Сборник «Методы и приёмы решения текстовых задач в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








































Областной Интернет-конкурс-2013

«Выставка-ярмарка педагогических идей»

Сборник «Методы и приёмы решения текстовых задач в начальной школе»Сборник «Методы и приёмы решения текстовых задач в начальной школе»




















Сёмина В.В., учитель начальных классов

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области



Технология

«Методы и приёмы решения текстовых задач по математике в начальной школе»

/тезисы/




Мамоново 2013














































Сёмина В.В., учитель начальных классов

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области







Сборник «Методы и приёмы решения текстовых задач в начальной школе»










Мамоново 2013
















































Дипломом участника награждена Сёмина Валентина Викторовна, учитель начальных классов МОУ "Мамоновская ООШ" Пронского района Рязанской области

Сборник «Методы и приёмы решения текстовых задач в начальной школе»


Социальные изменения в современном мире настолько быстро и значительны, что мало кто сомневается в том, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличающимся от того, в котором живут их родители. Если еще сравнительно недавно высоким и достаточным считался такой уровень знаний, когда ученики письменно или устно воспроизводили полученную в ходе обучения информацию, то сейчас более значимым является умение сравнивать, анализировать, обобщать, квалифицировать, ориентироваться в разной информации, самостоятельно приобретать знания без перегрузок, с высоким качеством. Арифметические (текстовые) задачи занимают значительное место в содержании курса математики начальной школы. В обучении математике они призваны реализовать ряд функций: формирование математических понятий, развитие мышления школьников, формирование умения решать

3 задачи и др. Изменение приоритета одних функций по отношению к другим обусловливает разнообразие технологических и методологических подходов к обучению решению задач, принципиально отличающихся друг от друга целями обучения. Математика является одним из тех предметов, где представляют большие возможности для развития мышления и способностей к познавательной деятельности. Особенность начального курса математики заключается в том, что он строится на системе целесообразных задач и практических работ. Это значит, что каждое новое понятие усваивается при решении тех или иных текстовых задач. Роль задач в обучении математике заключается в том, что в процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Учебные математические задачи являются очень эффективным и часто незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики, вообще математических теорий. Велика роль задач в развитии мышления и в математическом воспитании учащихся, в формировании у них умений и навыков в практических применениях математики. Решение задач хорошо служит достижению всех тех целей, которые ставятся перед обучением математике. При обучении математике задачи имеют большое и многостороннее значение. Решая математическую задачу, человек познает много нового: знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче, с применением математической теории к ее решению, познает новый метод решения или новые теоретические разделы математики, необходимые для решения задачи, и т. д. Иными словами, при решении математических задач человек приобретает математические знания, повышает свое математическое образование. При овладении методом решения некоторого класса задач у человека формируется умение решать такие задачи, а при достаточной тренировке - и навык, что тоже повышает уровень математического образования. Практическое значение математических задач заключается в том, что при решении математических задач ученик обучается применять математические знания к практическим нуждам, готовится к практической деятельности в будущем, к решению задач, выдвигаемых практикой, повседневной жизнью. Каждая конкретная учебная математическая задача предназначается для достижения чаще всего не одной, а нескольких педагогических, дидактических, учебных целей. 4













































































И эти цели характеризуются как содержанием Задачи, так и назначением, которое придает задаче учитель. Дидактические цели, которые ставит перед той или иной задачей учитель, определяют роль задач в обучении математике. В зависимости от содержания задачи и дидактических целей ее применения из всех ролей, которые отводятся конкретной задаче, можно выделить ее ведущую роль.

Обучающая роль математических задач заключается в том, что математические задачи выполняют при формировании у учащихся системы знаний, умений и навыков по математике и ее конкретным дисциплинам. Следует выделить несколько видов задач по их обучающей роли.

1) Задачи для усвоения математических понятий. Известно, что формирование математических понятий хорошо проходит при условии тщательной и кропотливой работы над понятиями, их определениями и свойствами. Чтобы овладеть понятием, недостаточно выучить его определение, необходимо разобраться в смысле каждого слова в определении, четко знать свойства изучаемого понятия. Такое знание достигается, прежде всего, при решении задач и выполнении упражнений.

2) Задачи для овладения математической символикой. Одной из целей обучения математике является овладение математическим языком и, следовательно, математической символикой. Простейшая символика вводится в начальной школе (знаки действий, равенства и неравенства, скобки, знаки угла и его величины и т. д.). Правильному употреблению изучаемых символов надо обучать, раскрывая при решении задач их роль и назначение.

3) Задачи для обучения доказательствам. Обучение доказательствам - одна из важнейших целей обучения математике.

4) Задачи для формирования математических умений и навыков.

