- Преподавателю
- Начальные классы
- Библиотечный урок. Сказки о животных. Рубрика «Книжная полная»
Библиотечный урок. Сказки о животных. Рубрика «Книжная полная»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федосова С.А. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель урока: формировать умения выбирать книгу по заданной теме, ориентироваться в книге по оглавлению, систематизировать знания по теме «Сказки о животных».
Задачи:
- Научить узнавать особенности народной сказки; оценивать литературного героя произведения по его поступкам; обобщать и классифицировать материал по теме «Сказки о животных».
- Воспитывать интерес к содержанию сказок, развивать умение сопоставлять свои поступки, с поступками героев литературных произведений.
- Развивать самостоятельность, чувство сопричастности к Родине, навыки сотрудничества.
Этапы урока
Содержание урока
1. Орг. момент Слайд 1 - В класс пришли вы все учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, слушайте внимательно.
2. Определение темы урока - Перед вами карточки жёлтого цвета. Прочитайте слова (рассказ, повесть, роман, басня, стихотворение, мифы, былины, сказка). Что же обозначают эти слова? С какими видами художественных произведений вы уже знакомы? Что читали? - А вот о каком литературном жанре у нас сегодня пойдет речь на уроке, вы угадаете, прослушав музыкальный отрывок (детская песня «В гостях у сказки»). - К какому жанру подходит данный музыкальный отрывок? - Значит, о чем мы сегодня будем говорить? Слайд 1,1 - Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство - страна сказок. И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы - самые высокие, терема расписные, птицы самые звонкие, а животные такие необычные! Слайд 2 Предлагаю вам отправиться в путь - дороженьку. А царство это находится ….. на зеленых холмах, средь лугов и дубрав. На радость всем красуется, Сказкоградом именуется.
3. Актуализация знаний и умений 1) - Почетным жителем Сказкограда, конечно же, является сказка! Кто даст определение, что такое сказка? (произведение о вымышленных событиях) - Проверим себя по толковому словарю. Работа с толковым словарем. - Работа со схемой. Запись слова: сказка. - В Сказкограде живет много бабушек. Как вы думаете, почему? А давайте-ка сейчас мы заглянем к одной такой бабушке. Слайд 3 2) Сценка. Бабушка с внуками. Бабушка. - Все дела переделала, теперь можно и отдохнуть. (Садится и вяжет.) Внучка. - Бабушка, расскажи нам сказку. Бабушка. - А какую хотите сказку, внучата? Внучка. - А разве сказки бывают разные? Бабушка - Есть сказки волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара. Внучка. - А есть еще сказки про зверей. Бабушка - Правильно. Но в них нет волшебных превращений. Внучка. - Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Бабушка. - А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки. Внучка. - Бабушка, а почему А.С. Пушкин говорит: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок?" Бабушка. - Сказка - ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду. Внучка. - Я поняла, сказки учат нас быть добрее. Внук - Сказки гуляют по свету, ночь, запрягая в карету. Сказки живут на полянах, бродят на зорьке в туманах. Внучка. - Мир, озарив чудесами, сказки летят над лесами, На подоконник садятся, в окна, как в речки, глядятся. Внук - Сказки со мною повсюду, их никогда не забуду. Пусть Зло на проделки хитро, но все ж побеждает Добро!
3) - О чем же рассказала нам бабушка? Какие бывают сказки? - Работа со схемой. Типы сказок (по содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных). - На какие еще 2 группы можно разделить сказки? Сказки могут быть … какими? Схема. Народные и авторские.
4) - Где могут жить сказки? Слайд 4 У кого из вас есть дома своя собственная библиотека? Какие книги живут у вас? - У нашей дорогой бабушки тоже есть своя собственная библиотека. Она предлагает выбрать любую понравившуюся вам книгу. - Рассмотрите свою книгу. Если в вашей книге много произведений, то где можно посмотреть название сказок? Назовите авторские сказки. Народные. Молодцы!
4. Открытие новых знаний.
1) - Подумайте и скажите, какие сказки, по вашему мнению, самые древние: волшебные, сказки о животных или бытовые? Слайд 5 В глубокой древности человек не отделял себя от окружающей природы. Солнце, луна, деревья, птицы, звери - все они были для него живыми существами. Значит, они могли разговаривать, двигаться, приносить пользу или вред. Сказки о животных отличаются тем, что в них звери и птицы говорят и действуют, как люди. Более того, часто под образами животных подразумеваются люди. Кот, петух, лиса, волк, медведь и многие другие герои сказок раскрывают нам понятия добра и зла, рассказывают об уме и глупости, о смелости и трусости. Согласны? - Скорее всего, сказки о животных самые древние.
Слайд 6 2) - Представьте себе далёкое-далёкое прошлое, когда не было ни письменности, ни книг, ни школ. Какое значение для человека имела тогда сказка? (знакомила с окружающим миром, событиями, воспитывала, обучала) Слайд 7 - Сейчас мы многое знаем об окружающем нас мире, т. к. живём в век информации, можем почерпнуть ее из разных источников. Как вы думаете, из каких? - Нужно ли нам читать сказки о животных? - На какой вопрос мы должны ответить к концу урока?
3) - Мы с вами определили, что первыми в Сказкограде поселились сказки о животных. Но поселились они на разных улицах. На 1 улице поселились: (Сказки о животных делят на пять групп - схема на доске): 1 улица: - сказки о диких зверях; "Лиса и волк" 2 улица: - о диких зверях и домашних животных; "Волк и семеро козлят" 3 улица: - о домашних животных; "Собака и кот" 4 улица: - о человеке и животных; "Мужик и медведь" 5 улица: - о птицах или рыбах. "Журавль и цапля" - Приведите примеры сказок для каждой группы.
Слайд 8 - Физминутка: - Герой р. н. сказки журавль очень скучал и решил присоединиться к нашему уроку. Приготовил для вас загадку: Большая птица - мороза не боится. С крыльями, а не летает - ловко прыгает, ныряет. Танец пингвинят.
5.
В группах 4) - Пингвиненок живет в холодных краях, никогда не видел наш терем-теремок. Давайте мы его в наш теремочек пригласим. - "Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок - не высок. Кто-кто в теремочке живет?" А теремок у нас особенный, мы заселим его героями из сказок. а)- Подумайте и напишите на стикерах главных героев, которые часто встречаются в сказках о животных. - Команды по очереди называют главных героев. Если какого-то героя не написали, дописывают. - На стикерах другого цвета напишите качества характера героев сказок, соедините их с карточками, на которых записаны герои сказок. - На какие 2 группы вы бы разделили этих героев? - Объясните, почему так разделили? - С кем из них вы бы хотели дружить, а с кем - нет? - На кого бы вам хотелось быть похожими?
6. Цифровая лаборатория «Архимед». Практикум. Исследование реакции человека при встрече с героями сказок. - выводы: - если нам сказочный герой приятен, наш организм реагирует положительно. Это благотворно влияет на наше здоровье. Если неприятен - мы чувствуем дискомфорт. Это может ухудшить наше состояние. - А чтобы с нами хотели дружить, какими нам надо быть?
7. - Герои сказок имеют свои характеры, на кого-то нам хочется быть похожими, на кого-то нет. Так чему же нас учит сказка? - Сказка - это маленькая модель мира, мы многому учимся у героев сказок. - Сказка нужна всем - и большим, и маленьким. Сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, «измерить» самочувствие. - Читайте сказки и будьте здоровы!
Сказки о животных - один из способов познания детьми этических норм.