом.

Проводить опыты со снегом. Делать обобщающие выводы. Работа в группах.

28. Жизнь лесных зверей зимой

1.

Жизнь лесных зверей и

помощь птицам в зимнее время. Признаки сходст­ва млекопитающих жи­вотных.

Уточнение и дополнение знаний о зимовке животных. Работа с дополнительными источниками информации.

29.

1.

30. Как помочь птицам зимой

1.

Обобщение жизненных наблюдений за зимующими птицами.

Составление рассказа о зимующих птицах. Передача своих впечатлений об окружающем мире

в рисунках, поделках.

31.

1.

32. Есть ли жизнь в воде подо льдом?

1.

Знакомство с жизнью некоторых животных и растений подо льдом. Выделение существенных признаков рыб.

Знакомство с признаками рыб. Обсуждение и составление рассказа о жизни подо льдом.

3 четверть (18 часов)

33.

Как зимуют травы, кустарники и деревья?

1.

Расширение представлений о жизни деревьев и кустарников в зимний период. Знакомство с особенностями жизни травянистых растений зимой.

Адекватная мотивация учебной деятельности

Учебные и познавательные мотивы

Ориентация на моральные нормы и их выполнение

Нравственно-этическая ориентация

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Использование знаково-символических средств

Овладение действием моделирования

Умение структурировать знания

Постановка и формулирование проблемы

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Установление причинно-следственных связей

Учёт позиции собеседника (партнера)

организация и осуществление сотрудничества

Кооперация с учителем и сверстниками

Постановка вопросов

Обобщение знаний о жизни зимой деревьев, кустарников, трав в зимний период. Работа с дополнительными источниками информации.

34.

1.

35.

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1.

Определение различных видов деревьев и кустарников по силуэтам, почкам, коре.

Характеризовать растения по внешним признакам. Приводить примеры хвойных растений. Сравнивать и различать деревья кустарники и травы.

36.

1.

37.

Труд людей зимой

1.

Обобщение знаний о труде людей в зимний период. Безопасность поведения зимой.

Обобщение жизненных наблюдений за трудом человека в зимнее время. Правила безопасности зимой.

38.

Весна пришла

1.

Явления природы. Весенние изменения в при­роде

Характеризовать весенние природные изменения . приводить примеры народных примет о весне.

39.

1.

40.

Какие растения весной цвести торопятся

1.

Знать раннецветущие растения, причины раннего цветения растений. Уметь отличать первоцветы от остальных растений.

Знакомство с первоцветами Оренбуржья. Работа с дополнительными источниками информации.

41.

1.

42.

Как животные весну встречают

1.

Знать об изменениях в жизни животных весной. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.

Составлять рассказ по иллюстрации об изменениях жизни животных с приходом весны. Сравнивать внешние изменения.

43.

1.

44.

Про больших и маленьких

1.

Знать, как появляется потомство у животных. Уметь сравнивать животных и их детенышей.

Характеризовать способы питания, размножения животных и птиц. Сравнивать внешние признаки животных и их потомства.

45.

1.

46.

Ждем лето

1.

Знать об основных изменениях в природе с приходом лета. Уметь устанавливать взаимосвязи в природе в летний период

Характеризовать летние природные изменения . Приводить примеры народных примет о лете. Проводить сравнительный анализ природных изменений с летом с другими временами года.

47.

В лес по ягоды пойдем

1.

Знать питательные и целебные свойства ягод. Уметь приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. Иметь представление о правилах сбора ягод.

Работа с иллюстрациями учебника, составление рассказа. Учиться различать съедобные и ядовитые ягоды.

48.

1.

49.

С лукошком за грибами

1.

Знать признаки и названия грибов. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы края. Знать правила сбора грибов.

Ознакомление с царством Грибы.

Части гриба

Различать съедобные и ядовитые грибы. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни человека.

50.

4 четверть (16 часов)

51. Зеленая аптека

1.

Знать некоторые лекарственные растения края. Иметь представления о сборе и использовании лекарственных растений.

Обобщение знаний о мире растений. Работа с дополнительными источниками информации. Описывать внешний вид и полезные свойства лекарственных растений нашего края.

52.

1.

53. Природа и мы

1.

Уметь соблюдать правила безопасности в природе. Знать виды и формы помощи человека природе.

Знакомство с термином «экология». Приводить примеры влияния человека на окружающую среду. Выработка правил поведения на природе.

54.

1.

55. Красная книга

1.

Знать некоторые растения и животных Красной книги России и Оренбурья. Уметь устанавливать взаимосвязи в жизни растений и животных.

Знакомство с растениями, занесенными в красную книгу. Работа с дополнительными источниками информации.

56.

1.

Наша родина - Россия (10 ч)

57.

Родной край

1.

Знать названия планеты, страны, региона, города. Уметь описывать достопримечательности родного края. Называть виды растений и животных края. Адекватная мотивация учебной деятельности учебные и Познавательные мотивы ориентация на моральные нормы и их выполнение Нравственно-этическая ориентация Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу Контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Использование знаково-символических средств Овладение действием моделирования Умение структурировать знания Постановка и формулирование проблемы Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Установление причинно-следственных связей Учёт позиции собеседника (партнера) организация и осуществление сотрудничества Кооперация с учителем и сверстниками

Постановка вопросов

Осмысление понятий: Родина, малая родина.

Обобщение знаний о родном крае, городе. Знакомство с историей родного края.

58.

Наша родина - Россия

1.

Знать название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей. Уметь описывать достопримечательности России

Обобщить знания о России. Работа с дополнительными источниками информации.

59.

Государственная

символика

1.

Знать государственную символику России, первый куплет и припев гимна,. Уметь описывать традиции, обычаи, историю государственных символов

Знакомиться с особенностями Го­сударственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).

Подбирать информацию об отдель­ных фактах истории флагов России.

60.

1.

61.

Москва - столица нашего государства

1.

Знать столицу государства, главную площадь, иметь представление о Кремле. Уметь описывать достопримечательности Москвы.

Описывать достопримечательности Москвы. Находить и работать с информацией из дополнительных источников.

62.

1.

63.

1.

64.

Экскурсия в город

1.

Знать правила безопасного поведения в городе. Уметь описывать достопримечательности.

Уметь соблюдать правила безопасного поведения в городе во время экскурсии, правила дорожного движения.

65.

1.

66.

Обобщение «Мы

и окружающий

мир»

1.

Знать правила членов клуба. Уметь написать и отправить письмо.

Знакомство с правилами членов клуба «Мы и окружающий мир».



© 2010-2022