5) Обучающую роль играют и задачи, предваряющие изучение новых математических фактов, концентрирующие внимание учащихся на вновь изучаемых идеях, понятиях и методах математики, задачи, с помощью которых вводятся новые понятия и методы, задачи, создающие проблемную ситуацию с целью приобретения учащимися новых знаний.


5 Текстовые задачи используются для раскрытия смысла арифметических действий и ознакомления с некоторыми математическими отношениями. Кроме того, решение задач способствует лучшему освоению включенных в программу вопросов теории. Обучение предполагает не только овладение учащимися определенной суммой знаний и умений, но и формирование и развитие общеучебных умений, которые связаны с самостоятельным получением знаний и их применением на практике.
Цель технологии: реализовать идею развивающего обучения.
Актуальность технологии развивающего обучения решению задач в начальной школе состоит в том, что на современном этапе обучения меняется содержание общеучебных знаний и умений. Уровень интеллектуального развития учащегося определяется главным образом степенью сформированности умений оценивать свои знания и осознавать необходимость новых знаний, добывать новые знания, приобретать полученные знания (анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия).

Особенности технологии


В основу технологии положена работа по подготовке учащихся начальной школы к универсальным способам получения и применения знаний на практике. Процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к математической. В основе этого перехода лежит смысловой анализ текста и выделение в нем математических понятий и отношений. Учащиеся должны быть подготовлены к этой деятельности, поэтому их знакомство с текстовой задачей следует проводить после специальной работы по формированию математических понятий и отношений, которые будут использованы при решении задач. После того, как учащиеся достигнут определенный уровень развития логических приемов мышления (анализа и синтеза, сравнения, обобщения), можно говорить о готовности школьников к знакомству с текстовой задачей.

Направления деятельности учащихся


Первое направление - это работа, ориентированная на осознание особенностей данной задачи и обобщение способа ее решения. Она включает осознание средств, способствовавших поиску решения данной
6





















































































задачи; получение выводов, которые можно использовать при решении других задач; поиск различных способов решения данной задачи, приводящих к одному или нескольким ответам. Второе направление - это работа по овладению общими умениями при выполнении заданий, сформулированных к данной задаче. При подготовке к урокам необходимо учитывать: ведущую роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, осознание учащимися процесса обучения, общее развитие детей. Чтобы реализовать эти требования, нужно создать доброжелательную, доверительную атмосферу в классе, чтобы учащиеся были заинтересованы, а их деятельность связана с эмоциональными переживаниями (с радостью новых открытий, пусть и не больших).


Общие вопросы технологии обучения решению задач

Научить детей решать задачи - значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбрать, а затем и выполнить арифметические действия.

В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида

Работа над задачами не должна сводиться к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, а затем другого и т.д.

Главная ее цель - научить детей осознано устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение. Чтобы добиться этого, учитель должен предусмотреть в методике обучения решению задач каждого вида такие ступени:

  1. Подготовительную работу к решению задач.
  2. Ознакомление с решением задач.
  3. Закрепление умения решать задачи.


7

Подготовительная работа к решению задач

На этой ступени обучения решению задач того или другого вида должна быть создана у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных ситуаций, о которых говорится в задачах.

До решения простых задач ученики усваивают знание следующих связей:

  • связи операций над множествами с арифметическими действиями, то есть конкретный смысл арифметических действий. Например, операция объединения непересекающихся множеств связана с действием сложения; если имеем 4 и 2 флажка, то чтобы узнать, сколько всего флажков, надо к 4 прибавить 2;
  • связи отношений «больше» и «меньше» (на сколько единиц и в несколько раз) с арифметическими действиями, то есть конкретный смысл выражений «больше на…», «больше в … раз», «меньше на…», «меньше в … раз». Например, больше на 2, это столько же и еще 2, значит, чтобы получить на 2 больше, чем 5, надо к 5 прибавить 2;
  • связи между компонентами и результатами арифметических действий, то есть правила нахождения одного из компонентов арифметических действий по известному результату и другому компоненту. Например, если известна сумма и одно из слагаемых, то другое слагаемое находится действием вычитания. Из суммы вычитают известное слагаемое;
  • связи между данными величинами, находящимися в прямо или обратно пропорциональной зависимости, и соответствующими арифметическими действиями. Например, если известна цена и количество, то можно найти стоимость действием умножения.

Кроме того, при ознакомлении с решением первых простых задач, ученики должны усвоить понятия и термины, относящиеся к самой задаче и ее решению (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ на вопрос задачи). Подготовкой к решению составных задач будет умение вычленять систему связей, иначе говоря, разбивать составную задачу на ряд простых, последовательное решение которых и будет решением составной задачи.

8






Ознакомление с решением задач На этой второй ступени обучения решению задач дети учатся устанавливать связи между данными и искомым и на этой основе выбирать арифметические действия, то есть они учатся переходить от конкретной ситуации, выраженной в задаче к выбору соответствующего арифметического действия. В результате такой работы учащиеся знакомятся со способом решения задач рассматриваемого вида. В методике работы на этой ступени выделяются следующие этапы: 1 этап - ознакомление с содержанием задачи; 2 этап - поиск решения задачи; 3 этап - выполнение решения задачи; 4 этап - проверка решения задачи. Выделенные этапы органически связанны между собой, и работа на каждом этапе ведется на этой ступени преимущественно под руководством учителя. Ознакомление с содержанием задачи Ознакомится с содержанием задачи - значит прочитать ее, представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче. Читают задачу, как правило, дети. Учитель читает задачу лишь в тех случаях, когда у детей нет текста задачи или когда они еще не умеют читать. Очень важно научить детей правильно читать задачу: делать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор действий, таких как «было», «убрали», «осталось», «стало поровну» и т.п., выделять интонацией вопрос задачи. Если в тексте задачи встретятся непонятные слова, их надо пояснить или показать рисунки предметов, о которых говорится в задаче. Задачу дети читают один - два, а иногда и большее число раз, но постепенно их надо приучать к запоминанию задачи с одного чтения, так как в этом случае они будут читать задачу более сосредоточенно.

9

Читая задачу, дети должны представлять ту жизненную ситуацию, которая отражена в задаче. С этой целью полезно после чтения предлагать им представить себе то, о чем говорится в задаче, и рассказать, как они представили.

  1. Поиск решения задачи.
После ознакомления с содержанием задачи нужно приступить к поиску ее решения: ученики должны выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа, установить связи между данными и искомыми и на этой основе выбрать соответствующие арифметические действия. При введении задач нового вида поиском решения руководит учитель, а затем учащиеся выполняют это самостоятельно. В том и другом случае используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся иллюстрация задачи, повторение задачи, разбор и составление плана решения задачи. Иллюстрация задачи - это использование средств наглядности для вычисления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними. Иллюстрация может быть предметной или схематичной. Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той жизненной ситуации, которая описывается в задаче. Ею пользуются только при ознакомлении с решением задач нового вида и преимущественно в 1 классе. Для иллюстрации задачи используются либо предметы, либо рисунки предметов, о которых идет речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное содержание задачи. Наряду с предметной иллюстрацией, начиная с 1 класса, используется и схематическая - это краткая запись задачи. Задачи, связанные с движением, также можно иллюстрировать с помощью чертежа. Используя иллюстрацию, ученики могут повторить задачу. При повторении лучше, чтобы дети объясняли, что показывает каждое число и что требуется узнать в задаче. При ознакомлении с задачей нового вида, как правило, используется какая- либо одна иллюстрация, но в отдельных случаях полезно выполнить предметную и схематичную иллюстрацию. 10








































В процессе выполнения иллюстрации некоторые дети находят решение задачи, то есть они уже знают, какие действия надо выполнить, чтобы решить задачу. Однако часть детей может установить связи между данными и искомыми выбрать соответствующее арифметическое действие только с помощью учителя. В этом случае учитель проводит специальную беседу, которая называется разбором задачи. Разбор составной задачи заканчивается составлением плана решения - это объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по порядку арифметических действий.
  1. Решение задачи.

Решение задачи - это выполнение арифметических действий, выбранных при составлении плана решения. При этом обязательны пояснения, что находим, выполняя каждое действие. Надо учить детей правильно и кратко давать пояснения к выполняемым действиям. Решение задачи может выполняться устно и письменно.

В начальных классах могут быть использованы такие основные формы записи решения:

  • составление по задаче выражения и нахождение его значения;
  • запись решения в виде отдельных действий с пояснением или без них;
  • с вопросами;
  • проверка решения задач. Проверить решение задачи - значит установить, что оно правильно или ошибочно.


Закрепление умения решать задачи Для правильного обобщения способа решения задач определенного вида большое значение имеет система подбора и расположения задач. Система должна удовлетворять определенным требованиям. Прежде всего, задачи должны постепенно усложнятся. Усложнение может идти как путем увеличения числа действий, которыми решается задача, так и путем включения новых связей между данными и искомым.

11


Областной Интернет-конкурс-2013

«Выставка-ярмарка педагогических идей»


Сёмина В.В., учитель начальных классов

МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области


Сборник «Методы и приёмы решения текстовых задач в начальной школе»Сборник «Методы и приёмы решения текстовых задач в начальной школе»






Технология

«Решение текстовых задач по математике в начальной школе»

/тезисы/



© 2010-2022